Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое и гражданское воспитание в процессе преподавания биологии




Основными задачами трудового воспитания в современной общеобразовательной школе являются: развитие готовности к труду, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности как важнейшей потребности и обязанности человека, накопление опыта по самообслуживанию, формирование навыков учебного труда, опыта профессиональной деятельности.

Изучение живой природы направлено на понимание учащимися того, что труд – главное в отношениях человека и природы.

В 6 классе учащиеся знакомятся с приемами выращивания культурных растений, ухода за ними, проращивания семян, вегетативного размножения растений. В 7 классе они получают представления о работе по охране редких и исчезающих видов животных, о выращивании домашних животных. В 8 классе рассматриваются вопросы охраны здоровья людей, а в 9–11 классах раскрывается значение трудов ученых-биологов, изучающих законы природы. Происходит знакомство с приемами работы селекционеров и биотехнологов. На этой основе формируется представление о том, что труд человека является не только производительным, но и сознательным, интересным, творческим процессом. Учителю следует воспитывать в учащихся культуру умственного труда: формировать умение выступать с сообщениями, докладами, лекциями перед аудиторией, использовать наглядные пособия.

Большое внимание надо обращать на культуру выполнения индивидуальных работ, заданий (точные замеры, расчеты, аккуратная и грамотная запись, гербаризация, оформление коллекции, качественная подготовка доклада или реферата). Все работы, выполняемые учащимися на уроках, экскурсиях, дома, должны быть не только правильными, но и красиво выполненными и оформленными. Культура труда тесно связана с эстетическим воспитанием.

Эстетическое воспитание (от греческого aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это формирование эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства, которое выражается в виде переживаний и чувств, вызываемых чем-либо прекрасным.

Особое значение в теории эстетического воспитания придается творческой деятельности личности, ее нравственному совершенствованию, развитию эмоциональной чуткости, вкуса, стремления вносить красоту в жизнь. В целях научного познания природы, развития интереса к ней нужно пробудить в учащихся эстетические чувства, способность увидеть что-либо прекрасное даже в простых и, казалось бы, некрасивых природных объектах.

Изучая живые объекты, учащиеся могут научиться воспринимать красоту «некрасивых» животных или растений: обыкновенной жабы, лягушки, пауков, жуков. Для этого учитель должен не только обращать внимание на внешнюю красоту, а постоянно развивать умение видеть скрытую красоту и гармонию – пропорциональность и изящество форм тела, приспособленность к среде обитания. Много красоты в пении птиц, в шуме леса, во взаимоотношениях различных взрослых животных с детенышами, в брачных играх.

В процессе эстетического воспитания опытный учитель биологии довольно часто обращается к различным художественным произведениям – картинам, стихам, видеозаписям, фотографиям, музыке (во всем этом удивительно точно отображаются природные явления) и использует их в обсуждении научных вопросов. Перед эстетическим воспитанием стоят задачи научить школьников видеть и познавать, создавать и охранять все красивое в природе, в труде, быту и общении.

Показывая единство науки и искусства, учитель может подчеркнуть роль науки как источника прекрасного. Постоянное внимание учителя к оформлению любого задания – необходимое условие эстетического развития учащихся. Важно развивать в них чувство удовольствия от красоты.

Этическое воспитание – основа нравственного воспитания человека. Этика (от греческого ethos – обычай) это область знаний, объектом которой является мораль (от латинского mores – нравы; moralis – нравственный). Ее цели преобразования мира выражаются в идеях о должном, о добре и зле, в идеалах, моральных принципах и нормах поведения, а также в учении о назначении человека и смысле его жизни.

 Цель этического воспитания в процессе обучения – формирование у учащихся моральных убеждений, чувств и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами. Главными задачами этического воспитания являются: накопление положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, разумное использование свободного времени, развитие таких качеств, как внимательное отношение к людям, к порученному делу, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство чести и долга, уважение человеческого достоинства.

У школьников в процессе обучения биологии воспитывается нравственное отношение к труду, природе, к окружающим людям. Здесь широко используются методы убеждения и приучения к нравственным поступкам. Большое значение имеют моральное поощрение, одобрение положительных и осуждение отрицательных поступков, этические беседы, личный пример и наглядный показ образцов нравственного поведения.

Огромное значение имеет патриотическое воспитание учащихся. Содержание школьного курса биологии во многом содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважения, любви к родине, земле, на которой они родились и выросли; стремления сберечь, украсить и защитить свою родную землю. Нынешние экономические, социальные, политические и культурные изменения, происходящие в нашей стране, не всегда адекватно воспринимаются школьниками. Порой это приводит к отрицанию ими принципов патриотизма.

Природа – мощный фактор воспитания чувства уважения и любви к своему Отечеству. Для успешного патриотического воспитания можно использовать на уроках биологии краеведческий экологический материал (это способствует формированию у школьников чувства заботливого и разумного хозяина своего края). Кроме того, следует постоянно обращать внимание учащихся на самоотверженный труд российских ученых во имя развития биологической науки.

Воспитание уважительного чувства к своей Родине тесно связано с гражданским воспитанием учащихся.

 Гражданское воспитание заключается в формировании высоконравственного отношения к жизни и чувства долга гражданина. Иначе говоря, это воспитание самосознания и ответственности за свою страну. Задачи гражданского воспитания состоят в том, чтобы воспитать готовность защитить свое Отечество, отстаивать принципы морали, поддерживать чувство национальной гордости за свой народ и за его достижения, ответственность за сохранность и приумножение национальных и общечеловеческих ценностей.

Особенно большое значение приобретает гражданское воспитание в старших классах, когда активно формируются мировоззрение, ответственность, чувство долга, когда убеждения начинают влиять на поведение. Нельзя забывать, что должная воспитанность учеников не может быть достигнута реализацией системы воспитания лишь в старших классах. Она обеспечивается в процессе непрерывной системы воспитывающего обучения во всех предшествующих классах и в тесном единстве с воспитанием, осуществляемым всеми учебными дисциплинами школы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...