Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности внеклассных занятий по биологии




 Учитель должен всемерноподдерживать и закреплять интерес учащихся к изучению биологии. Этому способствует внеклассная работа, которая является добровольной и направлена на удовлетворение запросов учащихся, которые увлекаются биологией.

Внеклассные занятия – форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для стимулирования их познавательных интересов и творческой самодеятельности в дополнение к  школьной программе. Внеклассные занятия предоставляют учащимся возможность для развития творческих способностей, инициативы, наблюдательности и самостоятельности, а также для приобретения трудовых умений и навыков. При этом углубляются знания о растениях и животных, развивается интерес к природе. На внеклассных занятиях по биологии школьники учатся применять полученные знания на практике и развивают исследовательские умения и навыки. Факультативные занятия и кружковая работа очень часто способствуют выбору учащимися будущей профессии.

Существуют различные основополагающие признаки для классификации внеклассной работы по биологии: количество участников, временные рамки организации занятий, содержание. По временным рамкам внеклассные занятия по биологии подразделяют на эпизодические и постоянно действующие. По содержанию выделяют внеклассную работу по ботанике, зоологии, физиологии, гигиене, микробиологии, общей биологии, цитологии и т.п. По количеству участников выделяют индивидуальные, групповые и массовые занятия.

Групповые занятия – кружки, факультативы, экспедиции, походы. Кружок объединяет 10-15 учащихся, интересующихся природой и практической работой с растениями и животными. Это добровольная для учащихся форма организации с постоянным составом, работающая по определенной программе, по плану, под руководством учителя. Если желающих больше, создают 2 группы. Обычно занятия проводят 1 раз в неделю (1 час) или 2 раза в месяц (2 часа) в определенные дни недели.  

План работы кружка биологии должен отражать общее направление деятельности и складывается из следующих позиций: самостоятельные исследовательские работы: опыты и наблюдения; экскурсии; массовые и общественно полезные работы: благоустройства территорий, посадка деревьев, охрана редких видов; изучение научной и научно-популярной литературы по определенным темам, составление рефератов для доклада на кружке; организация биологических вечеров и праздников.

 Особый вид групповых внеклассных занятий – факультативы.Группы по 15 – 17 человек работают по программам Министерства образования и науки Российской Федерации или по авторским. Факультативы – добровольная форма внеклассной работы для учащихся. Цель факультативных занятий – углубление знаний по отдельным темам курса биологии, профессиональная ориентация.

Массовые занятия – лекции, кинолекторий, олимпиады, научные вечера и конференции, выставки работ учащихся, общешкольные биологические праздники и кампании («День урожая», «День птиц», «День здоровья», «Неделя биологии»). Массовая внеклассная работа организуется по инициативе учителя биологии  и членов кружка, проводится при содействии администрации и актива школы.

Важнейший вид массовой внеклассной работы по биологии – школьные олимпиады. Они проводятся ежегодно в несколько туров. За неделю до олимпиады вывешивается объявление о порядке ее проведения, список рекомендуемой к прочтению литературы и требования к письменным работам. Первый тур проводится в классах. Работы оцениваются в баллах, выявляются участники следующего тура и лучший класс. Второй тур – школьный. В нем участвуют учащиеся, победившие в первом туре. Победители второго тура могут участвовать в городской олимпиаде.

Большое воспитательное значение имеют выставки работ учащихся. Их организация может быть приурочена к заседанию кружка, к олимпиаде, к родительскому собранию, к общешкольному биологическому празднику. Выставку можно расположить в кабинете биологии или в специально отведенном месте – например, в холле. Выставка будет более интересной, если ее станут сопровождать экскурсоводы (члены кружка биологии).

Индивидуальные занятия — научные исследования и опыты, подготовка к олимпиадам, внеклассное чтение с рецензированием, исследовательская работа в природе, в уголке живой природы, в парке, на пришкольном участке. Индивидуальная внеклассная работа по биологии имеет большое учебно-воспитательное и профориентационное значение, т.к. эта форма позволяет учесть индивидуальные особенности и склонности учащихся к изучению конкретных областей биологической науки.

Внеклассная работа по биологии тесно связана с внешкольной работой. Школы поддерживают постоянные контакты с различными организациями и учреждениями, работа которых связана с изучением живой природы – со Станциями юных натуралистов, городскими и районными Клубами зеленых, Комитетами охраны природы и др.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое форма организации обучения?

2 Какие основные и дополнительные формы используются в обучении биологии?

3  Почему именно урок является главной формой обучения биологии?

4 В чем заключаются особенности подготовки учителя к уроку биологии?

5 От чего зависит структура урока биологии?

6 Какое место занимает экскурсия в системе уроков биологии?

7 Каковы основные функции методов обучения биологии?

8 Какое значение для учителя имеет богатый арсенал приемов обучения?

9 Являются ли понятия «внеклассная работа» и «внеурочная работа» тождественными в обучении биологии?

10 Почему домашнюю работу относят к обязательным формам обучения биологии?

 

 

 

Темы для выполнения рефератов

1 Нетрадиционные формы уроков биологии в общеобразовательной школе.

2 Организация внешкольной работы по биологии.

Задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

1 Составьте перспективный план обучения биологии в 8 классе общеобразовательной школе в первой учебной четверти.

2 Составьте план-конспект урока биологии в 8 классе на любую из тем, обозначенных в вашем перспективном плане.

3 Составьте план проведения экскурсии по зоологии в 7 классе.

Семинарское занятие № 10

Тема: Система форм обучения биологии в российской общеобразовательной школе

Цель занятия:сформировать знания о взаимосвязях форм обучения биологии в их общей системе.

Задачи:

-дидактические:  сформировать знания об уроке как о главной форме обучения биологии и о связях между различными формами обучения; научить студентов конструированию перспективного, календарно-тематического и поурочного планов обучения биологии; сформировать умение разрабатывать планы биологических экскурсий;

- развивающие: развивать умение обобщать, анализировать и структурировать информацию;

- воспитательные: воспитывать культуру общения и труда; формировать навыки рационального выполнения заданий.

 

Обсуждаемые вопросы

1 Содержание понятия «форма обучения».

2 Многообразие и взаимосвязь форм организации обучения биологии.

3 Факторы, влияющие на выбор форм обучения.

4 Типология уроков биологии.

5 Структура различных типов уроков биологии.

6 Сущность и значение домашней и внеурочной работы по биологии.

7 Виды внеклассной работы по биологии и их характеристика.

8 Классификация биологических экскурсий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...