Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Система методов и приемов обучения биологии в российской общеобразовательной школе
Цель занятия:расширить знания студентов о методах учебно-воспитательного процесса в системе школьного биологического образования. Задачи: -дидактические: сформировать знания о разнообразии методов обучения биологии и об их функциях; формировать умение доносить естественнонаучные сведения до учащихся на высоком научном и методическом уровне; - развивающие: развивать умение применять имеющиеся знания для решения познавательных задач, обобщать, анализировать информацию, графически ее структурировать; - воспитательные: воспитывать культуру общения и труда; формировать навыки рационального выполнения заданий.
Обсуждаемые вопросы 1 Характеристика понятий «метод обучения» и «прием обучения». 2 Система методов и методических приемов обучения биологии (по Н.М. Верзилину и В.М. Корсунской). 3 Система методов обучения биологии, подготовленная Б.Е. Райковым. 4 Основные функции словесных методов обучения биологии. 5 Характеристика наглядных методов обучения биологии. 6 Значение практических методов обучения биологии для формирования знаний и умений по биологии. 7 Развитие методов обучения биологии в общеобразовательной школе.
Практические задания для аудиторной самостоятельной работы 1 Из курса «Человек» ознакомьтесь с содержанием параграфа об иммунитете. Какие виды методов вы выберете для проведения урока по указанной теме? Какими средствами вы будете обеспечивать активность познавательной деятельности школьников на уроке по данной теме? 2 Вспомните уроки биологии в вашей школе. Как вы считаете, какой из методов был ведущим у вашего учителя биологии? Почему вы так считаете? 3 Существует точка зрения, что словесные методы обучения не имеют большого значения в учебно-воспитательном процессе, связанном с биологией. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему? Подкрепите свой ответ конкретными сведениями из школьного курса биологии. 4 Некоторые исследователи считают, что учитель биологии должен хорошо владеть техникой биологического рисунка. Как вы думаете, верно ли это высказывание? Почему? Подкрепите свой ответ какими-либо примерами из школьного курса биологии? Средства обучения биологии Общие сведения о системе средств обучения биологии Средства обучения – разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, которые способствуют повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. Выделяют реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и словесные (вербальные) средства обучения биологии. Реальные средства обучения способствуют развитию наглядно-действенного (практического) мышления, знаковые средства развивают наглядно-образное мышление, словесные – абстрактно-теоретическое мышление. Реальные (натуральные)объекты это микропрепараты, живые или фиксированные организмы, большие или маленькие биосистемы (лес, озеро), с которыми учащиеся знакомятся на уроке, на экскурсии. Реальные свойства этих объектов могут восприниматься различными сенсорными системами. К знаковым (изобразительным) средствам обучения относятсязаменители реальных объектов и процессов – таблицы, схемы, фотографии, модели, муляжи. Особую группу составляют мультимедийные средства обучения. В группу словесных (вербальных) средств обучениявключаюткниги, учебники, речь учителя, дикторский текст, программное обеспечение для работы с компьютером, тесты, рабочие тетради на печатной основе. На всех этапах обучения биологии необходимым средством образовательного процесса является наглядность.Этот термин используется для выражения разных педагогических понятий: «принцип наглядности», «наглядность как средство обучения» и «наглядное пособие». Термином «наглядность»обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель биологии в своей практической деятельности. Наглядность объединяет чувственное и логическое, конкретное и абстрактное, содействуя развитию абстрактного мышления. Наглядность как средство обученияиспользуется для создания статических и динамических образов изучаемых природных объектов. Она может быть предметной и изобразительной. Понятие «средство наглядности»близко по содержанию к понятию «наглядное пособие»,но шире по объему. Например, опыт по фотосинтезу, телепередача, рисунок на доске – средства наглядности, но они не являются наглядными пособиями. Наглядные пособия – конкретные объекты, используемые на уроке. Это могут быть различные коллекции, гербарии, живые растения и животные, таблицы, муляжи, модели, видеофильмы, раздаточный материал. Общая система средств обучения биологии включает две большие группы – основные и вспомогательные средства. Реальные, знаковые и вербальные средства входят в группу основных средств обучения. Они выражают биологическое содержание изучаемых биологических объектов и явлений. К вспомогательным относят лабораторное оборудование и технические средства обучения (ТСО), повышающие эффективность наглядного обучения: - приборы, реактивы для практических и демонстрационных работ: - увеличительную технику (микроскоп, лупа); - лабораторное оборудование (штатив, нагревательные приборы, посуда); - препаровочный инструментарий (пинцет, препаровальная игла, лупа); - ТСО (кинопроектор, диапроектор, эпидиаскоп, кодоскоп, телевизор, компьютер, магнитофон, видеотехника). К средствам статической экранной проекции относятся учебные диафильмы и видеофильмы, диапозитивы или слайды. К средствам динамической экранной проекции относят учебное кино, телевидение, звуковые средства (учебное радио, звукозапись). Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: при объяснении нового материала, в процессе закрепления знаний, во время проверки усвоения учебного материала. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 271. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |