Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опыты, в которых изучают способ сева (посадки).




Схемы опытов. Применяемые способы посева районированных в зоне исследований культур не всегда оптимальные. Начинающий исследователь должен знать, что способ посева зависит от многих факторов, ведущее место среди которых занимает потенциальная засоренность будущих посевов, т. е. засоренность верхнего слоя почвы семенами сорняков. При высокой потенциальной засоренности преимущество имеет тот способ посева, который может обеспечить эффективную борьбу с сорняками путем механической обработки почвы в течение вегетации возделываемой культуры. В альтернативном земледелии или при недостаточном обеспечении хозяйств гербицидами это особенно важно.

В зависимости от биологии возделываемой культуры и специфики ее агротехники в схему опыта можно включать разные варианты способов посева или посадки. Например, если в районе исследований применяют обычный рядовой способ посева используемой культуры (в опыте он служит контролем), то с ним можно сравнивать различные варианты рядового, перекрестного, ленточного, разбросного и бороздкового способов. Для культур сплошного посева можно выбирать следующие варианты:

1) рядовой обычный способ с междурядьями 15 см (контроль);

2) то же с междурядьями 7,5;

3) 22,5 см;

В опыте по изучению ленточного способа посева можно использовать:

1) 30–15–15;

2) 45–15–15–15;

3) 30–7,5–7,5;

4) 30– 7,5–7,5–7,5;

5) 30–7,5–7,5–7,5–7,5;

6) 45–7,5–7,5-7,5-7,5;

7) 45–7,5–7,5–7,5–7,5–7,5;

См.

В схемы опытов с изучением способов посева многолетних трав включают в качестве вариантов разные покровные культуры. С подпокровными можно сравнивать чистые посевы, которые бывают весенними и летними с шириной междурядий 15, 30, 45, 60 см.

На рисовых чеках различные варианты рядового посева сравнивают с разбросным способом посева с использованием авиации. Для пропашных культур можно использовать:

1) пунктирный способ с шириной междурядий 45, 60, 70, 140, 210 см;

Квадратно-гнездовой способ с шириной междурядий 45, 60, 70 см.

В опытах с картофелем дополнительно в схему опыта можно включать такие варианты посадки:

1) обычная с шириной междурядий 45, 60, 70 см;

2) полугребневая с шириной междурядий 45,60, 70 см;

Гребневая с шириной междурядий 45, 60, 70 см.

Отдельные пропашные культуры (в зоне свеклосеяния к ним относится и сахарная свекла) можно выращивать и рассадным способом, который мало распространен и практически не изучен. Исследовать эффективность использования этого способа посадки имеет смысл во временных опытах, в схему которых включают сразу два фактора – способ выращивания (посев семян или высадка рассады) и ширина междурядий. В таком опыте можно использовать следующие варианты:

1) посев семенами с шириной междурядий 45, 60, 70 см;

Посадка рассадой с шириной междурядий 45, 60, 70 см.

Основные наблюдения и учеты. В опытах с изучением способов посева или посадки необходимо определять засоренность и коэффициент расходования влаги на образование сухого вещества производимой продукции. Важно фиксировать время наступления основных фенологических фаз, определять коэффициент выживаемости культурных растений в течение вегетационного периода, учитывать показатели, характеризующие нарастание вегетативной массы и формирование основных элементов структуры урожая. Среди биометрических учетов обязательными следует считать определение густоты посевов, кущения злаков, измерение высоты растений, подсчет числа листьев и площади листовой поверхности. В опытах с картофелем формирование урожая оценивают по глубине расположения клубней, их числу в гнезде, средней массе клубня, выходу товарной продукции.

Из статистических анализов в таких опытах лучше всего использовать корреляционный, при котором можно определять взаимосвязи между отдельными показателями роста растений и их продуктивность.

 

Опыты с гербицидами

Объектами исследований в опытах с гербицидами могут быть нормы расхода препарата, сроки и способы внесения гербицидов или их смесей. Далее приведены примеры схем однофакторных опытов с гербицидами.

Опыт по изучению норм внесения гербицидов:

1) рекомендованная норма (контроль);

2...7) 0,5; 0,75; 1,25; 1,5; 1,75; 2 нормы;

8) без гербицидов и ручных прополок;

9) без гербицидов, с ручными прополками. По возможности шаг эксперимента в опытах с нормами герби­цидов надо брать наименьшим.

Опыт по изучению сроков внесения гербици­дов:

1) рекомендованный срок (контроль);

2) ранний;

3) очень ранний;

4) более поздний;

5) очень поздний;

6) без гербицидов и ручных прополок;

Без гербицидов, но с ручными прополками.

Опыт по изучению эффективности смесей гербицидов:

1...3) рекомендованная норма первого, второго, третьего препа­рата;

4...6) половинные (0,5) нормы первого и второго, первого и третьего, второго и третьего препаратов;

7...9) третичные (1/3) нормы первого, второго, третьего препа­ратов;

10) без гербицидов и ручных прополок;

Без гербицидов, с ручными прополками.

Планируя любые исследования гербицидов, надо учитывать, что эффективность препаратов зависит от условий их примене­ния, которые также могут быть отдельными факторами в опыте.

Согласно данным научной литературы эффективность приня­той нормы гербицида на почвах с разным содержимым гумуса бу­дет неодинаковой, однако в справочниках по гербицидам это практически не отражено. Поэтому изучение эффективности раз­ных норм одного и того же гербицида в зависимости от содержа­ния гумуса в почве весьма актуально. Для исследования этого воп­роса наиболее целесообразно применить такую схему двухфакторного опыта:

1) рекомендованная норма на фоне средней гумусированности почвы;

2) то же на фоне высокой гумусированности почвы;

3) то же на фоне низкой гумусированности почвы;

4) половина рекомендованной нормы на фоне средней гумуси­рованности почвы;

5) то же на фоне высокой гумусированности почвы;

6) то же на фоне низкой гумусированности почвы;

7) 0,75 рекомендованной нормы на фоне средней гумусирован­ности почвы;

8) то же на фоне высокой гумусированности почвы;

9) то же на фоне низкой гумусированности почвы;

10) 1,25 рекомендованной нормы на фоне средней гумусиро­ванности почвы;

11) то же на фоне высокой гумусированности почвы;

12) то же на фоне низкой гумусированности почвы;

13) 1,5 рекомендованной нормы на фоне средней гумусирован­ности почвы;

14) то же на фоне высокой гумусированности почвы;

15) то же на фоне низкой гумусированности почвы;

16) без гербицида на фоне низкой обеспеченности почвы гу­мусом;

17) то же на фоне средней обеспеченности почвы гумусом;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...