Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ, ПОСТРОЕНИЯ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ




Обозначим некоторые важные принципы подготовки, построения и чтения лекции «В защиту жизни».

1. «Тяжело в учении, легко в бою». Недостаточное владение материалом не только ослабляет содержательную часть лекции, оно порождает волнение, неуверенность в себе, что, в частности, приводит к ненужным паузам, «затяжкам» во время лекции: забыл, что говорить и говоришь, что говорится, повторяешься, подробно отвечаешь на пустой вопрос, чтобы хоть что-то говорить, уходишь в повествовании «в сторону» и т.п. На первый взгляд кажется, что это следствие некоей психологической неустойчивости или чрезмерной стеснительности, однако, на самом деле, чаще всего причина в недостаточном владении материалом. Устраняется эта проблема путем практики, тщательной подготовки, погружения в тематику лекции.

Необходима серьезная подготовка, проработка лекции: от глубокого изучения затрагиваемых тем до оттачивания конкретных фраз. В этом помогает прослушивание лекций опытных лекторов, из которых можно взять на вооружение подходящие примеры, приемы, речевые обороты и прочее, а также просмотр тематических документальных фильмов и сайтов. Перечень рекомендуемых источников приведен в конце данной работы. В общем, надо учиться и готовиться.

Даже абсолютно несведущий в тематике лекции человек может относительно быстро (за месяц) освоить на базовом уровне необходимые для чтения лекции знания. Главное, чтобы у потенциального лектора было горение, то есть мотивация, желание, а также социальная адекватность, приемлемый уровень эрудиции и элементарные навыки работы с аудиторией.

Каждый лектор имеет свой жизненный опыт, свою харизму, свой психоэмоциональный склад личности, свой характер, темперамент, образование, свои слабости, наконец. Поэтому выстраивать лекцию нужно в соответствии с этим, не стараться слепо копировать других. Каждый лектор должен «петь свою песню».

Надо помнить о том, что даже опытный лектор может допустить неточность в изложении, фактическую ошибку. Поэтому желательно все, особенно шокирующие и сомнительные на Ваш взгляд моменты сверять с надежными источниками, для начала, как говорят молодые люди «погуглить», посмотреть официальную точку зрения на тот или иной вопрос (в той же «Википедии»), выяснить, почему, например, утверждения опытного лектора расходятся с официальной точкой зрения, изучить аргументацию. О мифах, укоренившихся в «пролайфе», было сказано в предыдущей главе.

2. Найди путь к уму и сердцу слушателя(адаптация к аудитории).Лектор должен уметь подстраиваться под аудиторию. Необходимо подготовить несколько вариантов лекции по форме подачи и по времени для разных аудиторий. Для школьников (особенно для 8-го класса) упростить подачу и сократить. Так они в итоге больше и лучше усвоят материал.

Недопустимо «вычитывать материал», невзирая на аудиторию. Одна из ошибок начинающих лекторов состоит в стремлении рассказать все по пунктам, по заранее подготовленному плану. Нельзя программировать лекцию. План должен быть гибким. Лектор должен разговаривать с людьми, чувствуя их реакцию, обратную связь – не обязательно в виде вопросов и реплик, это могут быть глаза, мимика, поза, движения, жесты, поведение, одобрительное кивание головой или недовольные вздохи и цыкания.

Это не означает, что нужно стремиться исключительно к одобрительной реакции (хотя это желательно). Иногда целесообразно раскачать сонную аудиторию спорными (с их точки зрения) тезисами, даже вызывающими протестную реакцию, чтобы пробудить интерес и внимание. Самая негодная реакция – это равнодушие, апатия, отсутствие интереса и внимания аудитории.

Не надо стремиться понравиться всем. Если это происходит, то лектор начинает на деле подстраиваться под тех немногих, которые демонстрируют недовольство, и забывает о всех остальных. И они постепенно теряют нить лекции, превратившейся в дискуссию лектора с несогласными.

Вопросы адаптации лектора к разным типам аудитории рассмотрены во втором разделе.

3. Как обеспечить внимание аудитории. Надо стараться «держать» аудиторию все время лекции. Это достигается следующими приемами.

1) Доступностью и информативностью одновременно.

2) Неожиданностью подачи информации, например, лектор приводит примеры из жизни подростков, говорит нетривиальные вещи, читает стихи, меняет тональность и темп лекции и т.п. Принцип педагогики «ошеломить и озадачить» еще никто не отменял. Умением резко, но со смыслом сменить тему так, чтобы переход был логичен, но неожидан.

3) Инициированием диалога, интерактива (если это возможно и уместно), личным обращением к слушателям: «Что может вам помешать создать счастливую семью?» или «Через 10 лет на смену тем, кто рожает сегодня, придете вы и, чтобы Россия не вымирала, в ваших семьях должно родиться 3-4 ребенка» и т.п.

4) Отсутствием лишних, ненужных слов и смысловых блоков.

5) Умеренной эмоциональностью (чем младше аудитория – тем больше эмоций, чем старше – тем больше информативности). Умением при необходимости эмоционально раскачать аудиторию с помощью уместного пафоса, дозированного саспенса (нагнетания), животрепещущих и даже болезненных примеров из жизни, проникновенностью речи, тембром голоса, мимикой и жестами.

6) Правильным темпом лекции.

7) Грамотным использованием слайдов презентации и видеосюжетов.

8) Тем, что лекция не затянута.

Все это особенно актуально для актовых залов, в которых удерживать внимание намного сложнее, чем в кабинете. А также в том случае, если лектор более не продолжит работать с данным коллективом (в отличие от курса НОСЖ, например). В данном случае особенно важно, чтобы слушатели заинтересовались, взяли раздаточный материал и продолжили погружение в тему самостоятельно, а это невозможно без эмоционального воздействия и внимания по ходу лекции. Лекция должна «зацепить», задеть за живое.

4. Борьба за дисциплину.Иногда в классе «хромает» дисциплина, и даже опытному лектору бывает сложно добиться должного поведения. В этом часто виновата принимающая сторона, которая не только распустила школьников за многие месяцы и даже годы некорректного воспитания, но и неправильно подготовила их к данной лекции. Например, не представила гостя, не сказала о важности лекции, не проявила со своей стороны уважения и заинтересованности. Дети тонко чувствуют настрой учителей, и если их наставники относятся к лекции «В защиту жизни» несерьезно, это сразу передается детям. Поэтому надо настаивать на том, чтобы лектора хотя бы достойно представили аудитории и сказали пару напутственных слов.

Впрочем, несмотря на усилия лектора и принимающей стороны, дисциплина может оставлять много лучшего. Не стоит принимать слишком близко к сердцу такие сложные лекции, хотя они требуют большого терпения и самоотдачи. В любой ситуации в аудитории есть те, кто слушает и прислушивается, все делается ради них.

Существуют различные приемы, с помощью которых можно резко встряхнуть аудиторию, успокоить, добиться внимания хотя бы на какое-то время. Например, показать фильм, лучше фрагмент (не более 3-4 минут) фильма «Тяжелая правда» или иной эпизод «жесткого пролайфа». Это вполне допустимо в техникумах, колледжах и вузах, где дети постарше и более самостоятельны, желательно, чтобы они были уже совершеннолетними. Подробнее вопрос использования «жесткого пролайфа» в лекциях рассмотрен ниже.

Можно резко сменить тональность и ритм лекции. Жестко призвать к дисциплине. Здесь очень важна неожиданность. То есть недисциплинированная аудитория должна быть не готова к такому «обороту». Например, можно резко взять менторский или даже «солдафонский» тон: «Так! Разговорчики отставить! Успокоились. Я с вами говорю как с думающими людьми, беседую… Если вы не готовы к такому разговору – могу по-другому… Просто жаль тех, кто ни при чем. 80% нормально слушают, а 20% мешают… и мне, и им… Так что, крикливое меньшинство, успокоились и не мешайте другим». И потом продолжить в обычном спокойном тоне. Этот прием обычно хорошо действует, когда в аудитории нет «особо активных», просто общая дисциплина не на высоте.

Однако зачастую «брожение» в аудитории создает несколько или даже один трудно управляемый ребенок. Если его выявить и жестко, но душевно обратиться к нему с просьбой не шуметь и не отвлекать других – это обычно работает. Если он продолжает шуметь, надо попросить его пересесть на первый ряд, в крайнем случае – выйти из аудитории, хотя это сейчас не практикуют в школах обычные преподаватели (это нарушает права ребенка), а зря. При этом нельзя обращаться к нарушителям дисциплины грубо: это подрывает авторитет лектора в глазах других и провоцирует грубый ответ. Лучше всего обращаться к хулиганам вежливо по форме, но твердо и даже жестко по сути, спокойно и уверенно, ни в коем случае не выходить из себя. Обращаться безлично, «не показывая пальцем», к аудитории в целом или ее наиболее активной части можно более жестко, чем при индивидуальном обращении. В последнем случае, называя нарушителя по имени (кстати, очень правильно спросить прежде, как его зовут) или указывая на него, нужно быть твердым, но предельно корректным. Всегда обращайтесь на «Вы» - это позволяет сохранить должную дистанцию. Вообще, первое правило лектора в недисциплинированной аудитории – держать слушателей на дистанции.

У каждого лектора должны быть свои приемы на случай борьбы за дисциплину. Автор имеет несколько заготовок, которые использует по мере необходимости. Например: «Так… Вы что себе позволяете!? К Вам пришел взрослый человек, говорит вам о том, что нужно для вас, не для меня. Рядом ваши учителя пытаются вас успокоить, но вы все равно выступаете. Так вот, знайте, если вы не научитесь уважать старших, пока учитесь в школе, то вас этому будут в армии учить… больно и обидно, не уговорами, а пинками. Так что у вас есть еще пару лет, чтобы научиться старших уважать. Тех, кто старших уважает, в армии не обижают. Непонятно многим почему, но это так. Закон природы, точнее психологии. Не случайно говорят: «дед», то есть старший. Если папу, маму, учителя оскорблял, то «дедушка» за всех по тебе оттопчется».

Еще один словесный прием: «Знаете, я читаю лекции в разных аудиториях, не только в школах – в военных частях, в детдомах, на зонах. Так вот, лучшая дисциплина обычно именно там – в колониях. И не потому что там охрана с автоматами или собаками – нет, там такая же школа, такой же техникум, где доучиваются те, кто на свободе не успел или не захотел, такие же женщины-учителя. Скажем, если это общий режим, то там как раз сидят в основном ребята до 30 лет за наркотики или «по пьяному делу» – и доучиваются. И никакой охраны в школе. Дисциплина образцовая. Все здороваются. Просто кое-что до них уже дошло (объяснили популярно), кое-что они уже усвоили, в глазах появилось понимание того, что надо у-ва-жать тех, кто старше по положению, по званию, по возрасту…, что есть иерархия, субординация и надо старших слушаться, иначе наглядно объяснят, кто ты есть и где твое место.

Так вот, слишком дорогой ценой далось им это понимание, лучше понять такие простые вещи самому, не попадая на зону. Они ведь тоже в вашем возрасте на зону не собирались, думали так всю жизнь продурачатся, выкрутятся, тоже, наверное, хихикали и ухмылялись, когда им старшие говорили простые и понятные нормальному человеку вещи. Запомните, умный человек учится на ошибках других, а дурак – только на своих. Поэтому вам это и рассказываю. Так что, перестали дурачиться и слушаем человека, который вас в три раза старше и опытнее и кое-что о жизни знает». Обычно такие пассажи действуют, как холодный душ, хотя бы на некоторое время. Кроме того, они очень располагают к лектору учителей, которые тоже понатерпелись в плане дисциплины.

5. Вопрос использования «жесткого пролайфа».В школах показывать «Тяжелую правду» или нечто подобное все-таки нежелательно, поскольку дети могут упасть в обморок, в дальнейшем могут быть жалобы со стороны родителей и т.п. Заметим, что некоторые лекторы ставят себе в заслугу «падёж» слушателей как показатель «силы слова», что является, по мнению автора, обольщением. Дело в том, что это достигается, как правило, не риторикой, а именно жесткими кадрами, и заслуга лектора в этом сомнительна. Падение в обморок действительно может вызвать травму, спровоцировать приступ эпилепсии и т.п. Скорее всего, в эту школу лектора больше не пригласят, а впечатление о лекции вряд ли будет окрылять и воодушевлять.

Упасть в обморок могут и без жесткого пролайфа, если лектор, действительно, обладает силой слова. Однако хороший лектор будет делать все возможное, чтобы падение не состоялось. Для этого в ходе лекции надо уметь расслаблять, веселить и даже смешить ребят. Можно даже рассказать уместный анекдот по теме лекции. Это вообще очень помогает найти контакт с аудиторией и получить благорасположение слушателей в преддверии перехода к таким сложным темам, как АБОРТ или МНОГОДЕТНОСТЬ. Если же лектор с самого начала как «мастер саспенса» начнет нагнетать в стиле Альфреда Хичкока, то «падёж» школьников гарантирован.

В целом, по мнению автора, «жесткий пролайф» (фильмы и фотографии убитых абортом детей, кровь, оторванные ручки и ножки) – это не лучший метод борьбы за внимание аудитории. Дело не только в жалобах и обмороках, дело в том, что иногда это воспринимается как некая агрессия со стороны лектора, «удар ниже пояса», некорректный прием. Например, могут сказать, что демонстрация любой хирургической операции вызовет аналогичный эффект. Это, конечно, демагогия, поскольку в ходе операции спасают жизнь человека, а абортом – убивают, но этот софистический прием работает против лектора. Те, кто не желает слышать и видеть, таким образом находят себе лазейку оправдать свою антагонистическую позицию.

Жесткими кадрами лектор как бы «загоняет оппонента в угол». После них надо или «сдаться на милость победителя», в нашем случае – принять точку зрения лектора, или же прекратить коммуникацию: «уйти в себя», или, как говорят молодые люди, «выключить мозги» (поскольку мозг неподготовленного человека не справляется с потоком жесткой информации), или же обидеться ни с того ни с сего. В общем, в сознании включается установка: «Не говорите мне об этом! Ничего не желаю слушать!». Еще один вариант поведения загнанного в угол – проявить цинизм: «Ну и что!? Мне все равно».

С другой стороны, действительно многие люди внезапно осознали всю глубину проблематики абортов, деградации и эгоизма общества и даже изменили свое отношение к этому, увидев жесткие кадры. Но для этого необходим определенный уровень интеллектуальной культуры и сердечности, что, к сожалению, не так часто встречается у современной молодежи. Такой собеседник услышит и поймет лектора и без демонстрации оторванных рук и ног. Поэтому спустя многие годы лекторской работы, автор пришел по совокупности факторов к выводу о том, что использовать «жесткий пролайф» можно только в отдельных, скорее исключительных случаях и весьма дозированно. Это не отменяет, например, описания процедуры аборта на словах «как она есть» при демонстрации фотографии (живого) пренатального ребенка соответствующего возраста. Вообще, хорошему лектору должно хватать навыков «задеть за живое» и без демонстрации крови и трупов.

Кроме того, если лектор переборщит с жесткими кадрами и недостаточно внимания уделит блоку СЕМЬЯ И ДЕТИ, то слушатели могут уйти с установкой: «Аборт – это ужасно, а семью и детей я не хочу, поэтому лучше всего стерилизоваться – ни абортов, ни детей!»

Есть еще один аспект этой проблемы: демонстрация таких жестких кадров может сломать тонкий и возвышенный строй лекции, если он, конечно, имеется, и ожесточить сердца слушателей. Также, например, говоря о недопустимости пропаганды гомосексуализма, нежелательно во всей красе демонстрировать подробности «гей-парадов».

Вообще, использование «жесткого пролайфа» – это дискуссионный и сложный вопрос, автор здесь высказывает свое мнение, не претендуя на его бесспорность.

6. Время дорого. Лектору дают детей всего на час-полтора. Всего! Возможно, этих детей он больше никогда не увидит. Поэтому надо сказать им главное, и прежде всего то, что им не скажет никто другой (обычный среднестатистический учитель или родитель): то, что аборт – это убийство, то, что жизнь человека начинается в момент зачатия, про абортивный эффект и чудовищные последствия для здоровья от гормональной контрацепции и ВМС и т.д., и, конечно, о целомудрии и Любви. Если нам предоставляют такую возможность, а мы ее не реализуем в полной мере – это можно назвать преступной халатностью.

Поэтому лектор обязан максимально эффективно использовать время лекции: не говорить то, что они и так услышат от других, «общие места», несущественную, лишнюю информацию, «лить воду» и т.п. Иногда, как мы уже отмечали, это начинается от волнения, от растерянности и незнания, что сказать далее. Каждое слово лектора должно быть со смыслом!

Например, не стоит тратить время на подобные высказывания: «Вы знаете, что здоровье человека только на 10% зависит от медицины, на 20% - от наследственности, и ещё на 20% - от состояния окружающей среды. А вот 50% здоровья определяется тем образом жизни, которого придерживается человек». Во-первых, это и так понятно (сама фраза начинается со слов «Вы знаете»), во-вторых – это им и другие расскажут, в-третьих, подумайте, достижению какой из задач или целей лекции служит эта фраза. Скорее всего, никакой. Просто легко говорить такие прописные истины, как говорится: «Солдат стоит, а служба идет».

Лектору надо обязательно успеть внятно изложить блоки: АБОРТ, КОНТРАЦЕПЦИЯ, ЦЕЛОМУДРИЕ. Остальные блоки можно так или иначе сокращать или выпускать. Необходимо уметь укладываться в отведенное время лекции. Лучше оставить время на вопросы. Если лекция окажется «перетянутой» и времени на вопросы не хватит, то слушатели уйдут, во-первых, замученные, во-вторых, не раскроются, не зададут свои смысловые вопросы, уйдут со своими «непонятками».  

Для экономии времени надо:

а. Хорошо владеть материалом.

б. Иметь четкий (и гибкий) план лекции, знать, что и зачем говорить, логические переходы между смысловыми блоками.

в. Исключить ненужные и сократить непринципиальные, второстепенные смысловые блоки.

г. Быть в хорошей физической форме, выспаться перед лекцией (чтобы не «тормозить»).

д. Следить за временем по ходу лекции.

е. Избавиться от ненужных и дублирующих речевых оборотов, например: «Смотрите, какую цитату я хочу вам привести…» (приводите сразу, без вступительных слов). Убрать все ненужные, вводные, пустые слова и словосочетания: "позвольте продемонстрировать следующий слайд", "хотелось бы сказать..." и пр. Надо оттачивать формулировки.

ж. Лектор не должен позволять слушателям «вести» себя. Чтобы достоинство (интерактив) не превратилось в недостаток. При нехватке времени, особенно при работе с неподготовленной (не готовой к интерактиву) аудиторией, все дискуссии лучше откладывать на конец лекции, а мелкие вопросы кратко и емко парировать по ходу, не сбиваясь с курса и темпа лекции. Не надо, например, слишком часто провоцировать слушателей на разговор, если лекция не читается осознанно в режиме интерактива: «Вы слышали про то…?», «Вы слышали про это?». В ответ не готовые к диалогу слушатели начнут долго и невнятно формулировать мысли, смутно самовыражаться, при этом лектор будет вынужден слушать, поскольку сам задал вопрос. Подробнее об особенностях и ошибках лектора при работе с аудиторией в режиме интерактива будет сказано позже в главе «Ответы на вопросы слушателей и лекция в режиме диалога».

з. Если лектор запутался в изложении материала, не надо пытаться «распутывать», лучше «разрубить» логический клубок: не выходить мучительно шаг за шагом из тематического тупика, а остановиться, твердо и быстро закончить мысль и перейти к следующему блоку или фрагменту.

и. Лектору не стоит привязываться к слайду, пытаться комментировать каждый слайд, если это вызывает затруднение и мешает логике изложения (особенно если на первых порах он пользуется чужой презентацией). Следует смело пропускать ненужные в данной конкретной ситуации слайды. Дело в том, что лектор должен адаптироваться к каждой аудитории, а презентация может быть одна или всего несколько: для школы, для вуза и для взрослых, например. То, что нужно подробно рассказывать в музыкальной школе, можно проскочить в строительно-монтажном техникуме. Менять структуру и подачу материала надо не только по формальным признакам, но и глядя в глаза слушателям, адаптируясь по ходу лекции. Все эти моменты вызывают необходимость, с одной стороны, иметь в наличии слайды на все случаи жизни (некоторые можно скрывать заранее, не удаляя), с другой стороны – уметь ловко «проскакивать» неуместные в конкретном случае слайды, целые блоки слайдов, переходить сразу на нужный слайд. Надо уметь использовать возможности той программы, которой пользуется лектор, например «Microsoft PowerPoint», хотя это не лучшая программа для презентаций.

При всем этом, ради экономии времени не стоит торопиться, суетиться, выпускать наглядные примеры. Лучше доступно и внятно раскрыть шесть информационных блоков, чем восемь второпях и кое-как.

7. Основные мысли надо давать четко, ясно, прямо, внятно (особо важно при работе в актовом зале). Не надо говорить слишком витиевато, слишком тонко (допустимо только в маленьких и внимательных аудиториях). Например, такие тезисы как: «Аборт – это убийство человека», «Жизнь человека начинается в момент зачатия», «Гормональные контрацептивы имеют абортивное действие и множество губительных побочных эффектов» и т.п. должны звучать уверенно и недвусмысленно. Надо самому верить своим словам. Если лектор сам боится или стесняется того, что он изрек, то ему никто не поверит, скорее наоборот.

8. Не в бровь, а в глаз (примеры).Примеры должны быть (в достаточном количестве), но «не в бровь, а в глаз». Нет ничего хуже расплывчатого примера, который можно толковать двояко.

Очень хорошо, особенно в школе, воспринимаются исторические и особенно литературные примеры. Это показывает основательность и глубину ваших подходов: мол, этому учит вас и литература, и история, я только напоминаю вам прописные истины, забытые сегодня под воздействием антисемейной пропаганды. Кроме того, это весьма располагает к лектору учителей, лектор показывает высокий уровень эрудиции и культуры, особенно если примеры приводятся как бы невзначай, из головы, а не кажутся нарочито заготовленными.

Хорошо воспринимаются примеры из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя и «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого при разговоре о мужской ответственности, долге и чести. При раскрытии темы Любви также уместно процитировать речь Тараса Бульбы о товариществе: «Нет уз святее товарищества!... Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе... Нет, так любить никто не может!». Этот фрагмент хорошо иллюстрирует мысль о том, что Любовь лежит в основе всего: и дружбы, и братства, и крепкой семьи, и непобедимой страны.

Но особенно пронзительно и трогательно звучит чтение стихов (из классики или собственного сочинения). Только читать надо от сердца, с выражением, проникновенно, но без лишнего пафоса и, конечно, не по бумажке. Можно заготовить заранее несколько стихотворений. Например, говоря о целомудрии и женственности, можно привести в пример Татьяну Ларину из «Евгения Онегина», прокомментировав, что она является образом настоящей русской красавицы, примером женственности и очарования:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Всё тихо, просто было в ней….

Этот короткий гениальный фрагмент «прицельно бьет» по многим порокам современной старшеклассницы. И не только бьет, но и показывает настоящую красоту.

Или можно полностью зачитать прекрасное и очень точное стихотворение Людмилы Татьяничевой «Русская девушка»:

Ей восемнадцать лет не боле.

Вишневый рот, лучистый взгляд.

Как у березки в чистом поле,

Красив и прост её наряд.

 

В зеленой кофточке из ситца

На круг выходит не спеша.

Вздыхают женщины: Царица...

Вздыхают парни: Хороша!

 

Она ребят не замечает:

Хоть в ноги падай, Хоть кричи.

Пока один лишь ветер знает,

Как эти губы горячи,

Да разве Солнце, что вплетает

Ей в косы спелые лучи.

 

У всех девчонка на примете -

Строга, приветлива, скромна.

Еще любимого не встретив,

Она ему уже верна.

 

9. Лектор должен привлекать своей личностью, располагать к себе. Перед лекцией нужно хорошо выспаться, привести себя в порядок, быть «в форме». Одеваться аккуратно, в меру строго, невычурно, но со вкусом. Нельзя одеваться и вести себя подчеркнуто демонстративно: как будто ты «свой парень» или, наоборот, человек из другого мира. Это не касается священнослужителей, которые вполне органично выглядят в рясе и с крестом. Необходимо произвести хорошее впечатление на аудиторию с первого взгляда, быть открытым и доброжелательным, при этом сохранять дистанцию. Держаться бодро, уверенно в себе, ни в коем случае не быть подавленным или унылым. Хорошо заранее сделать артикуляционную гимнастику (упражнения для разогрева речевого аппарата).

Очень важно, как выглядит лектор, не только что, но и как он говорит, как он держит себя. Обычно у слушателей срабатывает простой психологический механизм: «Если я буду прислушиваться к этому человеку и следовать его советам – я буду похож на него!». Дети должны захотеть хоть чуть-чуть в чем-то быть похожими на лектора.

Надо стремиться к тому, чтобы сам лектор, его мысли и жизненные подходы являли образ победителя, успешного счастливого человека, добившегося своих целей. Даже если на самом деле не все идеально. Лектор должен быть немного артистом. Обычные дети не готовы к духовным рассуждениям, к пониманию того, что счастье дается через страдания, боль и ошибки. Им надо показать готовый результат: ты счастлив и успешен и можешь помочь им достичь того же, ты знаешь, как этого достичь, у тебя это получилось. Конечно, эти схемы достаточно грубы, но надо постараться показать примитивной формой глубокое содержание. Конечно, многое зависит от аудитории, ее способности рассуждать. По крайней мере, лектор не должен жаловаться на жизнь, сетовать на обстоятельства, оправдываться и т.п. Особенно все это актуально, когда лектор приводит примеры «про себя».

Без ложной скромности, но ненарочито лектор должен показать, проявить свое образование, эрудицию, высокий интеллектуальный уровень, знание языков (если есть). Если у лектора есть ученая степень, то в вузе об этом надо прямо сказать во время представления себя, еще лучше, чтобы это озвучила принимающая сторона. Это необходимо, помимо прочего, для того, чтобы слова лектора воспринимали не как морализаторство, а как плод жизненного опыта и интеллектуального труда.

10. «Что такое хорошо, и что такое плохо».В лекции не должно происходить размывание границ хорошего и плохого. Т.е. надо четко по смыслу и семантически разделять хорошее и плохое. Плохое высмеивать, «опускать» (а не романтизировать), показывать нутро плохого. А хорошее – «ставить на пьедестал». Например, нельзя говорить о пороках: «Запретный плод сладок». Что означает эта фраза, скажем, для православного лектора? То, что величайшей трагедией в жизни человека было бы вкусить этот заманчиво сладкий, но губительный плод. С таким подтекстом лектор и произносит эту фразу, не задумываясь о том, как она отзовется в сердце обычного школьника. А его реакция вполне предсказуема: «Значит, надо попробовать этот сладкий плод, идя наперекор судьбе, проявляя волю и мужество, ломая искусственные ненужные запреты». Он ведь если и слышал об истории Адама и Евы, то весьма смутно. На этом примере видно, что лектор должен говорить не то, что «накипело» или то, что ему самому понятно, а то, что будет воспринято слушателями в нужном ключе с желаемым эффектом.

Еще один пример: большой ошибкой было бы сказать в лекции нечто подобное: «Девчонкам нравятся ребята, которые умеют драться, хорошо одеваются и имеют дорогие гаджеты, но, на самом деле, это не главное…». Во-первых, это не совсем так. Во-вторых, непонятно, что в этом плохого. В-третьих, все собрано в одну кучу без разбора. И самое главное – парни хотят нравиться девчонкам, и то, что потом скажет лектор, для них уже не будет иметь значения, они услышали, что нужно «уметь драться, хорошо одеваться и владеть дорогими гаджетами». Эффект получился обратным.

Слово «секс» не должно звучать нейтрально, но обязательно в негативном контексте. Ведь в сознании молодого человека «секс» – это отнюдь не супружеские отношения, а совсем иное. Автор в лекции даже выделяет это слово насмешливой интонацией, произнося через [e], а не [э]. Если лектор хочет сказать об этом всерьез, то лучше использовать термины «супружеские отношения», «интимные отношения» или «плотские отношения».

Высмеивать плохое надо тонко и аккуратно, чтобы от самого порока не перейти к высмеиванию личности. Но, главное, чтобы ирония била «не в бровь, а в глаз», то есть была очень точной, неопровержимой, чтобы в ней была правда, от которой не скроешься. Здесь вполне уместны пословицы и поговорки, народные выражения и фразеологизмы, за которыми стоит житейская мудрость. Например, говоря на лекции в сельской местности о том, что сегодня девушки одеваются, выглядят и ведут себя нескромно, вполне можно употребить выражение: «Губы уже накрасили, а шею еще не мыли» и т.п.

Говоря о пороках, не следует останавливаться на крайностях, лучше обратить внимание на массовые заблуждения и пороки. Скажем, наверное, не лучшим негативным примером является девушка, у которой было 15 юношей. Не надо им задавать планку на уровне 15-ти сожителей. Могут подумать, что 2-3 – это нормально, а вот 15 – перебор!

Также не следует подчеркивать в лекции, что лектор представляет «движение меньшинства», «идет против течения» и т.п. Хотя в современной России это действительно так. Однако в глобальном историческом контексте мы как раз отстаиваем те принципы, которые исповедовали наши предки столетия, на основании которых построены цивилизации, а современная антисемейная культура потребительства и эгоизма – уродливое детище последних десятилетий.

Большинство людей – конформисты, которые не пойдут даже в мыслях против мнения большинства, не понимая, что это «мнение» создается искусственно активным пассионарным меньшинством. Поэтому желательно поставить вопрос так, что быть эгоистом (жить для себя, не рожать детей и пр.) – это не только глупо, позорно, бесперспективно, но и маргинально.

Не следует вводить неподтвержденных аксиом – это раздражает и подрывает доверие к лектору. Например: «Все понимают, что женщина – это домашний очаг». Лектор должен попытаться убедить в этом слушателей (хотя бы немного расположить к данной точке зрения), а не «заходить» с этой аксиомы. Вся логическая конструкция, построенная на неявной аксиоме, сыпется как карточный домик: «Ага, нам пытаются навязать идеологию «киндер-кюхе-кирхе»! Ну-ну, мели Емеля – твоя неделя». К этому нужно подводить аккуратно, ненавязчиво, на жизненных примерах и неоспоримой логике, а не просто заявить об этом. Другое дело, когда речь идет о доказанных научных или исторических фактах, например, что жизнь человека начинается в момент зачатия.

Говоря о своей миссии, следует избегать слова «пропаганда». Пропаганда в современном понимании – однозначно негатив, попытка навязать и пр. Т.е. этот термин можно использовать только в отношении наших противников.

11. Светский характер лекции.Лекция «в защиту жизни» должна носить светский характер, не восприниматься как мнение Церкви, даже если ее проводит священнослужитель. Священник может добавить к лекции светского характера духовные смыслы и рассуждения, рассказать о таинствах Исповеди и Причастия, привести примеры из пастырской практики, но основное содержание лекции должно преподноситься как информация для всех, универсальная истина, абсолютная правда. И это действительно так.

Здесь имеет место некоторая военная хитрость. Дело в том, что Церковь действительно учит универсальным истинам, благовествует абсолютную правду в своем учении, правду для всех, говорит о том, что требуется от каждого, не только от тех, кто вошел в ограду церковную и сознательно принял учение Церкви. Просто одни люди грешат, осознавая это, другие – неосознанно. Но от этого грех не перестает быть грехом. «Раб же тот, который знал волю Господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47-48). Это понимают люди церковные, однако в восприятии обывателя «у каждого своя правда», «учение православной церкви – для православных, учение ислама – для мусульман, а я вообще ни во что не верю / верю в себя / Бог у меня в душе / и т.п.».

Таким образом, обычный слушатель, даже не настроенный антагонистически, выслушав «мнение церкви по этому поводу», воспримет это так: «Ну что ж, это удел людей церковных, а я обычный человек, я пока не готов, на меня все это не распространяется, это все нереально, я не фанатик». Он не воспримет нравственный императив лекции на свой счет, в свой адрес, вздохнет и продолжит жить, как жил.

Лектор должен показать, что он говорит правду жизни, о том, что делает человека человеком, без чего невозможно жить в ладу со своей совестью и дышать полной грудью. Церковь тоже говорит именно это от своего имени, но слушателям это пока непонятно. Поэтому лекция должна иметь светскую форму, и, если она будет настоящей и правдивой, то будет нести православный дух, иметь православный стержень и суть.

Кроме того, если лекция будет церковной по форме и риторике, это создаст массу проблем «на подступах» к учебным заведениям, т.е. будут проблемы с допуском к аудитории. Услышав церковную риторику некоторые слушатели просто сразу замкнутся и внутренне откажутся воспринимать содержание лекции, могут даже демонстративно выйти.

В то же время, в лекции вполне можно светским языком приводить мнение церкви по затрагиваемым проблемам, наряду с мнением ученых, авторитетных людей, традиционными подходами, укоренившимися в культуре, показывать, что все источники говорят в разных терминах одно и то же. Этим, помимо прочего, лектор поднимает авторитет церкви в глазах нецерковных слушателей.

При этом лектору нельзя скрывать свою конфессиональную принадлежность. Самый лучший результат – когда слушатели хорошо восприняли светскую и весьма полезную для них лекцию, которую рассказал им православный человек. Они благодарны этому человеку за то, что он помог им сориентироваться в жизни, и они знают, что он человек православный. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16.).

12. Конец – делу венец!Концовка лекции должна быть выверена, с должным пафосом, запоминающаяся, воодушевляющая. Автор обычно возвращается в концовке к тематике Любви: «И самое главное помните, девчата, ребята, что строить надо свою жизнь на Любви. Не на эгоизме, а на Любви! Тогда всех этих безобразий, разводов, измен, брошенных детей, абортов в вашей жизни не будет! Я вам желаю найти в жизни большое человеческое счастье, встретить свою вторую половинку, с этим человеком создать счастливую семью, чтобы у вас детишек было побольше, и чтобы, парни, у ваших детишек не только мамочка была, но и любящий, заботливый, сильный, непьющий отец, настоящий мужчина, образец для подражания своим детям!»

Также надо сказать о раздаточном материале, «прорекламировать» его. Обычно автор это делает после фразы: «Задавайте вопросы, а пока вы их формулируете, я расскажу про раздаточный материал». Еще раз подчеркну, чтобы концовка была успешной, надо чтобы слушатели были не слишком «замучены» затянутой лекцией.

13. Раздаточный материал.Очень полезно оставлять после лекции раздаточный материал. Это могут быть листовки, диски с видеоматериалами, брошюры, журналы, дайджесты (особенно для медицинских учебных заведений), флаеры, календарики и пр. Это весьма способствует дальнейшему самостоятельному изучению тематики лекции слушателями.

По данным ссылкам можно скачать файлы-образы рекомендованных DVD-VIDEO дисков:

I. «Фильмы за жизнь» (основной диск): https://yadi.sk/d/w3SluWJPuviSX.

Содержание диска:

1. «Тайна природы женщины». (Документальный фильм о том, как быть любимой и счастливой, как найти свою половинку, 28 мин.).

2. «Игра в семью». (Документальный фильм о «пробных» браках, полноценной семье и настоящей любви, 26 мин.).

3. «Мужской вопрос». (Документальный фильм о проблеме абортов, роли мужа, отца и взаимоотношениях в семье, 25 мин.).

4. «Жизнь до рождения». (Ведущие ученые о том, когда начинается жизнь человека, 19 мин.).

5. «Чудо жизни». (Документальный фильм о внутриутробном развитии человека, Италия, 27 мин.).

6. «Рожать или не рожать?» (Разговор о главном решении в жизни женщины, 35 мин.).

7. «Не убий». (Клипы и ролики в защиту жизни, 27 мин.).

8. «Слово врача». (Беседа с гинекологом Р.Н. Гетмановым о проблеме абортов и контрацепции, 42 мин.).

9. «Афон за жизнь». (Документальный фильм: старцы Афона о проблеме абортов, обращение и призыв к действию к каждому из нас, 58 мин.). 

II. «Происхождение жизни»: https://yadi.sk/d/CW0RXDtbwZzZm.   

III. «Ювенальная юстиция»: https://yadi.sk/d/uYSP7fY-wZzHf (для родителей, педагогов, правоохранительных органов, педагогических колледжей и институтов и пр.).

Макеты для печати листовок можно скачать по ссылкам:

«Последствия аборта»: https://yadi.sk/d/9rLyaC8Pjy87x.

«Жизнь ребенка до рождения»: https://yadi.sk/d/A9jUjcSFjy8bf.

«Дневник нерожденного младенца»: https://yadi.sk/d/rrW0zpWBjy8AT.

Другие листовки: http://go-url.ru/i-ut.

Листовки «Гормональная контрацепция» и «Несостоятельность эволюционной эмбриологии» скачиваются по ссылке:

https://yadi.sk/d/hSqnLJj-3PVCV8

Макеты для печати дайджестов можно скачать по ссылкам:

«PREнатальный ребенок»: https://yadi.sk/d/w6dI3zAP3MP9HG.

«CONTRAцепция и здоровье» №2: https://yadi.sk/i/9FEd3yPK3MCw7k.

«CONTRAцепция и здоровье» №1: https://yadi.sk/d/ZRFBwNv5jzwdF.

Сайт: http://lifemodels.ru/ – Материалы против абортов. На этом сайте можно приобрести брошюры, плакаты, а также муляжи внутриутробных детей в натуральную величину.

Важно правильно, ненавязчиво, но заманчиво привлечь внимание слушателей к «раздатке». Лучше несколько раз упомянуть о «раздатке» в ходе лекции и напомнить о ней в конце. По наблюдениям автора, в среднем берет раздаточный материал каждый третий-четвертый. И это уже хороший показатель. Редко берут около половины слушателей или больше. Иногда почти не берут. В этом случае не стоит расстраиваться. Это может быть по причине того, что в аудитории есть несколько неформальных лидеров, которые прошли мимо, далее сработал «стадный рефлекс». Иногда не берут, потому что «и так все понятно» или у большинства нет гаджетов с оптическим приводом (для дисков), а читать вообще не привыкли и не хотят.

Кстати, стоит отметить, что действительно лазерные CD и DVD диски уже отживают свой век и молодые люди используют их уже не так часто. Однако для взрослых диски еще долго будут главным носителем информации. Поэтому, помимо раздаточного материала, необходимо давать ссылки на сайты и социальные сети, где слушатели могут продолжить изучение темы (см. «Список рекомендуемых источников»). Важно дать не много ссылок, но самые актуальные для данной аудитории. Тем не менее психологически легче взять с собой нечто материальное, чем запоминать или записывать ссылки, приведенные в ходе лекции. На дисках, помимо непосредственно содержания диска, на обложке также указаны соответствующие сайты и даны полезные ссылки.

Раздаточный материал целесообразно выкладывать для тех, кто заинтересуется, подойдет и возьмет. Выдавать каждому не стоит, так как многие потом могут его выбросить. Исключение составляют небольшие по численности вдумчивые и скромные классы, которые могут постесняться подойти за раздаткой, им можно выдать персонально каждому.

При возможности, располагать раздаточный материал лучше на столике у выхода из аудитории, так, чтобы слушатели не прошли мимо. Иногда ребята не решаются сделать первый шаг, а когда они буквально споткнулись о столик с раздаткой, начинают брать. Здесь может сказаться малое движение, за которым все либо налетят на диски и листовки, либо пройдут мимо. Особенно это заметно в школах, где почти всегда имеет место «стадный рефлекс».

Может сложиться ситуация, когда представители школы не разрешают раздавать материал всем желающим, а забирают себе, обещая потом раздать детям, предварительно посмотрев и убедившись, что все в порядке. Это крайне нежелательный сценарий, поскольку он говорит о недоверии к лектору со стороны учебного заведения (и это видно детям). Кроме того, раздаточный материал при таком отношении, скорее всего, не дойдет до детей. Поэтому надо настаивать на том, чтобы раздатку взяли дети. Как аргумент, можно предъявить то, что ваша лекция согласована, значит, согласован и раздаточный материал (хотя это может быть и не совсем так), что там нет ничего страшного и крамольного. Далее можно сказать, что «везде разрешают брать, почему же здесь не позволяется?» И объяснить, что сейчас у детей есть интерес, на этой волне они возьмут материал и продолжат самостоятельное изучение, а если его раздавать спустя некоторое время – интерес остынет и материал будет не востребован.

Раздаточный материал должен предоставляться бесплатно, несмотря на то, что существует мнение: «бесплатные материалы не ценят, а если заплатят «копеечку», то обязательно посмотрят». В принципе, это мнение справедливо, но для других ситуаций. В школе у детей может не быть денег, вообще в школе не принято продавать информационные материалы, кроме того, лектора могут заподозрить в корысти (как взрослые, так и дети), не разрешить. Может создаться впечатление, что лектор «работал на публику» лишь для того, чтобы собрать деньги. Это справедливо и для более старших аудиторий, но, может быть, в меньшей степени. Автор никогда, ни в какой аудитории не продает раздаточный материал. В любом случае, если материалы бесплатны, возьмут их намного больше. Дальнейшая их судьба нам неизвестна, хотя бывают отклики не только на лекцию, но и на раздатку. Даже «брошенный и забытый» диск может потом «выстрелить», его может найти и посмотреть совсем другой человек или забывший о нем слушатель – спустя некоторое время.

В каждом учебном заведении нужно оставить один набор материалов, в который могут войти не только диски для общей раздачи, но и специфические материалы для педагогов, учебник биологии С.Ю. Вертьянова, модель эмбриона, другие более дорогостоящие материалы, которые не раздашь каждому, например, дайджесты «PREнатальный ребенок» и «CONTRAцепция и здоровье». Этот набор надо вручить заместителю директора по воспитательной работе или биологу, или тому, кто сопровождает лектора. Лучше вручить заинтересованному лицу и сообщить ребятам, что с этими материалами можно будет ознакомиться у биолога или в библиотеке и т.п.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...