Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

То же на фоне высокой обеспеченности почвы гумусом.




В каждом конкретном случае градация нормы гербицида может быть большей или меньшей. Это зависит от абсолютного показа­теля рекомендованной нормы: при большей норме большая града­ция, и наоборот.

Нормы гербицидов можно изучать также в зависимости от гра­нулометрического состава почвы. При этом фактором А будут слу­жить нормы гербицидов при той градации, которая приводилась в предыдущей схеме, а фактором В – легкие, средние и тяжелые по гранулометрическому составу почвы. Если исследователь плани­рует изучать нормы гербицидов в зависимости от температуры по­чвы или ее влажности, то фактором В в двухфакторном опыте в первом случае будут разные градации температуры почвы с шагом эксперимента 0,5...1 °С, а во втором – влажность почвы на глуби­не заделки гербицидов с шагом эксперимента 1...2 %.

В опыте по изучению гербицидов можно сравнивать и разные препараты по их действию на сорняки определенной группы. На­пример, перед исследователем ставится задача выбрать из не­скольких гербицидов наиболее эффективные препараты на посе­вах озимой пшеницы для борьбы с двудольными сорняками. В ка­честве контроля берут вариант с наиболее распространенным в зоне гербицидом. Остальные менее распространенные и мало изу­ченные гербициды, применяемые для борьбы с двудольными сор­няками на посевах колосовых зерновых культур, используют как опытные варианты.

По такому же принципу разрабатывают схемы опытов, в кото­рых сравнивают эффективность препаратов на посевах других культур.

Ценными могут быть исследования эффективности совмест­ного использования гербицидов и удобрений. При этом целесообразнее закладывать двухфакторные опыты, в которых фактором А будут отдельные препараты, нормы гербици­дов или их смеси, а фактором В – отдельные элементы (азот, фос­фор, калий и др.) или нормы основных элементов питания. На­пример, исследователь планирует изучить эффективность двух норм рекомендованного на посевах озимой пшеницы гербицида в зависимости от количества одновременно внесенных азотных удобрений. При трех градациях азотных удобрений общая схема такого опыта может быть следующей:

1) без гербицида и без азота (контроль);

2) первая норма гербицида без азота;

3) вторая норма гербицида без азота;

4) без гербицида на фоне первой нормы азота;

5) первая норма гербицида на фоне первой нормы азота;

6) вторая норма гербицида на фоне первой нормы азота;

7) без гербицида на фоне второй нормы азота;

8) первая норма гербицида на фоне второй нормы азота;

9) вторая норма гербицида на фоне второй нормы азота;

10) без гербицида на фоне третьей нормы удобрений;

11) первая норма гербицида на фоне третьей нормы удобрений;

Вторая норма гербицида на фоне третьей нормы удобрений.

В опытах можно одновременно изучать эффективность герби­цидов и регуляторов роста растений или гербицидов и орошения. При этом фактором А будут разные варианты гербицидов, а фак­тором В в первом случае — различные регуляторы роста, а во вто­ром — варианты с орошением или без него, разные поливные нор­мы воды и т. п.

Для уменьшения расхода препарата на посевах пропашных культур (с целью охраны окружающей среды) необходимо изучать эффективность внесения гербицидов сплошным и ленточным способами. Общая схема такого опыта может включать следующие варианты:

1) без гербицидов;

2) сплошной способ внесения гербицидов;

Ленточный способ внесения гербицидов.

Последний вариант в приведенной схеме может предусматри­вать разные градации ширины ленты.

Чтобы изучить стимулирующее или токсичное действие иссле­дуемых гербицидов (норм, сроков, способов внесения), в схемы опытов дополнительно вводят вариант (или несколько вариан­тов), в котором на безгербицидном фоне сорняки удаляют вруч­ную.

Программа исследований. В связи с тем что гербициды используют для борьбы с сорняка­ми, в опытах прежде всего планируют изучение засоренности по­севов. Это исследование проводят разными методами несколько раз за вегетацию в основные фазы развития культурных растений. Если гербицид вносят по вегетирующим культурным растениям и сорнякам, засоренность посевов определяют и перед внесением препарата.

Кроме количественного определения засоренности посевов в опытах с гербицидами надо учитывать семенную продуктивность достигших полного созревания сорняков, так как от нее в значи­тельной мере будет зависеть потенциальная засоренность посевов последующих культур.

Гербициды могут действовать на культурные растения и как ингибиторы или стимуляторы роста, поэтому в опытах с ними обязательными являются наблюдения и учеты показателей роста и развития выращиваемой культуры.

Уничтожая сорняки, гербициды могут существенно влиять на водно-питательный режим почвы. Именно поэтому в опытах пла­нируют определение запасов влаги в корнеобитаемом слое почвы и обеспеченности культурных растений основными элементами питания в доступных формах.

К обязательным исследованиям в таких опытах относят также изучение особенностей микробиологических процессов в пахот­ном слое почвы. При этом определяют интенсивность дыхания почвы по скорости выделения из почвенной среды диоксида угле­рода, способность микроорганизмов к разложению клетчатки и нитрификационную способность почвы пахотного слоя.

Кроме учета урожая и определения основных показателей его качества в опытах с гербицидами продукцию анализируют на со­держание остаточных количеств применяемого препарата. Эти ис­следования выполняют в специальных межведомственных лабора­ториях, которые по результатам анализов дают разрешение на ис­пользование сельскохозяйственной продукции для пищевых и кормовых целей.

Опыты, в которых изучаю химическую защиту растений болезней от вредителей

Схемы опытов. При изучении действия отдельных элементов химической за­щиты растений от болезней и вредителей исследователь может ре­шать следующие задачи:

а) определять оптимальные нормы пре­парата, рекомендованного для использования;

б) устанавливать оптимальные сроки применения рекомендованных препаратов;

в) выявлять среди рекомендованных препаратов наиболее эффек­тивный.

Для решения этих задач используют двухфакторный опыт, в котором фактором А будут разные нормы препарата, а фактором Б — сроки его применения.

Например, если планируют изучить оптимальные параметры норм и сроков применения 2,5%-ного к.э. дециса на посевах озимой пшеницы для борьбы со злаковыми мухами, то схема опыта может быть следующей:

1) 0,15 л/га в фазе 1...2 листочков;

2) то же в фазе 2...3 листочков;

3) 0,20 л/га в фазе 1...2 листочков;

4) то же в фазе 2...3 листочков;

5) 0,25 л/га в фазе 1...2 листочков;

6) то же в фазе 2...3 листочков;

Без использования препарата (контроль).

Примером однофакторного опыта, в котором сравнивают эф­фективность разных препаратов, может быть полевой опыт по изучению действия пестицидов против колорадского жука на по­садках картофеля с такими вариантами:

1) актара;

2) каратэ;

3) конфидор;

4) моспилан;

5) банкол;

Без химической обработки.

Аналогичной может быть схема опыта, в котором изучают пять препаратов для протравливания семян озимой пшеницы против корневых гнилей:

1) винцит;

2) дивиденд-Стар;

3) витавакс 200 ФФ;

4) раксил;

5) байтан-универсал;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...