Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оборудование кабинета биологии




Кабинет биологии является важнейшей составляющей материальной базы обучения данному предмету. Основная часть занятий, в ходе которых усваиваются биологические знания, формируются соответствующие умения и навыки, проводится в кабинете. И.Н. Пономарева определяет кабинет биологии как специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии.

В начале ХХ века в школьную биологию стали внедряться экспериментальные методы. Кабинет биологии, бывший до этого кабинетом естествознания и представлявший собой, как правило, музей, в котором хранились гербарии растений и коллекции чучел животных, стал классом-лабораторией. В середине ХХ века российская школа перешла на кабинетную систему, и еще довольно долго кабинет биологии существовал как класс-лаборатория и, одновременно, подсобное помещение для хранения оборудования. Современный кабинет биологии по-прежнему является местом хранения оборудования, но выполняет и другие важные функции: учебно-воспитательную, научно-методическую, справочную и учетную.

Учебно-воспитательная функция кабинета биологии выражается в особом оборудовании, которое служит процессу обучения, воспитания и развития учеников. Столы и стулья в кабинете биологии должны быть удобными и мобильными, чтобы их можно было расставлять по-разному для организации, например, учебной деятельности в малых группах. Стол учителя должен быть достаточно большим, потому что он, как и настенная доска, используется для демонстрации наглядных пособий. Над доской желательно укрепить экран, который легко можно свернуть в трубку. Обязательно наличие раковины с водой. При отсутствии водопровода воду запасают в пластиковых емкостях. Большую учебно-воспитательную роль играет библиотека со справочной литературой для учащихся и учителя, книгами и журналами биологического содержания. Многие учителя организуют в своих кабинетах сменные экспозиции – для развития интереса к изучению предмета. Экспозиции могут быть как постоянными (отражающими основные идеи биологии), так и сменными (посвященными изучению какой-либо темы или отражающими какое-либо внеклассное мероприятие по биологии).

Научно-методическая функция кабинета биологии состоит в том, что в нем содержится все необходимое для подготовки учителя к урокам, факультативным и кружковым занятиям: различные учебники, сборники заданий по биологии, учебные программы, подшивки журналов по биологии, книги по методике преподавания биологии, энциклопедии, определители видов, инструктивные материалы Министерства образования и науки, дидактические материалы. Чтобы знания и умения учащихся были достаточно прочными, нужно осуществлять комплексное использование оборудования на каждом уроке.

Справочная функция кабинета биологии выражается в возможности быстро получить информацию о наличии в кабинете биологии того или иного учебного оборудования, о месте его хранения. Для этого следует составить справочную картотекупо основным разделам: литература, приборы, технические и аудиовизуальные средства, таблицы, препараты, коллекции, гербарии, лабораторный инструментарий и др. Также в кабинете биологии должны быть каталоги учебных видеоматериалов, диафильмов, слайдов.

Функция учета и планирования, которую выполняет кабинет биологии, заключается в строгом ведении документации с основными сведениями о кабинете. Обычно учитель, заведующий кабинетом, ведет книгу учета. В этот документ (в алфавитном порядке) по разделам записываются материальные ценности (лабораторная посуда, реактивы, наглядные пособия, видеотехника, компьютерная техника и т.д.). Раз в год проводится инвентаризация, отчет сдается руководителю школы. В книгу учета записывается вновь приобретенное оборудование, отмечаются факты списания устаревшего или не подлежащего ремонту  оборудования. К документам учета относится и паспорт кабинета,в котором должны быть записаны основные сведения о кабинете.

Размещение учебного оборудования в кабинете биологии требует особого внимания учителя. В кабинете находится система наглядных пособий:

-натуральные объекты(комнатные растения, гербарии, мелкие живые животные, коллекции, чучела, скелеты, влажные препараты, микропрепараты);

-изображения натуральных объектов(таблицы, схемы, рисунки, модели, фотографии, слайды, диафильмы, видеокассеты);

-раздаточныйматериал и дидактические карточки;

-технические средства обучения;  

-лабораторное оборудование(лупы, микроскопы, посуда и инструментарий для лабораторных работ – пинцеты, препаровальные иглы, предметные, покровные и часовые стекла, пробирки, пипетки, а также для практических работ – гербарные папки, копалки, лопаты, секаторы, сачки и т.п.);

-  химические вещества;

- небольшая аптечкадля оказания первой помощи.

Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах с литерами. Полки в них пронумерованы цифрами, отделения на полках обозначены прописными буквами. Шифр, обозначающий места хранения того или иного наглядного пособия, заносится в каталожную карточку. На внутренней стороне шкафных створок размещается перечень оборудования.

Чучела, коллекции насекомых и гербарии хранят упакованными в коробки с нафталином или мешочками с инсектицидами. Скелеты животных помещают в застекленную часть шкафа, скелет человека – в полиэтиленовый чехол. Микропрепараты хранят в специальных коробках с отделениями. Микроскопы и штативные лупы кладут в футляры. Таблицы клеят на картон и хранят в вертикальном положении. Бумажные таблицы хранят на широких полках в горизонтальном положении. Диапозитивы размещают по темам уроков, диафильмы и диски с видеоматериалами – в коробках с гнездами. Дидактические карточки, фотографии, рисунки, схемы, открытки, раздаточный материал с частями растений кладут в конверты, каталожные ящики, папки. Кинофильмы помещают в фильмостаты. Биологические газеты, бюллетени, стенды с материалами сменных выставок размещают на стенах коридора рядом с кабинетом. Экспозиционные стенды закрепляют в экспозиционном поясе, начинающемся на уровне 80 см от пола, в горизонтальной полосе шириной 1,5–1,7м.

В перспективный план обучения биологии, помимо внеклассной и самостоятельной работы учащихся, включают изготовление самодельных наглядных пособий, ремонт и замену оборудования, проведение выставок, методической работы и консультаций, наблюдений, опытов с указанием сроков и отметки об их выполнении. Всю основную организационную работу кабинета биологии выполняет заведующий кабинетом биологии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...