Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внеурочная работа по биологии как форма организации обучения




 Внеурочная работа - этоформа организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса, практических и лабораторных работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя. Внеурочная работа по биологии является формой обучения, обязательной для всех учащихся, так как ее содержание тесно связано с уроками, и результаты выполнения внеурочных заданий оцениваются учителем.

На уроке во время лабораторной работы можно успеть сделать многое: познакомить учащихся со строением живых организмов, с составом семян, с системами внутренних органов животных и человека, но невозможно провести некоторые опыты, требующие длительного наблюдения. Например, чтобы доказать зависимость процесса фотосинтеза от солнечного света, нужно заложить опыт заранее, за 3–5 дней до нужного урока. Есть и такие опыты, которые ставятся в течение одного и более месяцев (например, выращивание растений до определенных стадий развития). Некоторые вопросы становятся понятными лишь в том случае, когда учащиеся самостоятельно заложат опыт и проведут ряд наблюдений во внеурочное время (в школе) или в летнее время (на пришкольном участке).

Организация внеурочных работ учащихся диктуется в первую очередь необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание занятий. Эти работы – предварительные, учитель своевременно организовывает учащихся, чтобы получить результаты к конкретному уроку. Приведем примеры опытов по ботанике:

- прорастание семян гороха (2 дня);

-  прорастание зерновки пшеницы (4–5 дней);

- прорастание семени тыквы (5–6 дней);

- образование крахмала в листе в процессе фотосинтеза (2–3 дня);

- развитие корней у стеблевого корешка традесканции (5–7 дней).

- развитие корней на листе бегонии (2 месяца);

- выращивание проростка мха из спор (15–20 дней).

По зоологии длительные наблюдения связаны с изучением: стадий развития животных, различных фаз их развития, размножения животных (например, аквариумных рыб), поведения комнатных животных. Эти наблюдения можно организовать как в уголке живой природы, так и дома. В природе можно наблюдать особенности предостерегающей окраски (божья коровка), ловчие сети и поведение пауков, адаптацию животных к обитанию в определенных условиях (лягушка травяная, ящерица прыткая), выработку рефлексов у птиц (на примере зимней подкормки синиц, воробьев, снегирей).

Особое внимание нужно уделять темам, которые формируют у учащихся основные биологические понятия, способствуют усвоению ими сущности биологических законов. Внеурочные работы применяют на разных этапах учебно-воспитательного процесса. Например, после выполнения лабораторной работы по изучению строения сердца человека, с целью закрепления, а затем и проверки знаний, ученики дома монтируют на листе плотной бумаги камеры сердца, клапаны, и подписывают их.  

Если при изучении растений и животных содержание внеурочных работ больше связано с наблюдением и уходом, то в 9-11 кл. включаются работы с дополнительной литературой. Учащиеся пишут рефераты, эссе, аннотации, резюме, рецензии, доклады. Умения подготовки таких работ важны для дальнейшего профессионального обучения.

К внеурочным работам относятся и летние задания, которые учащиеся выполняют после окончания 6 и 7 классов. Очень важно предусмотреть групповые летние задания на пришкольном учебно-опытном участке. Если участка нет, учащиеся могут заложить опыт, использовать агротехнические участки на даче.

 



Домашняя работа учащихся по биологии

 

Время, отведенное на занятие в классе, ограничено сорока пятью минутами учебного часа. В связи с этим возникает надобность в дополнительных занятиях дома. Домашняя работа является хорошей возможностью закрепления знаний и умений.

Домашняя работаформа организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой. Очень часто опытные учителя дают дифференцированные по объему и сложности домашние задания ученикам. Таким путем они решают вопрос индивидуализации обучения. Домашняя работа позволяет каждому ученику работать в удобном для него темпе, использовать способы и приемы, которые ему нравятся.

В обучении биологии выделяют разные виды домашних работ:

- работа с учебником;

- чтение научно-популярной литературы, журналов, справочной литературы о природе;

- подготовка рефератов и иллюстраций по заданным темам;

- практическая работа с натуральными объектами: наблюдения, опыты, оформление результатов работы;

- моделирование природных процессов и явлений;

- изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, видеозаписи) к уроку по заданию учителя и по собственной инициативе.

К домашнему заданию по биологии предъявляется ряд требований. Оно должно:


- быть конкретным и целенаправленным;

- развивать познавательный интерес и активность учащегося;

- развивать самостоятельность и творчество ученика;

- способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.

Трудно переоценить воспитательное значение домашней работы по биологии. Она способствует формированию таких важных качеств, как ответственность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, стремление довести начатое дело до конца.

Самый распространенный вид домашнего задания – прочитать дома параграф в учебнике и ответить на вопросы к нему. При этом, можно давать на дом практические задания по наблюдению за растениями и животными, по закладке опытов, зарисовке и фотографированию, написанию рефератов, подготовке докладов. Например, в 6 классе учащиеся могут выполнить такие домашние практические задания, как: значение воды, тепла и света для прорастания семян; определение процента всхожести семян; развитие побега из почки; проращивание луковицы лука; развитие плесневых грибов.

В 8 классе домашние занятия часто связаны с самонаблюдением: подсчитать пульс до нагрузки и после нее, определить частоту дыхательных движений, выявить роль ушной раковины и т.п. Наибольшее значение имеют домашние задания, связанные с анализом, сравнением, сопоставлением биологических объектов и явлений, установлением связи строения и функции, причинно-следственных связей. Нередко учитель предлагает в качестве домашнего задания построение словесно-логической схемы или графологической структуры, зарисовку объекта наблюдения.

Главный недостаток домашних работ – их большой объем. При выдаче домашнего задания учитель должен учитывать несколько факторов: бюджет свободного времени учащегося; степень усвоения учащимися знаний на уроке; логическое соответствие содержания задания содержанию урока; вытекают из содержания урока; направленность задания на решение важных познавательных задач, а не на чтение и воспроизведение текста учебника. Домашние задания могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...