Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Управление интеллектуальным развитием учащихся в процессе их обучения биологии




 

Активное педагогическое воздействие, направленное на формирование определенных умственных качеств личности ученика, называется управлением интеллектуальным развитием учащихся. Процесс обучения, ориентированный на развитие личности, обычно включает ученика в многостороннюю учебную деятельность на основе целенаправленного управления учителем учебными действиями учеников с учетом уровня их восприятия новых знаний и умений. Можно выделить несколько линий, в соответствии с которыми происходит управление интеллектуальным развитием учащихся:

1) линия единства в управлении процессом усвоения знаний и умственных действий;

2) линия управления процессами интериоризации и экстериоризации в умственной деятельности учащихся;

3) линия использования подражательной деятельности ученика.

Управляя умственной деятельностью, надо помнить о различных соотношениях знаний и действий:

а) знания составляют содержание действий (например, знание о приготовлении микропрепарата, о работе микроскопа);

б) знания усваиваются только в процессе совершения действий (например, знания об эволюции нервной системы позвоночных формируется путем сравнения строения головного мозга у представителей разных классов);

в) действия формируются лишь в процессе усвоения знаний (так формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать);

г) эффективность усвоения знаний зависит от характера совершаемых действий;

д) эффективность формирования действий зависит от характера усваиваемых при этом знаний.

 Интериоризация – это мысленный переход от внешнего к внутреннему, перевод внешней речи во внутреннюю. Экстериоризация – мысленный переход от внутреннего к внешнему, например, перевод внутренней речи во внешнюю. С помощью этих процессов идет более полное усвоение знаний и действий, и единство их выражается в том, что один процесс непосредственно продолжает другой, постоянно меняясь местами, дополняя друг друга.

 С помощью подражательной деятельности передается опыт, накопленный предшествующими поколениями (первоначальное овладение интеллектуальными умениями по принципу «делай как я»).

В процессе обучения биологии необходимо единство оперативного и перспективного управления умственной деятельностью учащихся. Под опреративным управлением понимают условия педагогического воздействия, которые непосредственно определяют процесс умственной деятельности учащихся во время обучения. Перспективное управление – построение педагогического воздействия, которое обеспечивает целенаправленное формирование системы умственных действий различной степени обобщенности. Этим формируются общие умения решать задачи определенной сложности и использовать эти умения в последующей умственной деятельности. Чем более общими являются усвоенные умственные действия, тем шире диапазон задач, в котором они могут быть использованы.

5.3 Способы деятельности в содержании обучения биологии

С помощью знаний и различных способов деятельности методика преподавания биологии ставит целью сформировать систему ценностных отношений к реальной действительности. Для реализации этой цели у школьников требуется сформировать определенный круг практических, интеллектуальных и общеучебных умений.

Практические умения являются важной частью биологического образования. К таковым относятся следующие умения: пользоваться увеличительными приборами и препаровальнои иглой, готовить временные микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, пользоваться определителями видов растений и животных. К практическим относятся также умения ставить простейшие опыты (прорастание семян, укоренение черенков, определение частоты пульса), проводить наблюдения и самонаблюдения, распознавать виды растений, грибов и животных по их описанию, рисункам и в природе, распознавать по описанию и на рисунках органы, строить цепи питания. Выращивать растения в комнатных условиях и в открытом грунте, ухаживать за ними, высушивать растения и делать гербарий, соблюдать правила поведения в природе – это также практические умения.

Интеллектуальные, или умственные умения направлены на совершенствование самого процесса познания. К таковым относятся умения: называть, характеризовать, определять, сравнивать, обобщать, систематизировать, наблюдать, вычленять главные признаки.  формулировать определение понятия. Умения выявлять причинно-следственные связи, моделировать исследование, экспериментировать, проектировать результаты опыта, анализировать, оперировать знаниями, доказывать, характеризовать свойства изучаемого объекта, объяснять также относятся к интеллектуальным умениям.

Общеучебные умения ориентируют учащихся во всех видах учебной деятельности на работу с книгой, текстом учебника (рисунками, вопросами, оглавлением), наглядными пособиями, рабочими тетрадями по предмету, составление плана, использование своих знаний в суждениях, внимательную работу на уроке и выполнение различных учебных заданий в домашних условиях. К предметным относятся умения: сравнивать строение (например, личинки земноводных и рыбы, цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемьтх растений), анализировать строение (например, головного мозга птиц и млекопитающих), моделировать цепи питания, наблюдать движение цитоплазмы.

В Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы (биология для 5–9 классов) назван ряд предметных умений, которыми должны овладеть учащиеся. Например, учащиеся должны уметь называть общие признаки живого организма, основные систематические категории, признаки вида и царств природы, примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности живых организмов к среде обитания.

Помимо того, учащиеся должны уметь характеризовать строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных, деление клетки, метаболизм, размножение, рост и развитие организмов, среды обитания организмов, экологические факторы, природные сообщества. Учащиеся должны уметь обосновывать взаимосвязь строения и функции, родство живых организмов и человеческих рас, роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, влияние различных природных и социальных факторов на здоровье человека, влияние деятельности человека на среду обитания, меры сохранения численности различных живых организмов.

Учащиеся должны уметь определять и сравнивать различные живые организмы, распознавать съедобные и ядовитые грибы и растения. Среди необходимых умений и умения соблюдать правила проведения экспериментов по изучению жизнедеятельности живых природных объектов, правильно вести себя в природе, соблюдать здоровый образ жизни, ухаживать за растениями и животными. Помимо предметных умений и навыков в обучении биологии формируются и общие умения (общетрудовые): сравнивать, описывать, определять, доказывать, препарировать, анализировать, интегрировать, использовать дополнительное чтение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...