Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Другие пропашные (кукуруза, подсолнечник).




Из приведенной схемы исследователь может выбрать для изу­чения только отдельные варианты. Так, самостоятельным может быть опыт, в котором будут сравнивать: а) только культуры обыч­ного рядового способа посева; б) только культуры пропашные; в) яровые колосовые с озимыми колосовыми; г) яровые колосовые с зернобобовыми; д) отдельные виды культур обычного рядового способа посева с отдельными пропашными культурами.

В степных районах целесообразно изучать влияние чистого пара на противоэрозионную устойчивость почвы. Отдельными ва­риантами в таком опыте будут схемы севооборотов с чистым па­ром и разными видами парозанимающих культур (озимые и яро­вые на зеленый корм).

При изучении почвозащитной роли полосного размещения посевов и пара на юге страны опыт закладывают по такой общей схеме:

1) чистый пар;

2) чередование на поле полос чистого пара и озимых культур;

3) разные виды пропашных культур;

4) чередование на поле полос пропашных (разных видов) куль­тур и культур обычного рядового способа посева (разных видов).

Отдельно можно изучать влияние ширины полос на эрозион­ную устойчивость почвы. Так, можно предположить, что на более крутых склонах ширину полос надо увеличивать, а на менее кру­тых — уменьшать. Для проверки этого предположения опыт зак­ладывают на склонах разной крутизны или на неодинаковых уров­нях склона.

На склонах разной крутизны целесообразнее заложить двухфакторный опыт, например, по такой схеме:

1) равнинная территория (склон до Г), ширина полос 30 м;

2) то же, но ширина полос 50 м;

3) то же, но ширина полос 70 м;

4) склон от 1 до 3°, ширина полос 30 м;

5) то же, но ширина полос 50 м;

6) то же, но ширина полос 70 м;

7) склон от 3 до 5°, ширина полос 30 м;

8) то же, но ширина полос 50 м;

9) то же, но ширина полос 70 м;

10) склон от 5 до 7°, ширина полос 30 м;

11) то же, но ширина полос 50 м;

То же, но ширина полос 70 м.

Ширина полос в разных вариантах опыта должна быть кратной ширине захвата сеялок, используемых для посева возделываемых культур. Если на одних полосах высевают культуру обычного ря­дового способа посева, а на других — пропашную, то ширина по­лосы должна быть кратной ширине захвата сеялок, высевающих пропашную культуру.

На очень пологих склонах эффективность использования по­лос разной ширины изучают на разных уровнях: в верхней, сред­ней и нижней частях склона.

Изучая роль лесных полос как противоэрозионного средства, во внимание принимают расстояние, на которое распространяется влияние лесных полос разной конструкции. Поэтому объектом исследования может быть как сама конструкция лесных полос, так и расстояние между ними. Оба объекта можно изучать в двухфакторном опыте, закладываемом по следующей схеме:

1...5) продуваемая лесная полоса на расстоянии 1-кратной, 5-кратной, 10-кратной, 15-кратной, 20-кратной высоты дерева;

Непродуваемая лесная полоса на расстоянии 1-кратной, 5-кратной, 10-кратной, 15-кратной, 20-кратной высоты дерева.

Программа исследований. Планирование экспериментальной работы зависит от вида противоэрозионных приемов и средств, изучаемых в опыте.

Если объектом исследований является противоэрозионная об­работка почвы, в программу экспериментальных работ обязатель­но включают изучение физического состояния верхнего корне-обитаемого слоя почвы с определением таких показателей, как структура, водопрочность и водопроницаемость почвы, наличие на поверхности поля растительных остатков, интенсивность смы­ва или выдувания почвы и т. п., те же исследования планируют и в опытах с разной структурой посевных площадей в севообороте и полосным размещением посевов. В опытах, где структура посев­ных площадей изменяется в результате разного соотношения про­пашных и культур обычного рядового способа посева, однолетних и многолетних культур, целесообразно также изучать изменения биологического режима почвы с определением общего количества микроорганизмов, их видового состава и интенсивности их жиз­недеятельности.

Если для борьбы с эрозией в опыте используют лесные полосы, то большое внимание уделяют исследованию изменения микро­климата под влиянием древесных насаждений. При этом на раз­ных расстояниях от лесной полосы обязательно определяют ско­рость ветра, распределение листового опада и снега, температуру и влажность воздуха, температуру и глубину промерзания почвы, запасы влаги в корнеобитаемом слое почвы. Определяя скорость ветра в приземном слое, одновременно учитывают способность воздушного потока к перемещению почвенных частиц для предот­вращения пыльных бурь и развития ветровой эрозии.

Изменение микроклимата на поле под влиянием лесных полос может сказаться и на фитосанитарном состоянии растений, по­этому изучение распространения вредителей и возбудителей бо­лезней, а также интенсивности поражения ими растений обяза­тельно включают в программу исследований.

Рост растений и формирование урожая в опытах с использова­нием противоэрозионных приемов оценивают по результатам биометрических учетов, характерных для определенной культуры, независимо от направления исследований.

Опыты с сортоиспытанием

 

Исследования по сортоиспытанию проводят в основном на го­сударственных областных сортоиспытательных станциях, а также в других научных учреждениях или непосредственно в хозяйствах.

Как уже отмечалось, рекомендации для регистрации нового сор­та или гибрида определенной сельскохозяйственной культуры дают только на основе результатов государственного сортоиспы­тания.

План сортоиспытания разрабатывают для всех сельскохозяй­ственных культур, возделываемых в зоне испытательной станции. При этом указывают стандарт, выбранный из лучших и наиболее распространенных районированных сортов или гибридов.

Схема опытов. В зависимости от направления исследований в опыте одновре­менно можно изучать несколько сортов или гибридов. Так, при расширенном сортоиспытании изучают сорта, которые уже нахо­дятся на сортоиспытательных станциях области, а также новые для области сорта или гибриды отечественной или зарубежной се­лекции.

Новые сорта, которые выделили при расширенном сортоиспы­тании, через 1...2 года передают в конкурсное испытание на дру­гие сортоиспытательные станции, а сорта, которые плохо себя за­рекомендовали, снимают с испытания без передачи в конкурсное испытание.

В опытах с расширенным сортоиспытанием может быть около 20 вариантов, реже — более 20. В последнем случае среди повторе­ний вводят две или более делянок со стандартом. Кроме того, при большом наборе вариантов сорта могут различаться по скороспе­лости. Поэтому их необходимо сгруппировать по этому показате­лю и для каждой группы целесообразно вводить свой стандарт. Например, для группы скороспелых сортов в качестве стандарта берут скороспелый районированный сорт, а для группы поздне­спелых сортов — соответственно позднеспелый районированный сорт. Так же поступают и при исследовании сортов высоко- и низ­корослых растений, склонных и устойчивых к полеганию. При этом каждую группу испытуемых сортов или гибридов сравнивают со своим стандартом.

На сортоиспытательных станциях при расширенном сортоис­пытании также изучают сорта, которые находятся в конкурсном испытании в других областях.

По результатам конкурсного сортоиспытания дают рекоменда­ции для регистрации новых сортов, которые существенным обра­зом отличаются от стандарта и других сортов по урожайности и качественным показателям урожая.

Для того чтобы результаты опытов конкурсного сортоиспыта­ния были достоверными, они должны включать меньше вариантов, чем опыты по расширенному сортоиспытанию. При конкурс­ном сортоиспытании культуры высевают как минимум в 4-крат­ной повторности с использованием ямб- или дактиль-метода раз­мещения вариантов.

Еще меньше вариантов включают в схемы опытов производ­ственного сортоиспытания, которое проводят в передовых хозяй­ствах с высоким уровнем культуры земледелия. Для производ­ственного испытания берут лишь перспективные районированные сорта, которые были лучшими в конкурсном испытании. Как пра­вило, в одном хозяйстве производственное испытание проходят 2...3 культуры. При этом 1...2 новых сорта или гибрида сравнивают с лучшим районированным сортом или гибридом, который выра­щивают в хозяйстве.

В опытах независимо от способа испытания объекты исследо­ваний размещают только после типичных для данной культуры и зоны предшественников.

 

Программа исследований. В опытах по сортоиспытанию независимо от культуры обяза­тельно планируют такие исследования:

ü учет густоты всходов и числа растений перед уборкой урожая с учетом густоты продуктивного стеблестоя;

ü фиксация фенологических фаз развития растений;

ü определение морозо- и зимостойкости посевов (для озимых культур и многолетних трав);

ü определение засухоустойчивости посевов с помощью фиксации увядания листьев;

ü учет динамики роста растений, в том числе подсчет числа лис­тьев и их площади, определение высоты и массы надземных орга­нов;

ü анализ выравненное посевов по высоте растений (для кор­неплодных – по углублению корнеплода в почву);

ü определение устойчивости растений к поражению болезнями и повреждению вредителями;

ü определение устойчивости посевов к полеганию (для высоко­рослых культур), растрескиванию бобов и стручков, осыпанию зерна, а также прорастанию зерна в колосе (для зерновых культур);

ü анализ одновременности созревания урожая для зерновых, масличных культур, семенников свеклы и многолетних трав и др.;

ü анализ структуры урожая: длина колоса, число колосков в ко­лосе, число зерен в колосе, масса зерна в колосе (для колосовых культур), число зерен в метелке, масса зерна в метелке, длина по­чатка, масса початка, масса зерна в початке (для неколосовых зерновых культур); число бобов и стручков на растении, число зерен в бобе и стручке, масса зерна и семян в бобе и стручке, масса зерна и семян с одного растения (для зернобобовых и крестоцветных культур); диаметр корзинки, число и масса семян в корзинке, чис­ло растений с выраженной пустосемянностью, процент пустых зе­рен (для подсолнечника); число коробочек на одном растении, масса семян в коробочке и на одном растении (для льна маслич­ного и мака масличного);

ü учет урожая основной и побочной (если такая используется) продукции;

ü анализ качества урожая: масса 1000 зерен или семян, натура зерна или семян (для зерновых и масличных культур), средняя масса корнеплода и клубня (для корнеплодных и клубнеплодных культур), выход семенного материала и его выравненность (для всех культур), содержание белка в зерновой продукции всех куль­тур, клейковины – в продовольственном зерне, сахара – в кор­неплодах сахарной свеклы, крахмала – в клубнях картофеля, мас­ла – в семенах масличных культур, переваримого протеина – в кормовой продукции, алкалоидов – в семенах люпина, лузжистость семян подсолнечника..










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...