Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспитательный потенциал биологической науки и школьного предмета «Биология»




Сами цели предмета биологии и задачи биологической науки носят яркий воспитательный характер. 

В методике обучения биологии проблему воспитания особо изучал методист-биолог И.Д. Зверев. Он создал систему элементов воспитывающего обучения биологии.   

Воспитанием называют целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника. Обычно воспитание направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при возникающих затруднениях.

Успешным воспитание бывает при условии, если оно связано с обучением и проводится в системе взаимодействующих элементов. Правильное воспитание при обучении биологии сможет сформировать у школьников систему ценностных отношений к окружающей действительности, в том числе к природе и роли человека в ней.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в личности учащихся, которые выражаются в отношении к миру, к обществу, к самому себе. Из школы должна выпускаться личность всесторонне и гармонично развитая, готовая к жизни и труду в современных условиях. В соответствии с этой целью в процессе обучения биологии осуществляется нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, патриотическое, этическое, гигиеническое, валеологическое и экологическое воспитание.

Задачи воспитания — помощь в становлении личности ученика, осознании им собственных потребностей и интересов.  

Сущность воспитания заключается в целенаправленном превращении социального опыта в личный опыт, приобщающей человека ко всему богатству мировой человеческой культуры.

Воспитание, связанное с обучением, очень сложно и не может ограничиваться только информацией, имеющей воспитательное значение. В процессе воспитывающего обучения учащиеся не просто должны запоминать знания соответствующего характера, а трансформировать их в убеждения, из которых постепенно формируется мировоззрение. Процесс воспитания должен планомерно проводиться не только на уроках, но и во время экскурсий, на внеурочных и внеклассных занятиях, поскольку все элементы воспитания в процессе обучения связаны с познавательной деятельностью учащихся.

 

Формирование и развитие мировоззрения в различных формах организации обучения биологии

Мировоззрением называют целостную систему взглядов на окружающий мир, представляющую собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических, биологических и других понятий о месте человека в природе и обществе, о характере его отношений к окружающей среде и к самому себе. Каждый учебный предмет в школе дает учащимся определенный круг знаний и тем способствует воспитанию мировоззрения. Ядром любого мировоззрения являются философские взгляды человека, которые опираются на обобщенные знания о природе, социуме и объясняют закономерности организации природы.

Мировоззрение формируется всю жизнь человека, но его становление особенно интенсивно идет в школьные годы, определяясь, в первую очередь, содержанием учебных предметов в общеобразовательной школе. Материал, изучаемый в курсе биологии 6 класса, позволяет рассматривать организм как единое целое и в связи с окружающей средой; оценивать значение растений и их многообразия в природе, способность растительного мира к развитию. С начала изучения биологии подростки приобщаются к научной системе взглядов на окружающий мир, у них закладываются основы научного миропонимания.

Изучение зоологии в 7 классе раскрывает перед учащимися многообразие животного мира в связи с условиями существования, начиная с простейших и заканчивая млекопитающими животными. Этот восходящий порядок в изучении животных, основанный в российской школе ещё А.П. Богдановым (1862) и А.Я. Гердом (1879), убедительно доказывает учащимся историческое, эволюционное развитие животного мира. На примере типов и классов животных рассматриваются сложные свойства организмов, элементы морфологии, анатомии, физиологии, экологии, выясняется роль животных в природе и их  значение для человека. Все эти сведения углубляют представления и понятия школьников о живом организме, его целостности, строении и свойствах, приспособленности к условиям обитания и роли в природе.

Материалы курса о человеке (8 класс) углубляют уже имеющиеся научные знания о свойствах живых организмов. При этом учащиеся познают человека как существо биосоциальное. Кроме того, при изучении свойств организма человека обращают внимание на более высокое эволюционное положение человека по сравнению с животными.

Столь же важен для воспитания мировоззрения учащихся материал курса общей биологии (9–11 классы). Изучение свойств и строения живой клетки, законов наследственности, причин изменчивости, естественного отбора, обсуждение вопросов адаптации к среде обитания, происхождения жизни и структурных уровней ее организации создает в сознании учащихся биологическую научную картину мира.

При изучении различных явлений живой природы, приспособленности растительных и животных организмов к среде обитания, устанавливая совместно с учащимися связь строения и функции, учитель должен доказать реальность приспособлений на конкретных примерах, потому что приспособительные свойства организмов бывают просто удивительными и могут создать у учеников сверхъестественные представления.

Важный элемент формирования мировоззрения – развитие гуманистических взглядов. Гуманизмом (производное от латинского слова humanus – человеческий) называют совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии. В настоящее время слово «гуманизм» используется не только в отношении системы «человек-человек», но также и в отношении системы «человек-природа».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...