Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Воспитание в процессе обучения биологии




Цель занятия:сформировать у студентов знания об особенностях осуществления воспитания в ходе образовательного процесса по биологии.

Задачи:

- дидактические: расширить представление о путях познания мира с точки зрения науки, искусства и религии; закрепить знания о роли естественных наук в создании системы общечеловеческих ценностей; формировать умение создавать оптимальные условия для этического воспитания учащихся; продолжить формирование умения донести естественнонаучные сведения до учащихся, выявить их профессиональные склонности в предметном обучении, способствовать адекватному выбору учащимися будущей профессиональной деятельности;

- развивающие: развивать логическое мышление, устную и письменную речь студентов;

- воспитательные: воспитывать любовь к детям, к будущей профессии; поддерживать и развивать в студентах стремление воспитать в учащихся чувство любви и уважения к родной природе, к своей стране; формировать умение строить нравственные отношения с человеком противоположного пола.

 

Обсуждаемые вопросы

 

1 Система воспитывающего обучения биологии в российской общеобразовательной школе.

2 Воспитание научного мировоззрения учащихся.

3 Экологическое  и гигиеническое воспитание в процессе обучения биологии.

4 Значение трудового и эстетического воспитания в процессе обучения биологии для формирования культуры труда.

5 Взаимосвязь этического, патриотического и гражданского воспитания на уроках биологии и экскурсиях.

6 Способы и приемы физического и полового воспитания в процессе обучения биологии.

Практические задания для аудиторной самостоятельной работы

1 Охарактеризуйте взаимосвязи этического, эстетического и экологического воспитания на примере обучения зоологии в 7 классе общеобразовательной школы.

2 Покажите возможности осуществления:

а) гражданского воспитания на материале темы «Кровь и кровообращение» в курсе «Человек»;

б) гигиенического воспитания на материале темы «Кожные покровы» в курсе «Человек»;

в) полового воспитания на материале темы «Половое размножение растений» в курсе «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники»;

 г) экологического воспитания на материале темы «Биотические и абиотические факторы среды» в курсе «Общая биология».



Методы и приемы обучения биологии  

Система методов и методических приемов обучения биологии

 

Метод (от греческого methodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Под методом обучения биологии понимают способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися.

Методический прием — элемент или разновидность метода, отражающий определенные действия учителя и учащегося в процессе преподавания и учения.

Методическими приемами обеспечиваются чрезвычайное разнообразие и взаимосочетание методов обучения. Роль методических приемов на уроках биологии особенно важна в развитии мышления и познавательной деятельности.

Наиболее распространена в методике биологии система методов и методических приемов, разработанная Н.М. Верзилиным и В.М.Корсунской. Существует несколько оснований для классификации методов обучения: источник получения знаний; характер деятельности преподавателя и учащихся; степень активности познавательной деятельности; дидактические цели; логический подход к формированию понятий.

По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся выделяют такие методы, как: лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнение, решение задач, работа с книгой.

Логический подход к формированию понятий позволяет выделить индуктивный, дедуктивный, аналитический и синтетический методы обучения.

По степени активности познавательной деятельности учащихся выделяют методы обучения биологии: пассивно-созерцательный (объяснительно-иллюстративный), проблемный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

По дидактическим целям различают методы обучения биологии: методы обучения, используемые для изучения нового материала; методы обучения для усовершенствования ранее полученных знаний; методы проверки знаний, умений и навыков.

По источнику знаний различают словесные, наглядные и практические методы обучения биологии. Эта классификация, предложенная Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской, наиболее распространена в методике преподавания биологии.

В группу словесных методов обучения биологии входят лекция, рассказ, объяснение и беседа. К группе наглядных методов обучения биологии относятся иллюстрация и демонстрация опытов, изобразительных пособий, натуральных объектов, видеоматериалов и т.д. Группу практических методов обучения биологии составляют распознавание и определение объектов, наблюдение и эксперимент.

В каждую из названных групп входят различные логические, организационные и технические приемы обучения. К логическим приемам относятся: постановка проблемы; выявление признаков; сравнение; выводы; обобщение. Эти приемы могут быть использованы в рамках как словесных, так и наглядных, и практических методов.

Организационные приемы, составляющие словесные методы, это: запись плана беседы или ответа, ответ у доски, ответ с места. Организационные приемы, которые могут быть использованы в рамках наглядных методов: демонстрация объектов со стола или с обходом учащихся, с раздачей объектов на руки, с раздачей объектов самими учащимися, а также наблюдение по плану. В рамках практических методов наиболее часто используются такие организационные приемы, как индивидуальная, групповая и фронтальная работа, разделение работы на операции самостоятельно или по указанию учителя, воспроизведение работы при ответе.

В состав словесных методов обучения входят такие технические приемы, как вывешивание вопросов на доске, анкеты для заполнения и т.п. Технические приемы обучения, составляющие наглядные методы, это: прикрепление рисунков и схем на доске, демонстрация на разном фоне микропрепаратов, живых объектов и других пособий. В состав практических методов обучения чаще всего входят такие приемы, как использование инструктивных таблиц или карточек при определении объектов или постановке опытов, постановка опытов, зарисовки, гербаризация, изготовление коллекций.

Таким образом, источником знания при использовании словесных методов является слово. Учитель передает знания или руководит их добыванием при помощи слова. Учащиеся усваивают знания, слушая. При использовании наглядных методов источником знаний является наглядный объект, учитель передает знания показом этого объекта, а учащиеся усваивают знания, наблюдая за последним. При использовании практических методов источником знания является практическая работа. Учитель передает знания инструктажем, а учащиеся усваивают их, работая.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...