Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практические задания для аудиторной самостоятельной работы




1 Проследите по действующим программам и учебникам развитие таких понятий, как «клетка» и «организм». Составьте примерный общий перечень наглядных пособий, который вы бы использовали для формирования одного из этих понятий.

2 Приведите индуктивный и дедуктивный способы образования понятия «рефлекс».

3 Приведите примеры простых, сложных, специальных, локальных и общебиологических понятий, развиваемых в разделе «Животные» («Зоология»).


 5 Роль деятельности в процессе обучения биологии

 5.1 Деятельность как один  компонентов содержания биологического образования

 

В настоящее время в основе отбора и построения содержания образования лежит ожидаемый образ выпускника, который содержит множество личностных качеств, соответствующих определенным видам образовательной деятельности.

Структура личности, структура изучаемой области действительности (биологии), структура деятельности – главные параметры, определяющие основу содержания биологического образования.

Все качества, свойства личности, интересы и желания, способности личности проявляются в делах, в разных видах деятельности. Личность формируется в деятельности. В зависимости от того, что человек делает (то есть каково содержание его деятельности), как делает (то есть способы его деятельности), от организации и условий этой деятельности, формируются определенные склонности, способности и черты характера, сознание, закрепляются знания. Поэтому деятельность стала важной составной частью содержания образования школьников.

Деятельностный подход в обучении школьников разработан сравнительно давно – в 60-х гг. XX в., отечественными психологами А.Н. Леонтьевым, Е.Н. Коганом, Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленским, П.Я. Гальпериным, А.А. Люблинской, А.И. Раевым, В.В. Давыдовым. В результате их исследований были разработаны теоретические основы обучения, влияющие на развитие интеллектуальной деятельности, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности. Суть этих разработок заключается в том, что учащихся надо обучать определенным приемам умственной учебной деятельности.

Любая деятельность человека требует использования определенных умений и навыков.

Умения – это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний, решение задач в соответствии с заданными условиями (например, сравнение однодольных и двудольных растений, выявление причин изменчивости организмов, приготовление микропрепарата).

Каждое умение проходит в своем формировании ряд этапов:

1) этап первоначального умения: осознание цели действия и поиск способов его выполнения на основе уже имеющихся знаний и навыков; деятельность выполняется путем проб и ошибок;

2) этап недостаточно умелой деятельности: знания о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков;

3) этап отдельных общих умений: ряд отдельных высокоразвитых умений, необходимых в различных видах деятельности (например, умение планировать свою деятельность, организаторские умения);

4) этап высокоразвитого умения: творческое использование знаний и умений в данной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора, способов ее достижения; 

5) этап мастерства: уверенное творческое использование различных умений, навыков, знаний.

Повторяясь много раз, действия с объектом становятся автоматизированными. В связи с многократным упражнением действие выполняется как заученное движение, без специального контроля со стороны мозга. Такие действия, автоматизированные многократными повторениями, называются навыками. При этом навык нельзя понимать как полностью автоматическое действие потому, что в нужный момент сознание может вмешаться в действие и направить его. Навык — способность продуктивно, полно и в соответствующее время выполнить работу в новых условиях. Навык образуется на основе умений и знаний.

Каждое умение в процессе его формирования до состояния навыка проходит ряд этапов:

1) этап начала осмысления умения: отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов его достижения, грубые ошибки при выполнении действия;

2) этап сознательного, но неумелого выполнения: отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его; множество лишних движений; отсутствие переноса данного умения. Перенос умения — усвоение нового умения и навыка в результате его взаимодействия с уже ранее сформировавшимися;

3) этап автоматизации умения путем упражнения: все более и более качественное выполнение действия при временами ослабевающем произвольном внимании и появлении возможности его распределения; устранение лишних движений; появление переноса умения;

4) этап высокоавтоматизированного умения – навык: точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия; уверенно применяется в новой ситуации.

В методике преподавания биологии по характеру деятельности в учебном процессе различают умения и навыки:

а) интеллектуальные, или умственные: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование;

б) практические, или трудовые: выращивание растений, уход за животными;

в) специальные, или предметные: работа с микроскопом, выявление особенностей растений, животных, проращивание семян;

г) общеучебные: работа с книгой, составление плана, самоконтроль.

Все умения и навыки формируются только в практической деятельности, они вырабатываются повторениями и разрушаются, когда повторения прекращаются. Любая деятельность осуществляется системой специальных для нее умений и навыков. Умения и навыки учащихся обеспечивают способность выполнять разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний. Выработанные у учащихся умения и навыки становятся базой для формирования новых умений и навыков, применения усвоенных знаний в каких-либо новых ситуациях и условиях.

Существует множество видов деятельности человека, но среди них можно выделить главные – те, которые способствуют его формированию как личности в онтогенезе: общение, игра, учение и труд. Общение состоит в обмене информацией между людьми. Высшая форма общения человека – речь с помощью слов как выражение понятий. Общение активизирует процесс образования и усвоения знаний. Игра и общение являются подготовкой к труду. Игра повышает внимание детей и стимулирует желание трудиться. Учение – вид деятельности человека, способствующий развитию человека как личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества.

Каждое новое поколение получает от предшествующих поколений накопленные знания — оно должно усвоить их. Это есть и цель, и мотив учебной деятельности. Усваиваемый общественный опыт сливается с личным опытом ребенка. Такое понимание учебной деятельности характеризует ее как познавательную. Формирование и развитие познавательной деятельности – одна из главных задач общего образования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...