Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы контроля знаний, умений и навыков по биологии
Основной функцией контроля является проверка знаний, умений и навыков. Проверка должна активизировать познавательную деятельность класса в целом и каждого учащегося в отдельности. Существует множество форм контроля знаний. И.Н. Пономарева, В.П. Соломин и Г.Д. Сидельникова предложили классифицировать формы контроля знаний по пяти основополагающим признакам (таблица 10.1). Для примера можно назвать следующие формы учета знаний, накопленные учителями-практиками: - написание реферата; - сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений; - участие в дискуссии по решению проблемного вопроса; - оценивание сообщения ученика; - доклад по литературным источникам; - составление схемы ответа на поставленный вопрос; - решение биологических задач; ответ по тестовым заданиям; - заполнение дидактических карточек; - коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске; - участие в «скоростном ответе» (блиц-ответе); - написание «сочинения-фантазии» на заданную тему (с иллюстрациями); - реферат по материалам телепередачи; - ответ по обучающим программам компьютера; - узнавание препарата под микроскопом или лупой; - монтировка систем или процессов на доске из заданных фрагментов; - самостоятельное выполнение лабораторной работы.
Таблица 10.1 – Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии
Опытные учителя обычно сочетают индивидуальный, фронтальный контроль. Фронтальная проверка задействует весь класс. Она может проводиться как в начале, так и в конце урока. Ответы предполагаются четкие, лаконичные. Иногда фронтальная проверка проводится по ходу изучения нового материала. Индивидуальная проверка предполагает развернутый, достаточно подробный ответ учащегося на какой-либо вопрос по изученной теме. Особый вид проверки – уплотненный опрос, отличающийся высокой оперативностью и интенсивностью. При уплотненном опросе разные формы контроля сочетаются с разными методами. Например, одни учащиеся поочередно отвечают у доски, используя при этом различные таблицы, модели, муляжи, меловой рисунок на доске. Другие учащиеся отвечают с места, дополняют ответы, вносят в них поправки. Третьи учащиеся в это время выполняют письменную работу. Достаточно объективным инструментом для выявления уровня знаний считается тестирование (от англ. test – проба, испытание). Педагогический тест представляет собой систему фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности. Тесты, созданные внутри школы (одним учителем или группой учителей) или вне школы (каким-либо научным центром) и прошедшие экспертную оценку, называются стандартизированными. При экспертной оценке тесты проверяются на валидность (адекватность, соответствие) и надежность (степень доверия к данной форме). Задания в тестовой форме контроля содержат инструкцию, сами задания и варианты ответов. Выделяют также устные и письменные формы контроля знаний. Вопросы для устной проверки знаний должны формулироваться так, чтобы они были понятны ученику и побуждали его к развернутому ответу. Применяется устная индивидуальная (с места или у доски) и устная фронтальная проверки знаний. Устная фронтальная проверка знаний по-иному называется беглым опросом, в процессе которого учащиеся отвечают на ряд последовательных вопросов. Такая проверка развивает устную речь учащихся, учит стройно и красиво излагать свои мысли. Письменная работа часто используется для проверки знаний по биологии. Выделяют кратковременную письменную работу, контрольную работу, проверку письменного домашнего задания и биологические диктанты (терминологические). На кратковременную письменную работу обычно отводится 10–15 мин. Контрольная работа пишется в конце изучения крупного раздела курса либо в конце четверти или полугодия. Такая форма контроля позволяет проверить за небольшой отрезок времени знания большого количества учащихся.
10.3 Виды и методы контроля знаний по биологии Выделяют четыре вида контроля знаний: - предварительный (входной, ориентировочный); - текущий (систематический, исполнительный, пооперационный, следящий); - периодический (тематический, рубежный); - итоговый (заключительный, дисциплинарный). Любой вид контроля знаний и умений является срезом качественных достижений учащихся в образовательном процессе к данному времени и по данному предмету. Чем больше промежуток между срезами, тем больше будет объем проверяемого материала. Предварительный контроль обычно проводится на одном из первых уроков учебного года или в начале изучения новой темы курса. Цель: выявление уровня готовности учеников к восприятию нового материала. По результатам предварительного контроля учитель проводит работу по возобновлению и укреплению забытых понятий, актуализирует ранее пройденный материал. Текущий контрольпроводится в ходе повседневной работы. Происходит выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала, определение пробелов в знаниях, установление причин недостаточно хорошей работы, стимулирование интереса учащихся к предмету, текущее наблюдение за деятельностью учащихся. Тематический контроль проводится в конце изучения темы или в конце четверти. Цель: выяснить характер усвоения учебного содержания всей темы – понятий, законов, процессов, причинно-следственных связей. Происходит охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции, а также обобщение и систематизация знаний темы. Итоговый контроль по функции близок с периодическим (тематическим) контролем, так как проводится в конце изучаемого курса или в конце полугодия, года. При этом происходит выявление степени усвоения знании раздела, нескольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры, а также осуществляется оценка знаний раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов). Методы контроля подразделяются на словесные, наглядные и практические. Контроль знаний по биологии может проводиться методами рассказа, беседы, воспроизведения какого-либо опыта или лабораторной работы (с объяснением результатов), описания или определения какого-либо биологического объекта, заполнения какой-либо таблицы, составления словесно-логических схем и построения графологических структур. При этом, например, рассказ ученика может сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. Формы, виды и методы контроля знаний каждый учитель выбирает, исходя из содержания учебного предмета, конкретных образовательных задач урока, учебной темы, раздела, курса биологии. Большое значение в этом выборе имеет приверженность учителя к тем или иным методам и формам контроля, а также степень владения ими учителем.
Вопросы для самоконтроля 1 Почему контроль знаний и умений является важным компонентом процесса обучения? 2 Какие формы контроля знаний вы знаете? Назовите и кратко охарактеризуйте их. 3 Какие виды контроля знаний применяются в области биологии? Каково значение каждого из них? 4 Назовите методы и приемы контроля знаний и умений по биологии. Чем определяется их выбор?
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 304. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |