Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности методики формирования умений и навыков в обучении биологии




На уроках биологии в общеобразовательной школе учащиеся анализируют различные живые организмы, определяют и описывают их, устанавливают причинно-следственные связи, связи между строением и функцией. Поскольку материала, на котором можно все это делать, много, нужно побуждать учащихся усваивать его с помощью интеллектуальных умений, а не с помощью заучивания. Сначала учащиеся отрабатывают отдельные действия – операции, из которых впоследствии складывается умение. Вначале эти умения будут предметными. Например, сравнение семян фасоли и тыквы. Учитель направляет внимание учащихся на выявление сходства и различия в изучаемых объектах по их внешнему и внутреннему строению. В результате выделяется главный признак – наличие зародыша с двумя семядолями. На его основе учащиеся могут самостоятельно определить понятие: семена фасоли и тыквы – двудольные. Используя приемы сравнения одних объектов, ученики вскоре смогут применять умения самостоятельно сравнивать другие объекты в иных ситуациях.

Выделяют несколько этапов овладения умением. На первом этапе  формирования умения учеников знакомят с тем, как выполняется действие, которым надо овладеть. Задача учителя – показать, как надо выполнить действие, объяснить цель и характер упражнений. На втором этапе идет усвоение или восстановление знаний, на основе которых будут вырабатываться эти умения, навыки, формулируются основные правила осуществления действия. На третьем этапе происходит показ образца данного действия, чтобы избежать ошибок, типичных для первых шагов деятельности, поскольку они могут закрепиться. Обычно учитель показывает, как нужно производить те или иные действия, говорит о трудностях, которые могут встретиться ученикам в процессе работы. В старших классах показ может заменить четкое предписание выполнения действия в виде пошагового алгоритма его осуществления. На четвертом этапе осуществляется практическое овладение действием, выработка правильного умения. Ученик начинает сознательно применять правила выполнения действия. Здесь особое внимание нужно уделить анализу действия и ошибок, предупреждению ошибок, правильному и последовательному выполнению всех действий данного умения. На пятом этапе систематически выполняются самостоятельные упражнения. При этом надо помнить, что одни умения усваиваются быстрее, а другие дольше. О ходе формирования навыка, умения можно судить по скорости и качеству, самостоятельности выполнения действий. Навык высокого уровня сформированности отличается не отдельными случаями успешного выполнения действий, а систематическим достижениям хороших результатов. Когда успешность действия сохраняется при включении его в системы других (более сложных) действий, навык характеризуется как хорошо сформированный. Если учитель сообщает учащимся все существенные признаки изучаемых ими объектов и делает вместо них необходимые обобщения и выводы, познавательная деятельность учащихся ухудшается. У них не развиваются нужные интеллектуальные умения, самостоятельность в добывании знаний. Развитию учебной деятельности учащихся, повышению их познавательной активности и осознанному усвоению познавательных действий и содержания учебного материала способствуют различные технологии обучения. Следовательно, обучение – один из видов познания, а формирование умений и навыков – одна из форм познавательной деятельности, в ходе которой осуществляется овладение биологическими знаниями, формирование понятийно-теоретического мышления учащихся.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Почему деятельность относят к компонентам содержания предмета «Биология» в общеобразовательной школе?

2 В чем разница между умением и навыком?

3 Как происходит формирование умений и навыков в процессе обучения биологии?

4 Какое значение имеют интеллектуальные умения в обучении биологии?

5 На каких условиях происходит успешное формирование умений и навыков в области биологии?

6 Что является основным показателем результативности умственного развития учащихся?

7 Что понимают под общими умениями?

 

Темы для выполнения рефератов

1 Процесс развития практических умений и навыков при изучении курса общей биологии.

2 Учебные приемы и способы их формирования в обучении биологии.

 

Задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

1Сделайте анализ состава умений и навыков, представленных в школьной программе по биологии.

2 Сравните состав умений, представленных в школьной программе по биологии для основной общеобразовательной школы, с составом умений, представленных в школьной программе по биологии для полной общеобразовательной школы. 

Семинарское занятие № 6

Тема: Деятельность как компонент содержания биологического образования

Цель занятия:углубить знания студентов о содержании школьного предмета «Биология».

Задачи:

- дидактические: расширить знания о видах деятельности, формирующихся в процессе обучения биологии; углубить знания о способах деятельности, представленных в содержании школьного биологического образования;

- развивающие: способствовать развитию навыка анализа состава биологических умений и навыков, моделировать линии развития биологических понятий, умений, навыков;

- воспитательные: воспитывать умение слушать и слышать других, терпимо относиться к чужому мнению.

Обсуждаемые вопросы

1 Деятельность как компонент содержания биологического образования.

2 Особенности активного воздействия на учащегося путем деятельностного включения его в учебный процесс образования биологического понятия.

3 Характеристика способов деятельности в содержании обучения биологии.

4 Методика формирования биологических умений в общеобразовательной школе.

5 Методика формирования навыков в области биологии.

 

Практические задания для аудиторной самостоятельной работы

1 Смоделируйте этапы формирования общего умения сравнивать биологические объекты в процессе изучения раздела «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники».

2 Смоделируйте этапы формирования умения осуществлять анализ строения биологического объекта в процессе изучения раздела «Животные».

3 Смоделируйте этапы формирования умения устанавливать причинно-следственные связи в процессе изучения раздела «Человек».

4 Составьте алгоритм выработки навыка работы со школьным световым микроскопом в процессе выполнения лабораторной работы.

5 Разработайте краткую программу наблюдения за животным (рекомендации для учащихся к выполнению внеурочной работы по биологии).



Осуществление воспитания в процессе преподавания биологии










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 399.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...