![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Префронтальная кора (ПФК): регионы, связанные с самосознанием и саморегуляцией 12 страница
более вентральные регионы ПФК. Другими словами, чтобы не подчиняться властным командам компульсии, издаваемым дорсальной частью полосатого тела, зависимые люди вы нуждены полагаться на детские по своей сути стратегии контроля: Я не буду! Я не буду! Я даже не буду об этом думать! (Или как в знаменитом слогане войны с наркотиками: Про сто скажи нет.)
Н а деле это наихудший рецепт самоконтроля из возмож ных, поскольку он ускоряет истощение эго. Элис описы вает свои попытки предотвратить приступ обжорства как попытки не думать о белой обезьяне. Не слишком эффек тивно. Теперь вспомните, что истощение эго также сопро вождается рассогласованием между мотивационным ядром и дорсолатеральной ПФК , хотя это рассогласование меж ду функциями, а не между структурами, оно происходит за часы, а не за месяцы. Итак, истощ ение эго ослабляет контакт между импульсом и самоконтролем, как и зависи мость, и в основе и первого, и второго лежат одинаковые нейронные изменения, хотя с биологической и психологи ческой точек зрения они развиваются за разные промежут ки времени.
Подводя итог, сиюминутная привлекательность усиливает импульсы и переводит зависимость в компульсивную стадию, поддерживая привычки, связанные с немедленным полу чением желаемого. Тем временем неэффективные методы самоконтроля ускоряют истощение эго, освобождая эти привычки от остатков контроля дорсолатеральной ПФ К — капитанского мостика. Со временем картина нейронных сетей префронтальной коры становится такой, какая быва ет у детей, а не у взрослых. Истощение эго выигрывает очки, #262 Биология ЖЕЛАНИЯ
а сиюминутная привлекательность выигрывает матч. Эти мозговые изменения приобретают огромный размах и под
держиваются потерей альтернативных синаптических путей из-за продолжающегося уничтожения «лиш них» синапти ческих связей. С другой стороны, эти связи в любом случае не вечны. Уничтожение части связей позволяет мозгу по стоянно обновлять свой репертуар. Уменьшение объема серого вещества в нескольких кортикальных зонах приводит к более эффективной, оптимизированной работе мозга — хотя какие-то частности могут нам не нравиться, точно так же, как и в раннем подростковом возрасте. Но зависимость может быть кирпичной стеной или острым утесом; бешеный танец желания и самоконтроля означает страдания для многих и смерть для некоторых. В следующей главе я рас скажу, как можно избежать трагических последствий долго временной зависимости за счет смены вектора желания, а не уничтожения его биологических основ.
Что остается?
В конце главы я хочу отойти от хорошо доказанных и много кратно повторенных данных исследований нейробиологи-ческих основ зависимости, вступить на более умозрительную территорию и предложить некоторые уточнения нейронной карты зависимости, которую я начертил. М ногих из нас учили, что два полушария головного мозга — левое и пра вое — выполняют различные функции. У каждого полушария своя точка зрения, свой язык, свои обязанности. Без сомне ния, так оно и есть, но я до сих пор не рассказал о том, на чем конкретно специализируются полушария. Все довольно сложно. Давайте разделим кору по средней линии и поду
маем, чем занято каждое полушарие, когда у людей развива ется зависимость.
Левое полушарие отвечает за аналитическое мышление, планирование, связное мышление и язы к /речь . Вообще язык — это необходимый код для всех этих «линейных» форм мысли. Инсульт или травма левополушарной ПФ К затрудняет речь и жестикуляцию до полного их отсутствия. Это оставляет нас одних во внутреннем мире, без нормаль ного общения. Это также затрудняет или делает невозмож ным планирование, формирование суждений или проду манное последовательное поведение. Л евое полушарие помогает нам придерживаться запланированного курса и оптимизировать результаты. Правополушарная ПФК, на против, не специализируется на речи. Она получает « зна чение» более спонтанно, обрабатывая информацию в целом, а не добывая его из фраз слово за словом. Часто считается, что правое полушарие обладает интуицией и более « эм о ционально», возможно потому, что оно не может переклю читься и перестать чувствовать также, как левое полушарие, которое анализирует ситуации или рационализирует про блемы. Так как правое полушарие не умеет думать последо вательно, его чувство времени скорее циклично, чем линей но. О но может специализироваться на повторяю щ ихся временных паттернах, таких как переход от одного дня
к следующему или смена времен года, но не на планировании временного промежутка, включающего прошлое, настоящее и будущее.
Мы видели, что зависимость ведет к рассогласованию меж ду мотивационным ядром (полосатым телом, ОФК, минда линой), где желание получает оформление, и дорсолате #264 Биология ЖЕЛАНИЯ
ральной ПФ К , капитанским мостиком , отвечающим за способности различать, рассуждать, осознанно контроли ровать свое поведение. Мы также видели, что две ахиллесо вы пяты зависимости — это сиюминутная привлекатель ность (обесценивание отсроченного вознаграж дения)
и истощение эго и что оба этих вредителя возникают из-за одной и той же проблемы — относительно слабого участия дорсолатеральной ПФ К в самоконтроле. Картину дополня ют результаты только что рассмотренных нами исследований, которые указывают на дорсолатеральную ПФ К левого полу шария как на главное средство защиты от сиюминутной привлекательности, которое медленно развивается в детском
и подростковом возрасте. К зрелому возрасту эта защита становится прочной и успеш но держит оборону, когда взрослые решают отказаться от немедленного получения благ. Скорее всего, именно дорсолатеральная ПФК левого полушария начинает «ломаться» при длительной зависи
мости. Такие предположения делались в нескольких иссле дованиях, но достоверных экспериментальных данных пока нет. Если эта гипотеза окажется правдой, каким образом она поможет нам в объяснении зависимости?
Она поможет нам понять, почему зависимым людям сложно не поддаться сиюминутной привлекательности — у них нет чувства линейности времени. Будущего благополучия воз можно достичь, только если человек в состоянии вообразить свое будущее. А для этого нужно чувство линейности вре мени — времени, которое движется вперед, как стрела. Но это чувство, за которое отвечает левое полушарие, может становиться довольно аморфным, когда дорсолатеральная ПФК этого же полушария оглушена напором желания, ко торое должно быть исполнено незамедлительно. Когда цели,
связанные с зависимостью, становятся по большому счету единственными желаемыми целями, смотреть вперед, соб ственно, уже незачем, и становится не нужна способность предвидеть что-либо в будущем. Значит, нам нужно что-то особенное, какая-то связь между « теп ерь » и « п отом », чтобы мы могли пройти мимо манящей близкой цели ради возможности лучшего будущего. Это что-то иногда называ ют волей. Например, блестящая книга Джорджа Эйнсли 2001 года об обесценивании отсроченного вознаграждения и роли этого процесса в формировании зависимости на зывается « О тказ силы воли» (Breakdown of Will). Из-за того что сила воли отказывает нам, мы становимся подвержены дешевым спецэффектам ближней цели. И отказ может ука зывать на отсутствие связи между ПФК левого полушария и мотивационной корой.
Философы и нейробиологи неустанно твердят о существо вании свободы воли, но все мы знаем, каково это — стре миться к чему-то лучшему, чем то, что есть у нас сейчас. Мы знаем, что для этого нужны не только усилия, но и ви дение будущего — способность увидеть себя в ситуации, которая еще не существует. Дорсолатеральная ПФК — это единственная область мозга, сложная настолько, чтобы су меть представить будущее, оценить его и решить, стоит к нему стремиться или нет. Главная и особенная черта лево го полушария — это дорсолатеральная ПФК, умеющая ду мать прямолинейно — думать наперед.
Чтобы реализовать заложенный эволю цией потенциал, мотивационному ядру нужны связи со многими другими областями мозга. Но из всех областей, которые помогают нам разобраться с соблазнами в этом сложном мире, важнее #266 Биология ЖЕЛАНИЯ
всего высшие слои (« эли та ») префронтальной коры с их исключительной способностью сравнивать, оценивать, рас суждать и делать выбор. Связи между мотивационными лимбическими структурами и дорсолатеральной ПФК обыч но развиваются и укрепляются не только в подростковом и раннем взрослом возрасте, но и в течение всей жизни, когда мы прельщаемся новыми благами. Зависимость из меняет эти связи, уводит их в тень. Пока зависимость суще ствует, такая реконфигурация синаптических паттернов сохраняется. Затем, когда зависимости больше нет, мозг снова меняется, воссоединяя мотивационные двигатели с капитанским мостиком, с которого мы можем видеть го ризонт.
Глава 9
ПОСЛЕ ЗАВИСИМОСТИ
Тема выздоровления после зависимости обсуждается до вольно бурно. Профессионалы медицинской сферы считают лекарственные препараты наилучшей защитой. Имеющиеся на сегодняшний день лекарства подавляют приступы тяги, смягчают симптомы отмены и борются с сопутствующими проблемами, например с депрессией. Однако лекарственные средства далеко не безопасны. Они действуют только при регулярном приеме, и некоторые из них, наоборот, продле вают зависимость, хотя и немного под другой личиной. Другие подходы к проблеме выздоровления в целом осно ваны на одном из следующих способов мышления: либо
« просто скажи нет» — то есть стисни зубы, подави влече
ние и сохраняй сцепление с дорогой, либо культивируй в себе открытость, размышляй и меняй угол зрения. Как правило,
в реальной жизни выздоровление включает обе тактики на разных стадиях процесса, но если бы мне предложили вы брать самую важную, я бы указал на открытость, ведущую к смене угла зрения.
Я считаю, что отказ от зависимости — это процесс раз вития человека, по сути, это продолжение того процесса #268 Биология ЖЕЛЛНИЯ
развития, которы й привел к зависим ости . М еханизмы этого процесса помогает объяснить нейробиология: то, как мозг трансформирует себя, и то, как привычки форми руются и перестраиваются. Если мы соединим нейробио-логические основы зависимости с историями людей, кото рые находились в этом состоянии и вышли из него, то значение наблю даемых нами структурны х изм енений мозга становится очевидным . И м енно эта мысль легла в основу структуры данной книги.
Нейропластичность
О нейропласт ичност и сегодня говорят много.Н орм анДойдж и другие авторы популяризировали это понятие, хотя, на самом деле, она считается фундаментальной харак теристикой человеческого мозга уже более сотни лет. Доктор Эрик Кандел из Колумбийского университета получил Н о белевскую премию в 2000 году (совместно с двумя другими учеными) за открытия, ставшие результатом многолетних исследований того, как изменяется мозг при обучении. Если вкратце, Кандел показал, что синапсы, через которые ней роны взаимодействуют между собой, меняются, когда не обходимо что-то запомнить. О н показал это на молеку лярном уровне, подтвердив знаменитую мысль Хебба, высказанную в 1940-х: нейроны , которые возбуждаются вместе, соединяю тся вместе (« w h at fires together wires together»). И обучение и память опираются на эту базовую формулу. Изменения нейронных сетей, которые происходят в процессе обучения и запоминания, подразумевают нейро пластичность. Н ейропластичность — это необходимое начальное условие для любого процесса обучения. А к таким
процессам, естественно, относится и развитие зависимости. Однако, с другой стороны , нейропластичность является трамплином для выздоровления.
Нейропластичность многократно усиливается, когда у че ловека имеется высокая мотивация к достижению чего-либо. Поэтому все учебные процессы должны иметь эмоциональ ную составляющую, эмоциональный заряд, и именно поэто му все укоренившиеся привычки, например зависимость, вырастают из крайне интенсивного желания. Ясно, что же лание заново пережить сильное удовольствие или облегче ние — это мотивационный въезд на широкую магистраль зависимости. Влияет ли мотивация так же сильно на выздо ровление? Насколько необходимо четко сфокусировать желание, чтобы найти съезд с магистрали?
В книге «Ж енщ ина, изменившая свой мозг» (The Woman Who Changed Her Brain) Барбара Эрроусмит описывает раз
личные умственные упражнения, которые разработала сама для себя, чтобы справиться с тяжелыми нарушениями обу чаемости, бывшими у нее с детства. Она тренировалась до седьмого пота, образно говоря. В результате из школьницы, не понимавшей историю и самые простые предложения, она превратилась в писательницу и преподавательницу, осно вавшую в Северной Америке около 70 школ для детей с на рушениями обучаемости. С этой выдающейся женщиной мы познакомились в А встралии на книж ной ярмарке, и я уверен, что ее интуиция, креативность и решимость по бедить свои проблемы с обучаемостью и есть как раз те факторы, благодаря которым выздоравливают зависимые люди. От нее я также услышал отличную фразу о нейропла стичности, необходимой для того, чтобы заменить плохие #270 Биология ЖЕЛАНИЯ
привычки хорошими: «Что возбуждается вместе, то связа но вместе, а что возбуждается порознь, то и лежит порознь» (what fires together wires together, and what fires apart wires apart). Другими словами, для новых ментальных паттернов нужны новые маршруты синаптических связей.
В 1993 году Алекс Моджилнер с коллегами исследовали мозг людей с синдактилией. У человека с этим заболеванием имеется два или несколько сросшихся пальцев, которые могут двигаться только вместе. Моджилнер изучал сомато
сенсорную кору таких людей до и после операции по раз делению пальцев, которая позволила им двигаться незави симо. Он обнаружил, что часть кластеров нейронов, которые всегда возбуждались вместе, после операции стали возбуж даться независимо друг от друга: « Н а дооперационных картах соматосенсорной коры область, связанная с подвиж ностью руки, была редуцирована и имела совершенно не типичную структуру. Через несколько недель после опера ции мы обнаружили реорганизацию соматосенсорной коры между областями, отстоящими друг от друга на 3 - 9 мм, коррелирующую с новым функциональным статусом раз деленных пальцев».1То есть мозг изменил нейронную сеть, разрушив тем самым сцепленную с ней привычку, которая была основана на неизбежном (из-за синдактилии) повто рении одного паттерна движения, и заменил ее новыми привычками, основанными на новых паттернах — паттернах независимого движения разделенных пальцев. И эти изме-
1 A. Mogilner, J. A. Grossman, U. Ribary, М. Joliot, J. Volkmann, D. Rapoport, R. W. Beasley, and R. R. Llinas, “Somatosensory Cortical Plasticity in Adult Humans Revealed by Magnetoencephalography,” Proceedings of the National Academy of Sciences 90, no. 8 (1993): 3593-3597.
Рис. 5.Синдактилия.ИзA. Mogilner, J. A. Grossman, U. Ribary,М. JoLiot,J. Volkmann, D. Rapoport, R. W. Beasley, and R. R. Llinas, “Somatosensory Cortical Plasticity in Adult Humans Revealed by Magnetoencephalography,” Proceedings of the National Academy of Sciences 90, no. 8 (1993): 3593-3597
нения нейронной сети произошли всего через несколько недель после того, как эти новые паттерны стали доступны в результате операции. Может быть, выздоровление от за висимости идет по тому же пути?
Если вы думаете, что аналогия с синдактилией натянутая, то ошибаетесь, потому что это не аналогия. Именно так рабо тает нейропластичность, и неважно, с чем она имеет дело: с тяжелыми нарушениями обучаемости (при которых за тронута префронтальная кора) или с физической аномали ей, возникшей в ходе внутриутробного развития. Далее, используя пример с синдактилией, пластичность дорсола теральной ПФ К можно скорее недооценить, чем переоце нить. Напомним, что дорсолатеральная П Ф К — регион. #272 Биология ЖЕЛАНИЯ
ответственный за осознанное принятие решений; рассуж дения и сознательный самоконтроль. Развитие нейронных сетей моторной коры завершается к периоду среднего дет ства (6 -12 лет); что неудивительно, так как к этому возрасту дети уже хорошо выполняют все возможные движения. Если моторная кора способна перестраиваться (хотя бы частич но) за несколько недель, уже после того, как созрела в детстве, представьте себе потенциал реорганизации дорсолатераль ной ПФК, области, которая остается пластичной десятиле тиями.
Когда люди выздоравливают после инсульта или черепно мозговой травы, подобная нейронная перестройка проис ходит во многих областях коры. Даже язык, одну из основ ных человеческих функций, можно выучить заново после тяжелой мозговой травмы, поскольку синаптические сети в кортикальных областях, ранее занимавшиеся другими делами, могут перестроиться под новую функцию. Н апри
мер, после инсульта, затронувшего речевые зоны левого полушария, правое полушарие часто повышает свое участие в выполнении речевых функций, что несказанно способ ствует их восстановлению . Таким образом, нейропластич-ные изменения могут произойти и происходят в реальной жизни с такой скоростью и силой, которую сложно себе вообразить.
Вернемся к зависимости. Люди учатся зависимости за счет нейропластичности, потому что именно за счет нее они
в принципе учатся чему угодно. Зависимость становится устойчивой и сохраняется, потому что пластичность до некоторой степени утрачивается. Продолжая аналогию со сросшимися пальцами, можно сказать, что зависимые люди
больше не могут отделить желание собственного благопо лучия от ж елания принять наркотик , или выпить, или сделать что-то другое. Затем, когда они выздоравливают, посещая АА, АН, SMART Recovery или стоя голышом на балконе тридцать третьего этажа чикагского «Ш ератона» в феврале, их нейропластичность возвращается в норму. Мозг снова начинает меняться — возможно, радикальным образом. Как мы видели во всех пяти историях, их герои начали отличать один набор желаний от другого и выпол нять набор действий, специфичный для каждого из наборов желаний. Например,Джонни интерпретировал свое желание алкоголя как поиск расслабления, которое вполне можно получить с помощью занятий йогой. Элис раздели ла свое пристрастие к еде на привычки, которые обозна чила как здоровые и нездоровые. Как и у участников ис следования Могильнера, в их мозге начали формироваться новые паттерны синаптических связей, которые позволи ли выполнить подобные разделения, сохранить их и полу чить новые возможности обретения личной свободы и жиз ненного благополучия.
Мораль здесь проста: выздоровление подразумевает огром ные изменения мышления и поведения, и такие изменения требую т развития нейронных сетей мозга. Без возмож ности подстройки синаптических паттернов в соответствии
с актуальной ситуацией мы оставались бы теми, кто мы есть. Возникает вопрос: почему мы должны назвать этот процесс «выздоровлением », если это начало чего-то но
вого? (Я хочу подчеркнуть, что термины «выздоровление» и « рем иссия» стали привычными для зависимых, преодо левающих свои проблемы, и многие люди и организации используют выражение « в состоянии ремиссии» для обо #274 Биология ЖЕЛАНИЯ
значения достигнутых зависимым человеком успехов. Хотя, на мой взгляд; применение этих терминов м алообосно ванно из-за того; что они вызывают ассоциации с меди циной; я испытываю огромное уважение к применяющим их лю дям ; реабилитационны м центрам или группам поддержки.)
Практические и нейронные пути выхода из зависимости
Пути, которыми люди приходят к зависимости и выходят из нее, сложны и таинственны; их нельзя описать, используя только слово «нейропластичность». В периоды зависимости головной мозг буксует. Самое беспристрастное, что можно сказать о нейропластичности в такие периоды, это то, что
ее невозможно обнаружить. Что же меняет ситуацию? Как людям удается перейти от «пробуксовки» к гибкости, ког да их нейронные пути, формирующие саморазрушительные привычки, активировались уже много тысяч раз? В этом разделе я расскажу о некоторых психологических краеуголь ных камнях, необходимых для преодоления зависимости, выделенных на основании опыта преуспевших в этом на чинании, и их вероятных нейронных основах. Здесь мы постараемся понять изменения мозга, позволяющие выйти из зависимости, опираясь на анализ жизненных историй людей, которые приобрели такой опыт.
Но прежде чем перейти к этому анализу и вытекающим из него выводам, я хочу обобщить все известное нам о нейро-психологических механизмах, которые я назвал столпами зависимости: сиюминутная привлекательность четко опре
деленных вознаграждений; истощение эго, возникающее в результате попыток противостоять искушению; личност ное развитие, сочетающее постоянные изменения и стабиль ность в голове конкретного человека.
Сиюминутная привлекательность играет решающую роль
в формировании зависимости. Мы, млекопитающие, часто считаем доступные незамедлительно вознаграждения более привлекательными, чем будущие вознаграждения большей ценности. Но сиюминутная привлекательность приводится в действие поступлением дофамина в полосатое тело: воз
награждения, которые можно получить немедленно, всегда привлекательнее отсроченных вознаграждений, и дофами новая схема в ходе эволюции развилась, чтобы мы извлекли выгоду из этого простого факта. П ри зависимости этот механизм коварно замыкается сам на себя. Когда связанные
с зависимостью вознаграждения захватывают дофаминовые нейронные сети, становится все сложнее вспомнить, какие они из себя — отсроченные вознаграждения. В этой ситуа
ции вознаграждения, даваемые зависимостью, становятся единственным возможным вариантом. И что тогда? Тогда вы знаете, что вы в беде, пытаетесь противостоять искуше нию и сдержать постоянное желание получить еще. А это ведет к истощению эго. Истощение эго — как зависимость в миниатюре: потеря когнитивного контроля «сверху вниз», которая увеличивается, а не уменьшается в результате по пыток подавить импульсы. Истощение эго отражает разрыв соединения между капитанским мостиком — дорсолате ральной ПФ К — и мотивационными двигателями, располо женными в полосатом теле и вокруг него. Что самое важ ное — рассогласование и потеря нормальной коммуникации между этими системами мозга укореняется на уровне ней #276 Биология ЖЕЛДНИЯ
ронных сетей в результате уничтожения редко используемых синапсов, когда зависимость оформляется и кристаллизует ся за месяцы и годы.
Неудачные попытки выздоровления и так называемые сры вы легко объяснить падением самоконтроля, когда сиюми нутная привлекательность и истощение эго объединяются,
а доступ к капитанскому мостику из машинного отделения становится затруднен. Попытки подавить влечение к бли жайшим доступным вознаграждениям усиливают истощение эго, поэтому мы не можем устоять перед желанием, которое в противном случае могли бы обойти стороной. Но зависи мость развивается неторопливо, пускает глубокие корни
и базируется на уже существующих привычках, отражающих особенности мышления человека. Поэтому зависимость — это одна из граней личностного развития, нередко являю щаяся продолжением такого развития. Зависимые люди продолжают развиваться и менять свое « я » , правда, как правило, на худший его вариант. Так зависимость становит ся частью личности, носящей на себе отпечаток постигнув ших ее неудач.
Перечисленные выше процессы взаимодействуют при фор мировании зависимости. Но как их взаимодействие изме няется, когда люди решают покончить с зависимостью ?
Когда Натали оказалась в тюрьме, изнемогала от скуки и терзалась отчаянием, ей только и оставалось, что анали зировать, как же она дошла до такой жизни, и представлять себе варианты более счастливого будущего. Практически каждый день ее желания были подчинены почти исключи тельно поиску героина, который должен был снять тревогу и депрессию . Это трансоподобное состояние, сфокуси
рованное только на настоящем, разрушило ее способность видеть свою жизнь в перспективе. Она не могла увидеть, что героин служит той же цели, что и затворничество, побег в свою комнату и погружение в чтение, как было в детстве. Прошлое никогда ею толком не вспоминалось и не анали зировалось; будущее даже не стояло на ее повестке дня.
А затем она научилась медитировать. Она начала видеть нынешнюю себя через призму прошлого: всех тех одиноких лет, когда она пряталась в своей комнате, пытаясь избежать горячего нрава отчима и того неприятия, которого она ожидала от остальных. И она впервые увидела, что героин был решением давно существовавшей проблемы — таким
же ущ ербным реш ением , как и бегство в свою комнату в детстве. Это открытие позволило ей взглянуть на пробле му по-новому и уменьшило привлекательность самого нар котика. Оно не пришло бы к ней, если бы связь между ее дорсолатеральной ПФК, отвечающей за глубокие размыш ления и рассуждения, и мотивационными цепями, сформи рованными поведением, направленным на поиск наркотиков, не восстановились. Ей не удалось сложить все детали моза ики сразу, но она начала собирать ее по кусочкам еще в тюрь ме. Этого было достаточно для того, чтобы понять, чем ге роин был для нее. Достаточно, чтобы избегать его, чтобы оттолкнуть его от себя, когда она вернулась к обычной жизни.
Брайан начал видеть свое развитие в перспективе, когда по шел к психотерапевту. Он распознал свое увлечение метом как видоизмененную детскую потребность чувствовать себя независимым и умелым. Метамфетамин давал Брайану чув ства уверенности в себе и компетентности, те чувства, ко #278 Биология ЖЕЛАНИЯ
торые он никогда не испытывал при общении с другими людьми. Он научился видеть свое настоящее как продолже ние прошлого и сумел включить в свои размышления кар тину будущего; которая захватила его и привела на следу ющую стадию развития.
В период зависимости Брайан был ходячим выражением сиюминутной привлекательности. Малейший признак того, что действие наркотика заканчивается; заставлял его тя нуться за трубкой. Как и у Натали, трансоподобное пре бывание в настоящем блокировало его связь с прошлым, поэтому он не мог охватить картину своей жизни целиком, вычленить ее из хаоса существования в конкретном мгно вении. Затем, с помощью психотерапевта, он начал строить мост из сегодня во вчера и в завтра, кирпичик за кирпичи ком, формируя будущее, которое было бы безопасным, благополучным и значимым для него и для остальных. Цель, |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |