Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Префронтальная кора (ПФК): регионы, связанные с самосознанием и саморегуляцией 10 страница




 

 

Головной мозг изменяется в результате любого обучения, и тем быстрее, чем сильнее мотивация на повторение опре­ деленного опыта. Такие изменения ведут к формированию привычек — на нейронном и поведенческом уровнях, ко­ торые возобновляются и стабилизируются сами, без по­ сторонней помощи. Эти привычки заменяют другие, менее привлекательные виды деятельности. Просто таким образом устроен наш мозг; таковы грубые средства эволюции, при­ званные заставить его работать с максимальной отдачей. Как


#228                                                                             Биология ЖЕЛАНИЯ

 

и прямохождение; это не лучший результат эволюции; кото­ рый иногда ведет к боли и страданиям. (Эволюция никогда особенно не заботится об отсутствии у подопечного стра­ даний.) Но ни боль в спине; являющаяся следствием пря­ мохождения; ни зависимость не описываются корректно понятием «болезнь». Изменение мозга — даже очень се­ рьезное — не обязательно означает, что с ним что-то не

 

в порядке. Однако оно может предупреждать о том, что человек не использует свой мозг по максимуму, слишком часто пускаясь на поиски одного-единственного важного вознаграждения, упуская из виду другие, которые теряют для него значимость.

 

 

Зависимость без веществ

 

Один из самых грандиозных пробелов современного по­ нимания зависимости как болезни заключается в том, что поведенческие зависимости могут быть не менее тяжелыми, чем зависимости от химических веществ. Политическая линия NIDA, АМА и Американского общества зависимостей десятилетиями остается неизменной: зависимость преиму­ щественно вызывается злоупотреблением ПАВ (психоак­ тивными веществами). Но если это так, то почему зависи­ мость от просмотра порнографии, секса, интернет-игр, еды и азартных игр настолько широко распространена? И по­ чему для этих видов зависимости характерны почти такие же паттерны активации мозга, как и для наркозависимости (в том числе гиперактивация полосатого тела при наличии стимулов и сильного предвкушения, а также деактивация некоторых префронтальных областей, когда потакание сво­ им желаниям берет верх) ?


Г л а в а 8 . Биология, б и о г р а ф и я и з а в и с и м о с т ь 229#

 

 

М ожет показаться удивительным; но в последней версии DSM термина «зависимость» (addiction) в связи с нарко­ тической и алкогольной зависимостью вы не увидите. В ней она названа « расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ» (substance-use disorders (SUD )). Но давайте не будем церемониться со словами: расстройства, вызванные употреблением, — это точно то же самое, что большинство из нас подразумевает под «зависимостью ».

 

И наоборот, в последнем DSM азартные игры фигурируют как зависимость. Значит ли это, что азартные игры вызыва­

 

ют большую зависимость, чем героин? И в список было добавлено «расстройство, связанное с сетевыми играми», в качестве «состояния, требующего дальнейшего изучения». Иными словами, составители списка толком не знали, как его надо назвать, но пришли к выводу, что это примерно то же самое, что кристаллический мет. Психиатры, продолжа­ ющие дополнять и уточнять карту психических расстройств, так же растеряны, как и их пациенты. Или, выражаясь мягче, психиатры начинают осознавать, что проблемы зависимости нужно рассматривать с точки зрения паттернов поведения, а не конкретных веществ. Это шаг в правильном направле­ нии.

 

 

Люди выполняют многие действия с определенной регуляр­ ностью и мало их контролируют, так как эти действия об­ ладают высокой привлекательностью. Под это описание подпадает все, от транжирства до чрезмерной родительской опеки и джихадизма. Но есть одно совершенно нормальное человеческое состояние, которое мы в большинстве своем считаем воплощ ением слепого желания и неутомимого стремления: влюбленность. Влюбленные одержимы своим объектом любви, преувеличивают его положительные каче-


#230                                                                             Биология ЖЕЛДНИЯ

 

ства и избегают думать о возможных последствиях. Роман­ тическая любовь (но и родительская любовь, и даже пато­ логические формы любви, например фетишизм, садомазохизм и т. д.) легко может стать компульсивной, тяжело поддаю­ щейся контролю и сфокусированной на том, что есть сейчас, без размышлений о долгосрочном прогнозе. Параллели с зависимостью очевидны, по крайней мере в сфере психо­ логии и поведения.

 

Но и в сфере нейробиологии наблюдаются заметные сход­ ства. Ученые согласны в том, что «повыш енный уровень дофамина влияет на концентрацию внимания на любимом человеке и склонность любящего считать любимого уни­ кальным человеком».1Несколько исследователей занимались изучением связи между любовью и зависимостью. Джеймс Баркетт и Ларри Янг составили обзор почти всех доступных статей. Подчеркивая, что «все известные наркотики вызы­ вают выброс дофамина в прилежащее ядро », они подыто­ живают все наши знания о нейрофизиологии формирования пар у млекопитающих следующим образом:

 

Мезолимбический дофамин [который в конце концов по­ ступает в полосатое тело], и особенно дофамин области прилежащего ядра, играет важную роль в формировании стабильных пару степных полевок, причем точно такую же, как и при формировании наркотической зависимости. Доказано, что у грызунов спаривание вызывает выброс дофамина в прилежащем ядре. <... > У степных полевок формирование стабильных пар из спаривающихся партне-


 

1 См. Helen Е. Fisher, Arthur Aron, Debra Mashek, Haifang Li, and Lucy L. Brown, “Defining the Brain Systems of Lust, Romantic Attraction, and Attachment,’’Archives of Sexual Behavior 31, no. 5 (2002): 413-419.


Г л а в а 8 . Биология, б и о г р а ф и я и з а в и с и м о с т ь 231#

 

 

ров не происходит, если <... > блокированы дофаминовые рецепторы в прилежащем ядре <... > Более того, неспец­ ифической активации дофаминовых рецепторов в приле­ жащем ядре достаточно для образования стабильной пары, даже если спаривания не происходит.1

 

Параллели между любовью и зависимостью, которые можно обнаружить на уровне нейробиологии или поведения, го­ раздо сложнее, чем показано в этом резюме научной статьи. А поскольку очень мало видов млекопитающих хоть немно­ го моногамны, нам приходится полагаться на маленьких пушистых зверьков, чтобы получить необходимые факты. Однако после ознакомления с результатами огромного ко­ личества исследований Баркетт и Янг пришли к такому вы­ воду:

 

 

На начальной стадии зависимости собираются большие объемы сенсорной информации об объекте зависимости. При наркотической зависимости такая информация ка­ сается вкусов и запахов, а также ощущений от употре­ бления данного конкретного наркотика и контекста,

 

в котором наркотик употребляется. При зависимости от партнера такая информация носит в основном соци­

 

альный характер: взгляды, прикосновения, слова, запах, телосложение и лицо, а также сексуальный опыт. Когда эти ранние взаимодействия с объектом зависимости при­ водят к положительным результатам, дофамин секрети-руется в прилежащем ядре, работа которого повышает

 

 

James Р. Burkett and Larry J. Young, “The Behavioral, Anatomical and Pharmacological Parallels Between Social Attachment, Love, and Addiction,” Psychopharmacology 224, no. 1 (2012): 1-26.


#232                                                                             Биология ЖЕЛАНИЯ

 

значимость всех этих положительных стимулов, пред­ вещающих вознаграждение.1

 

Итак, любовь и зависимость характеризуются одинаковыми психологическими и нейробиологическими признаками,

 

и можно даже вслед за авторами статьи использовать термин

 

« зависимость от партнера». По-видимому, такая зависи­

 

мость свойственна многим парам. В свою очередь, люди, поборовшие зависимость от психоактивного вещества, часто описывают свою привязанность к нему как чувство влюблен­ ности. Брайан жаловался, что отказаться от мета было для него все равно что повернуться спиной к лучшему другу или любимой. Для него эти потери были равнозначны. Он даже считал мет равноценной заменой Веры, женщины, которую он любил много лет. Теперь ему предстояло пережить про­ цесс разрыва второй раз.

 

Не думаю, что к этому сравнению можно что-то добавить. Если зависимость — это болезнь, то, очевидно, болезнью является и любовь.

 

Вот вкратце еще несколько причин не причислять зависи­ мость к болезни:

 

Ф Регистрируемые изменения мозга, характерные для состояния зависимости, обычно исчезают, когда люди перестают употреблять наркотик. (Хотя можно воз­ разить, что незначительные изменения мозга остают­ ся — как и у бывших влюбленных.) Это справедливо

 

1 James Р. Burkett and Larry J. Young, “The Behavioral, Anatomical and Pharmacological Parallels Between Social Attachment, Love, and Addiction,” Psychopharmacology 224, no. 1 (2012): 1-26.


Г л а в а 8. Биология, БИОГРАФИЯ и з а в и с и м о с т ь                                  233#


 

 

и для не связанных с приемом ПАВ зависимостей; поэтому любые изменения мозга не имеют ничего общего с веществами как таковыми.

 

■Ф Уменьшение числа синаптических связей в определен­ ных областях префронтальной коры часто рассматри­ вается как железное доказательство того, что зависи­ мость — это болезнь. Но все, что здесь происходит, это удаление избыточных нейронных связей, а этот процесс является одним из двух основных двигателей нормального развития коры головного мозга; он яв­ ляется результатом обучения и повышает эффектив­ ность работы нейронной сети.

 

■ф Факторы, предрасполагающие людей к развитию за­ висимости, носят психологический, а не физиологи­ ческий характер. Роль генетики значительно преуве­ личена, а роль опыта (включая жизненные события и качество жизни) часто недооценивается.

 

•ф Психологические и средовые параметры предраспо­ ложенности гораздо больше связаны с тем, как мы воспринимаем мир вокруг нас, а не с тем, каким он

 

в действительности является. Но болезни возникают

 

в результате воздействия каких-то факторов, а не их восприятия.

 

■ф Сильное влечение к вызывающим зависимость веще­ ствам и действиям — это ответ на психологический стресс, например социальную изоляцию или повто­ ряющиеся негативные эмоции. Исследования « кры ­ синого парка развлечений» показали, что даже крысы добровольно отказываются от наркотиков, когда их социальная жизнь становится разнообразной, как от-


#234                                                                             Биология ЖЕЛАНИЯ

 

казалось большинство ветеранов Вьетнама; вернув­ шихся домой после войны.

 

"у* Лекарственные препараты убирают симптомы отмены, которые кратковременны для некоторых наркотиков

и отсутствуют у других, но снижают тягу только на тот период, когда они находятся в крови. Они пода­

 

вляют влечение, заменяя те химические вещества,

 

к которым развилась зависимость, на другие, близко связанные с ними и также способные вызывать зави­

 

симость.

 

Ф Исключением могут быть препараты, которые раз­ руш ают дофаминовую систему. Н о блокирование

« круговорота» дофамина также притупляет эмоции,

 

либидо, настойчивые усилия, направленные на дости­ жение или желание чего-либо, желание стремиться к чему-то. Это побочный эффект многих антипсихо­ тических препаратов.

 

Ф Лечебные центры, которые строят план выздоровле­ ния вокруг признания зависимости болезнью, исполь­ зуют лекарства почти исключительно для смягчения симптомов отмены. Затем они переходят на 12-шаго-вые программы, которые не имеют ничего общего с медициной.

 

Ф Многие специалисты, занимающиеся зависимостями, считают, что самые эффективные методы направлены на когнитивные и мотивационные процессы, такие как решимость, глубокие размышления о сути про ­ блемы, сила воли и прощение себя. Нет болезни, ко­ торую можно остановить, способствуя таким про ­ цессам.


Г л а в а 8 . Биология, б и о г р а ф и я и з а в и с и м о с т ь 235#

 

 

“Ф Социальные факторы, такие как поддержка и любовь,

 

а также осознание имеющихся проблем с помощью медитации, тоже доказали свою эффективность. Опять же, эти факторы и приемы не могут избавить от бо­

 

лезни (насколько нам известно).

 

 

Если не болезнь, то что?

 

В главе 2 я довольно подробно описал, как мозг изменяется по мере того, как развиваются люди (и формируются их привычки, их личность). Повторение конкретного опыта изменяет синаптические сети. Это создает петлю обратной связи между опытом и изменением структуры мозга, которые теперь влияют друг на друга. Новые паттерны синаптических соединений поддерживают сами себя, как дорожки, остав­

 

ляемые ручейками дождя на аллеях парка. Мораль? Струк­ турные изменения мозга превращаются в привычные пат­ терны функционирования мозга, которые, в свою очередь, фиксируются как психические привычки. Самый привлека­ тельный опыт повторяется чаще всего, с наибольшей на­ дежностью, и по-настоящему изменяет синаптические пути, а не просто проходит по ним. Вообще желание — это эво­ люционное средство, призванное заставлять нас регулярно достигать поставленных целей. Интенсивные и повторяю ­ щиеся желания, естественно, изменяют темп обучения. Они ускоряют прохождение цикла обратной связи между опытом и изменением мозга.

 

Ускоренное обучение не может не формировать устойчивыепривычки, такие же как те, что составляют зависимость, по нескольким причинам.


#236                                                                             Биология ЖЕЛАНИЯ

 

Ф Желание концентрирует внимание, в первую очередь за счет активации связей между полосатым телом и другими частями мозга. Желание + внимание = при­

 

влекательность; привлекательность порождает заин­ тересованность и повторение и, следовательно, на­ учение.

 

"у” Петля обратной связи, цикл которой ускорен, генери­ рует все больше и больше того, что она генерирует (что бы это ни было), и ее темп еще больше возрас­ тает. Это нарастает как снежный ком.

 

■ф Любой процесс развития, который был должным об ­ разом подстегнут, обгоняет своих соперников. Так как синапсы слабеют и исчезают, когда перестают исполь­ зоваться, и так как цели, связанные с зависимостью, реализуются за счет других целей, привычки зависи­ мости захватывают в плен привычки, несогласующи-еся с зависимостью, — такие как великодушие, искрен­ ность и сочувствие.

 

•ф Зависимость предлагает очень желанные вознаграж­ дения, которые быстро сходят на нет, в результате чего желание быстро возгорается с новой силой.

 

Давайте поподробнее остановимся на последнем пункте. Мы знаем, что синаптические паттерны укрепляются с каж­ дым повтором одного и того же опыта, будь то игра на пи­ анино, выпекание хлеба или курение крэка. И мы знаем, что повторение, поддерживаемое сильной мотивацией, это самая главная движущая сила формирования новых синапсов. Каждый раз, когда желание порождает очередную погоню за наркотиками, выпивкой, порно или азартной игрой, оно вносит усоверш енствования в сеть синапсов, которая


Г л а в а 8. Биология, б и о г р а ф и я и з а в и с и м о с т ь                                     237#


 

 

цементирует зависимость. Представьте себе долгожданное вознаграждение; которое действует всего несколько часов. Исчезая; оно оставляет вместо себя чувство потери; разо­ чарование и часто депрессию. Естественно; желание раз­ горается снова и принимает форму влечения; или тяги; и цикл с большей долей вероятности повторится.

 

В этом смысле зависимости основываются на недобросо­ вестной рекламе. Полосатое тело находится в остром пред­ вкушении обещанной нашими желаниями и фантазиями роскоши. Но кайф никогда не бывает так хорош; как нам было обещано; и, что хуже, он не длится долго. Для Брайана это были искрящиеся кристаллы метамфетамина в трубке, которую он курил до изнеможения. Для Джонни стакан рома с позванивающими кубиками льда — вплоть до бес­ сознательного состояния. Элис после каждого эпизода об­ жорства ждали серьезное физическое недомогание и прон­ зительный стыд. П ри этих и других видах зависимости удовольствие быстро затухает, когда наркотик начинает выветриваться, от алкоголя начинает клонить в сон, деньги расходуются, а сексуальные изыски становятся скучны. А за­ тем ... оно снова тут, зовет нас, через несколько часов или на следующий день. Мы вновь наслаждаемся обломками вознаграждения, за которыми вновь следуют чувство утра­ ты и обновленная тяга. Когда костер желания загорается так часто, одни и те же нейронные пути углубляются снова и снова. Результатом является ускоренное обучение.

 

 

Однако начальная стадия зависимости далеко не всегда вы­ глядит как ускоренное обучение. Истории жизни Брайана и Донны подтверждают, что люди могут принимать нарко­ тики долго, прежде чем разовьется зависимость. В первона-


#238                                                                             Биология ЖЕЛАНИЯ

 

чальный период развития зависимости и у Брайана и у Дон­ ны было не так уж много мотивационны х поводов для приема наркотиков. Брайан пытался оставаться бодрым

и бодрствовать; чтобы успеть все сделать по работе; а Донна очень долго принимала викодин для облегчения боли, пре­

 

жде чем начала принимать его для удовольствия. Тем не менее и Брайан и Донна достигли решающей точки, в кото­ рой кривая научения круто пошла вверх. У Донны таких решающих точек было несколько, поскольку между ее штор­ мами с кражей лекарств были периоды затишья. Спираль научения пошла раскручиваться быстрее, и множественные поведенческие и нейронные изменения начали накапливать­ ся по принципу снежного кома, когда Донна и Брайан стали принимать наркотики ради ощущений, которые те давали,

 

а не как средство для достижения какой-то цели. Именно тогда желание вступило в свои права, и поиск наркотиков затмил все остальные цели. Тогда их жизни начали рушиться.

 

Начальная стадия зависимости обязательно включает одну или несколько фаз ускоренного научения, но она тем не менее может долгое время развиваться очень медленно. П о ­ этому я назвал эту стадию стадией «глубокого научения». Этим термином я описываю общий профиль научения, ха­ рактерный для формирования зависимости, который вклю­ чает периоды быстрого изменения, инерции и временной ремиссии (в медицинском смысле).Обратите внимание,чтоэтот профиль (см. рис. 2) напоминает стандартную кривую научения, взятую « из реальной жизни».

 

Ж елание возглавляет список эмоциональных состояний, стимулирующих научение. Но мы должны помнить, что от­ рицательные эмоции, например тревога и стыд, активизи­ руют синаптические конфигурации ничуть не хуже. Это


Г л а в а 8 . Биология, БИОГРАФИЯ и з а в и с и м о с т ь 239#

 

 

Рис. 2.Глубокое научение:профиль начальной стадии зависимости с фа­зами ускоренного научения, периодов стабильности и случайных незна­

 

чительных улучшений

 

 

такие конфигурации, которые укрепляют сами себя в ходе развития, как при перерастании депрессивной или тревож ­ ной предрасполож енности в расстройство. Здесь зави­ симость не сильно отличается от других неудачных на­ правлений личностного развития: самоподкрепляющаяся привычка, основанная на сильных эмоциях, испытываемых регулярно. Что особо важно, такие последствия развития личности, которые мы рассматриваем как личностные из­ менения и зависимость, могут формироваться одновремен­ но, друг из друга и поддерживая друг друга. Синаптические сети не только самоподдерживающиеся, но и взаимоподдер-живающиеся, поскольку мозг любит сохранять структуры и накапливать ресурсы, как и все живые существа.


#240                                                                             Биология ЖЕЛЛНИЯ

 

М отивационный трамплин формирования привычек лежитпрямо в центре мозга, внутри коры, вокруг среднего мозга.

Это «мотивационное ядро», состоящее из полосатого тела, ОФК и миндалины. Изменения структуры нейронной сети этих регионов происходят, когда животные постоянно моти­ вируются на получение чего-либо или избегание чего-либо — голодные грызуны, кричащие младенцы и сексуально озабо­ чен ные подростки. П ерестройка сетей в этих областях обусловлена прежде всего тем, что дофамин поступает в них

 

и захватывается нейронами при появлении целей с высокой привлекательностью, что создает все крепче затягивающуюся петлю обратной связи между желанием и приобретением,

 

между «хочу» и «получаю». Когнитивные аспекты форми­ рования привычки основаны, по-видимому, на столь же мас­ штабной перестройке синаптической сети коры. Ошибки выбора и планирования, смещение акцентов внимания, а так­ же ложная оценка имеющихся возможностей объясняются изменениями коры, протекающими синхронно с изменени­ ями в только что упомянутых мотивационных регионах. Короче говоря, сильные эмоции, направленное внимание

 

и когнитивные адаптации используют друг друга и вместе оставляют глубокие отпечатки на нейронной ткани. Так мозг меняется в ходе развития и так формируются привычки.

 

Итак, что же такое зависимость? Это привычка, которая развивается и довольно быстро начинает поддерживать сама себя, когда мы регулярно достигаем одной и той же цели, обладающей для нас высокой привлекательностью. Или, одним предложением, мотивированное повторение, которое влечет за собой глубокое научение. Поведенческие паттернызависимости развиваются быстрее и укореняются глубже, чем другие, менее привлекательные привычки. Это следствие


Г л а в а 8. Биология, б и о г р а ф и я и з а в и с и м о с т ь 241#

 

 

сильной притягательности, которая мотивирует нас на по­ вторение одних и тех же действий, особенно когда они оставляю т после себя страстное желание получить еще и другие цели теряют свою привлекательность. Нейробио-логические механизмы этого процесса затрагивают многие области мозга, образуют паутину, которая удерживает за­ висимость на месте. Часто эмоциональный кризис в детстве или подростковом возрасте приводит к поиску вознаграж­ дений, которые могу дать облегчение или комфорт на какое-то время, но могут и вызвать зависимость. Зависимость — это дом со многими дверьми. Как бы зависим ость ни начиналась и ни заканчивалась, она представляет собой состояние постоянно возвращающегося желания достичь одной конкретной цели, которое пускает глубокие корни в нейронный фундамент человеческой личности.

 

Почему желание?

 

Общеизвестно, что зависимость характеризуется сильным желанием и узконаправленным фокусом внимания, которые связываются друг с другом прочно и надолго или часто воз­ вращаются вместе. Это не должно удивлять, так как сильное желание всегда завладевает вниманием и удерживает его. Вообще у этого динамического дуэта есть название: при­ тягательность. Беглый взгляд на мозг покажет нам, что же­ лание, порожденное захватом дофамина в полосатом теле, завладевает вниманием в форме ожидания — внимания к тому, что будет дальше, что мерцает в синапсах О ФК. Цепи, соединяющие эти структуры, разрастаются, как плющ, ког­ да зависимость закрепляется. Вкупе с миндалевидным ядром, которое вызывает ярко выраженные эмоциональные вспле-


#242                                                                             Биология ЖЕЛАНИЯ

 

ски, эта нейронная ассамблея работает как мотивационный двигатель зависимости.

 

Н о давайте предположим, что значимость желания как мотивационного состояния превалирует над значимостью других таких состояний. Ж елание заслуживает большого уважения, посмотреть хотя бы, какую нейронную территорию отвела ему эволюция. Вспомните о вилке с макаронами, под­

 

несенной ко рту Сосредоточьтесь на том, куда во время еды направлено ваше внимание. Когда еда почти у вашего рта, внимание, по крайней мере частично, направлено на нее. В этот момент внимание связано с целью доставить еду по назначе­ нию туда, куда она направляется. И вы чувствуете желание, по крайней мере до какой-то степени. Если бы его не было, не было бы смысла продолжать есть. Опять же, желание и внимание сливаются воедино. Но когда еда уже во рту, вни­ мание переключается на что-то другое: вы возвращаетесь к разговору или книге, которую читаете, или к телепрограмме, которую вы смотрите. Количество внимания, уделяемое вку­ су пищи во рту, это капля в море по сравнению с вниманием, которое вы уделяете тому, чтобы пища туда попала.

 

П о иронии судьбы, хотя это немного печально, удоволь­ ствие — незначительная часть общего процесса еды, даже когда вы едите что-то особенно вкусное. Ж елание и ожида­ ние составляют большую часть процесса: обеспечение ре ­ ализации — вот основное действие. На самом деле, такое неравномерное распределение идеально. С точки зрения эволюции фокусировка внимания на удовольствии должна быть практически равна нулю. Как только еда оказалась во рту — всё, вы больше ничего не можете сделать, чтобы повысить свои шансы на выживание и произведение по-


Г л а в а 8. Биология, б и о г р а ф и я и з а в и с и м о с т ь 243#

 

 

томства на свет. Н о с точки зрения эволюции крайне важно, чтобы еда оказалась во рту, и на это нас толкает желание. Если бы вы не были глубоко заинтересованы, полны реши­ мости и сфокусированы на том, чтобы пища оказалась во рту, на вашем выживании можно было бы поставить крест.

 

Полосатое тело — это крупная сложная структура, назна­ чение которой состоит в преследовании и достижении целей за счет руководства вашим поведением и различными вида­ ми желания: импульсивностью, компульсивностью, потреб­ ностью и влечением. Каждый из этих видов желания может быть сгенерирован отдельным участком полосатого тела или их совместной активностью, основанной на метаболизме дофамина. Удовольствие же достигается за счет работы от­ носительно небольшого участка мозга (размером около кубического сантиметра, по оценке нейробиолога Кента Берриджа), который включает небольшую часть полосато­ го тела и активность которого базируется на совершенно другой биохимической основе.

 

Итак, желание — это действительно важная шишка во всех действиях, направленных на достижение цели. И зависимость не исключение. Критически важная роль желания в работе головного мозга исследовалась в лаборатории Берриджа более десятилетия. Берридж первым начал утверждать, что для зависимости важно то, что человек испытывает желание,

 

а не то, что он нечто любит и предпочитает: важно именно желание, а не удовольствие. Однако другие нейро биологи пришли к такому выводу нескоро. Низкий уровень достигну­

 

того удовольствия, характерный для зависимости, объясняет, почему Натали продолжала колоть героин, Брайан продолжал курить мет, а Джонни продолжал пить еще долго после того,


#244                                                                             Биология ЖЕЛАНИЯ

 

как от костра удовольствия остался один почти потухший уголек. И почему курильщики редко говорят о получаемом от курения удовольствии — по крайней мере, после первой выкуренной за день сигареты. Даже удовлетворение в виде чувства испытываемого облегчения не задерживается в фо­ кусе внимания надолго. Но стремление получить это облег­ чение, особенно если оно на какое-то время оказалось недо­ ступно, вырастает до колоссальных размеров.

 

Не то чтобы удовольствие не имело значения. Все фрукты содержат сахар, чтобы млекопитающие ели их и распростра­ няли их семена. Довольствие хорошо подходит для вызова желания — я хочу больше! Но после того как эта связь уста­ новлена в акте первом, действии первом, аудитория обра­ щает свое внимание почти исключительно на желание.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...