Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Урок как главная форма обучения биологии в общеобразовательной школе




 9.2.1 Общие требования к уроку биологии

Урок - основная форма обучения биологии. Всё обучение биологии реализуется в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом зависит от того, как проводится урок, поэтому существуют дидактические, воспитательные и организационные требования к его проведению.

Важнейшими дидактическими требованиями являются:

- четкое определение дидактических задач каждого урока и его места в системе уроков по предмету;

- отбор учебного содержания в соответствии с программой, целями урока и с учетом подготовки учащихся;

- рациональный выбор методов, приемов и средств обучения.

Воспитательные требования к уроку:

- четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих на основе биологических знаний формирование научной картины мира, эстетического вкуса и экологической культуры;

- формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;

- соблюдение учителем педагогического такта. Организационные требования к уроку:

- наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;

- четкая организация урока на всех этапах его проведения;

- целесообразное использование различных средств обучения.

Требования к современному уроку биологии можно вывести, анализируя наиболее часто встречаемые недостатки сложившейся практики урока в школе, отраженные в таблице 9.2

 

Таблица 9.2 – Требования к современному уроку биологии

Недостатки сложившейся практики урока в школе Требования к современному уроку
Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку
Слабое знание личности школьника Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, разных классов, уровня их воспитанности и развития, учет интересов и склонностей
Недооценка специального продумывания задач и упражнений Продумывание и решение в единстве всех задач, выделение доминирующих задач
   

Продолжение таблицы 9.2

  урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей классного коллектива
Шаблонная структура урока, стремление к накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока
Перегруженность содержания учебного материалы Концентрация внимания школьников на усвоении важнейших научных понятий, выделении главного в содержании; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной, научной картины мира в интересах экономии времени  
Недостаточность внимания к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования Обеспечение практической и профориентационной направленности
Бедность арсенала выбора методов обучения Расширение арсенала выбора методов обучения преимущественно за счет активных, интенсивных оптимальных сочетаний словесных, наглядных, практических, репродуктивных, проблемно-поисковых методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы учащихся

Продолжение таблицы 9.2

Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами Сочетание всех организационных форм
Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно, дифференциация объема и степени сложности учебного материала) Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей дифференцированного подхода к учащимся, с акцентом на применение дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки и отношения к учителю
Пассивная позиция части учащихся в учебном процессе, бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности
Слабый учет личностного фактора Общение с учащимися на основе принципа сочетания высокой требовательности с уважением к личности учащихся
Нерациональное использование времени на уроке Определение содержания и объема домашнего задания с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся
Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход
Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер, без выявления причин плохого усвоения материала и потому слабая связь одного урока с другим Самоанализ должен соответствовать высокому уровню

9.2.2 Типы и виды уроков биологии

Существует несколько классификаций уроков биологии.

Классификация уроков Б.П. Есипова и Г.И. Щукиной — по основным дидактическим целям: 1 тип – урок формирования умений и навыков; 2 тип – урок обобщения и систематизации знаний; 3 тип – урок повторения, закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН); 4 тип – контрольно проверочный урок; 5 тип – комбинированный урок.

Классификация Н.Е. Кузнецовой – по главной дидактической задаче (усвоение новых ЗУН, их совершенствование и проверка): 1 тип – урок изучения нового материала; 2 тип – урок совершенствования и применения теоретических знаний и умений; 3 тип – урок обобщения и систематизации знаний; 4 тип – контрольно-учетный урок; 5 тип – смешанный, или комбинированный, урок.

Классификация Г.И. Белова, Е.П. Бруновт, И.Д. Зверева, А.Н. Мягкова – по способу проведения уроков: 1 тип – урок-лекция; 2 тип – урок-экскурсия; 3 тип – урок-беседа; 4 тип – киноурок; 5 тип – урок лабораторных работ; 6 тип – урок самостоятельной работы.

Классификация С.В. Иванова  — по основным этапам учебного процесса: 1 тип – вводный урок; 2 тип – урок первичного ознакомления с материалом; 3 тип – урок образования понятий; 4 тип – тренировочный урок.

Классификация Н.М. Верзилина – по понятиям: 1 тип – анатомические уроки; 2 тип – морфологические уроки; 3 тип – филогенетические уроки; 4 тип – экологические уроки.

Классификация Н.М. Верзилина – по методам проведения: 1 тип – практические уроки; 2 тип – наглядные уроки; 3 тип – словесные уроки.

Наиболее часто в методике преподавания биологии используется классификация Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской, Н.Л. Рыкова, И.Н. Пономаревой, Д.И. Трайтак – по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме: 1 тип – вводный урок; 2 тип – урок, раскрывающий содержание темы; 3 тип – заключительный, или обобщающий урок. Соотношение различных видов и типов уроков биологии представлено в таблице 9.3.

Большое значение имеют вводные уроки биологии. Основная функция вводного урока – подготовка учащихся к восприятию новой информации по изучаемому курсу, установление новых связей между старыми и новыми знаниями, возбуждение интереса к новым учебным проблемам. Этот урок может играть организационную роль – учащиеся получают задания для внеурочной работы, знакомятся с задачами нового курса, со спецификой учебной и практической деятельности по данному разделу или учебной теме.

 

Таблица 9.3 – Соотношение типов и видов уроков по биологии (по И.Н. Пономаревой)

 

Тип урока Вид урока
Вводный Урок -беседа Комбинированный урок Проблемный урок
Раскрывающий содержание темы Комбинированный урок Киноурок Урок-беседа Урок лабораторной работы Урок-лекция Урок-семинар Игровой урок (урок-ролевая игра).
Заключительный, или обобщающий Урок обобщения Урок-конференция Урок-экскурсия Урок-семинар Урок-беседа Урок-зачет Контрольно-проверяющий урок

Структура вводного урока следующая: знакомство с классом; повторительно-обобшающая беседа с целью выявления уровня подготовки учащихся; изложение учителем предмета и методов исследования той области биологической науки, к изучению которой они приступают; краткое ознакомление учащихся с методами и формами их работы.

Не менее важны уроки, раскрывающие содержание темы. На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний учащихся. Основная задача – изучение нового материала. Структура урока может быть различной, но общая схема примерно такова: организационный момент; проверка знаний (опрос или проверка выполнения домашнего задания); изложение нового материала; закрепление изученного материала; задание на дом.  

Распределение по времени определяется возрастом и степенью подготовленности учащихся. В средних классах большего количества времени требует этап закрепления, в старших – этап изучения нового материала. Если материал сложен и объемен, какие-либо этапы из структуры урока могут быть исключены (контроль знаний, например).

 Нередки случаи, когда учителя, осуществляя календарно-тематическое планирование, пренебрегают обобщающими уроками, в то время как эти уроки выполняют множество важных функций. На обобщающих уроках проводятся повторение, закрепление, систематизация знаний, устраняются пробелы в усвоении учащимися основного содержания предмета. Опытные учителя конструируют обобщающие уроки так, чтобы были раскрыты важнейшие идеи темы, подведены итоги и сделаны выводы.

Обобщающие уроки позволяют реализовать задачу формирования научного мировоззрения, создают предпосылки для активного изучения новых знаний. Обычно обобщающие уроки планируются в конце изучения крупных учебных тем или целых разделов курса. Это могут быть уроки-объяснения, киноуроки, уроки лабораторных работ, уроки с использованием телевизионных передач или уроки-семинары. Многие учителя разрабатывают нетрадиционные обобщающие уроки: уроки-аукционы, уроки-спектакли, уроки-суды, игровые уроки. На всех обобщающих уроках основной акцент делается на основные и наиболее трудные вопросы. Большое внимание уделяется установлению взаимосвязей между понятиями и проверке степени их усвоения учащимися. Обобщающий урок обычно имеет следующую структуру: постановка задач урока; повторение основных вопросов темы; выявление ведущих идей и систематизация знаний вокруг основополагающих понятий, их дальнейшее развитие углубление; обсуждение наиболее трудного и важного материала; подведение итогов. Для проведения обобщающих уроков учителя используют не только учебники и книги для чтения по данному разделу биологии, но и научно-популярную литературу, справочники, энциклопедическую литературу, фрагменты телепередач.

 

9.2.3 Календарно-тематическое планирование по биологии

 

Тема каждого урока отвечает определенному содержанию курса биологии, поэтому на основе перспективного плана обучения учитель осуществляет календарно-тематическое планирование. В календарно-тематическом плане в логической последовательности указываются темы уроков и примерные сроки их проведения, определяются внеурочные и домашние работы. И.Н. Пономарева предложила достаточно емкую и удобную форму календарно-тематического плана (таблица 9.4)

 

Талица 9.4 – Схема календарно-тематического плана обучения биологии      (по И.Н. Пономаревой)

 

Учебная тема курса   Тема урока   Дата   Внеурочная работа   Домашнее задание  
    1. 2.              

 

Составляется этот план перед началом учебного года, чтобы учитель мог своевременно подготовить необходимый раздаточный и демонстрационный материал, заказать учебные фильмы, подготовить нужную аппаратуру и лабораторный инструментарий. Порядок уроков в плане, созданном учителем биологии, не всегда совпадает с таковым в учебной программе и школьном учебнике. Тематический план является выражением стремления учителя обеспечить как можно более качественное обучение школьников, исходя из конкретных условий и опыта. При этом изменения в последовательности уроков должны быть педагогически обоснованы. Очень важна формулировка темы урока, так как она отражает самое существенное в его содержании.

 

9.2.4 Подготовка учителя к уроку. Поурочное планирование

 

Основными этапами подготовки к уроку являются определение структуры урока (с распределением по времени) и составление плана урока.

Структурой уроканазывают совокупность его элементов, обеспечивающую его целостность и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах проведения.

Составные части (элементы, этапы) урока тесно взаимосвязаны и осуществляются в определенной последовательности. Наиболее распространены комбинированные уроки. К числу составных этапов такого урока относятся: организационный момент; проверка домашнего задания; изложение нового материала; закрепление; задание на дом.

Организационный момент –небольшой, но важный этап, от которого зависит дисциплина на уроке, так как на этом этапе в течение 1–2 мин проверяется готовность учащихся к уроку.

За организационным этапом может следовать вводное слово учителя, которое используется для сообщения темы, основных задач урока, критериев оценки и т.д. Проверка домашнего задания -следующий этап. Его задачей является выявление знаний учащихся, что позволяет выяснить, готовы ли учащиеся к дальнейшему изучению материала. На данном этапе учитель использует самые разные методы и формы контроля. Проверка домашнего задания не должна занимать более 10–15 мин. Этот этап учитель может переместить в зависимости от его главной задачи.

Обычно на комбинированном уроке за этапом проверки домашнего задания следует изучение нового материала – важнейший этап, который формирует и развивает систему биологических понятий. На этот этап отводится 20 – 25 мин. Излагать новый материал надо, пока учащиеся еще не устали и достаточно активно воспринимают его (в начале урока или сразу после проверки знаний). Учитель планирует методы, подбирает средства обучения, определяет объем времени на изучение каждого вопроса.

Существенным этапом урока является закрепление знаний. Он позволяетполучить информацию об усвоении учащимися нового учебного материала. Учитель использует для этого словесные, наглядные, практические методы обучения, групповые, коллективные и фронтальные формы работы. Обычно закрепление затрагивает самые важные вопросы урока.

Важно, чтобы этапы урока были логически взаимосвязаны. Структура урока зависит от поставленных целей, его содержания, методов и методических приемов, средств наглядности, от уровня подготовки и развития учащихся, от места урока в образовательном процессе.

Отражается структура урока в плане его проведения.План не только выражает основные части урока, его ход во времени (45 мин.), но и содержит цели и задачи данного урока, формулировку заданий для контроля и актуализации знаний, их закрепления. В плане приводится перечень используемых методов и приемов, средств обучения(желательно их приводить в той последовательности, в которой они используются на уроке).

 Строгой формы поурочного плана не существует, она может быть выбрана по усмотрению учителя. Например, И. Н. Пономарева предложила следующую схему поурочного плана по биологии:

1 Тема урока.

2 Цель урока и его задачи (дидактические, развивающие, воспитательные).

3 Тип (вид) урока.

4 Задания и вопросы для контроля знаний и умений учащихся (с указанием отведенного времени – в минутах).

5 Краткое содержание нового материала с указанием методов, средств обучения и отведенного времени.

6 Вопросы и задания для закрепления знаний с указанием отведенного времени.

7 Домашнее задание (если необходимо, то и задание для внеурочной работы).

8 Текст для записи на доске, основные термины и понятия, даты.

9 Занимательная информация по теме урока (по усмотрению учителя).

Успех урока во многом зависит от  подготовки, которая начинается с целеполагания и включает отбор учебного материала, определение методов, типа и структуры урока, подготовку наглядных пособий и составление плана-конспекта. Чтобы план был успешно реализован, учитель должен хорошо владеть учебным материалом.

Подготовка учителякуроку включает девять этапов:

1) определение места данного урока в системе уроков курса и учебной темы с учетом программы, перспективного и тематического планов, внутрипредметной и межпредметной интеграции;

2) ознакомление с объемом и содержанием информации учебника, соотнесение ее с требованиями учебной программы по биологии;

3) выбор типа урока, его структуры, определение цели урока, выделение главной дидактической задачи, отбор материала и определение вопросов воспитания и развития учащихся;

4) изучение методической литературы по теме урока;

5) подбор дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, дополнительной литературы для чтения;

6) отбор нужных биологических объектов, составление инструкции для выполнения учащимися лабораторных или практических работ;

7) указание фамилий учеников для проверки домашнего задания;

8) определение хода урока и времени, отводимого на его этапы;

9) запись плана (конспекта) урока.

Если на уроке запланировано использование каких-либо технических средств обучения, накануне нужно лично убедиться в том, что оно находится в рабочем состоянии. Конечно, учитель может изменить порядок подготовки к уроку, но итогом, в любом случае, должно быть написание плана урока.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...