Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Система методов и приемов обучения биологии в российской общеобразовательной школе




Цель занятия:расширить знания студентов о методах учебно-воспитательного процесса в системе школьного биологического образования.

Задачи:

-дидактические:  сформировать знания о разнообразии методов обучения биологии и об их функциях; формировать умение доносить естественнонаучные сведения до учащихся на высоком научном и методическом уровне;

- развивающие: развивать умение применять имеющиеся знания для решения познавательных задач, обобщать, анализировать информацию, графически ее структурировать;

- воспитательные: воспитывать культуру общения и труда; формировать навыки рационального выполнения заданий.

 

Обсуждаемые вопросы

1 Характеристика понятий «метод обучения» и «прием обучения».

2 Система методов и методических приемов обучения биологии (по Н.М. Верзилину и В.М. Корсунской).

3 Система методов обучения биологии, подготовленная Б.Е. Райковым.

4 Основные функции словесных методов обучения биологии.

5 Характеристика наглядных методов обучения биологии.

6 Значение практических методов обучения биологии для формирования знаний и умений по биологии.

7 Развитие методов обучения биологии в общеобразовательной школе.

 

Практические задания для аудиторной самостоятельной работы

1 Из курса «Человек» ознакомьтесь с содержанием параграфа об иммунитете. Какие виды методов вы выберете для проведения урока по указанной теме? Какими средствами вы будете обеспечивать активность познавательной деятельности школьников на уроке по данной теме?

2 Вспомните уроки биологии в вашей школе. Как вы считаете, какой из методов был ведущим у вашего учителя биологии? Почему вы так считаете?

3 Существует точка зрения, что словесные методы обучения не имеют большого значения в учебно-воспитательном процессе, связанном с биологией. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему? Подкрепите свой ответ конкретными сведениями из школьного курса биологии.

4 Некоторые исследователи считают, что учитель биологии должен хорошо владеть техникой биологического рисунка. Как вы думаете, верно ли это высказывание? Почему? Подкрепите свой ответ какими-либо примерами из школьного курса биологии?

Средства обучения биологии

Общие сведения о системе средств обучения биологии

Средства обучения –   разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, которые способствуют повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. Выделяют реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и словесные (вербальные) средства обучения биологии. Реальные средства обучения способствуют развитию наглядно-действенного (практического) мышления, знаковые средства развивают наглядно-образное мышление, словесные – абстрактно-теоретическое мышление.

Реальные (натуральные)объекты это микропрепараты, живые или фиксированные организмы, большие или маленькие биосистемы (лес, озеро), с которыми учащиеся знакомятся на уроке, на экскурсии. Реальные свойства этих объектов могут восприниматься различными сенсорными системами. К знаковым (изобразительным) средствам обучения относятсязаменители реальных объектов и процессов – таблицы, схемы, фотографии, модели, муляжи. Особую группу составляют мультимедийные средства обучения. В группу словесных (вербальных) средств обучениявключаюткниги, учебники, речь учителя, дикторский текст, программное обеспечение для работы с компьютером, тесты, рабочие тетради на печатной основе.

На всех этапах обучения биологии необходимым средством образовательного процесса является наглядность.Этот термин используется для выражения разных педагогических понятий: «принцип наглядности», «наглядность как средство обучения» и «наглядное пособие».  

Термином «наглядность»обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель биологии в своей практической деятельности. Наглядность объединяет чувственное и логическое, конкретное и абстрактное, содействуя развитию абстрактного мышления. Наглядность как средство обученияиспользуется для создания статических и динамических образов изучаемых природных объектов. Она может быть предметной и изобразительной. Понятие «средство наглядности»близко по содержанию к понятию «наглядное пособие»,но шире по объему. Например, опыт по фотосинтезу, телепередача, рисунок на доске – средства наглядности, но они не являются наглядными пособиями.

Наглядные пособия – конкретные объекты, используемые на уроке. Это могут быть различные коллекции, гербарии, живые растения и животные, таблицы, муляжи, модели, видеофильмы, раздаточный материал. 

Общая система средств обучения биологии включает две большие группы – основные и вспомогательные средства. Реальные, знаковые и вербальные средства входят в группу основных средств обучения. Они выражают биологическое содержание изучаемых биологических объектов и явлений. К вспомогательным относят лабораторное оборудование и технические средства обучения (ТСО), повышающие эффективность наглядного обучения:

- приборы, реактивы для практических и демонстрационных работ:

- увеличительную технику (микроскоп, лупа);

- лабораторное оборудование (штатив, нагревательные приборы, посуда);

- препаровочный инструментарий (пинцет, препаровальная игла, лупа);

- ТСО (кинопроектор, диапроектор, эпидиаскоп, кодоскоп, телевизор, компьютер, магнитофон, видеотехника).

К средствам статической экранной проекции относятся учебные диафильмы и видеофильмы, диапозитивы или слайды. К средствам динамической экранной проекции относят учебное кино, телевидение, звуковые средства (учебное радио, звукозапись). Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: при объяснении нового материала, в процессе закрепления знаний, во время проверки усвоения учебного материала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...