![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Опыты по изучению размещения культур
1. Для изучения реакции отдельных культур на выращивание их в севообороте или в бессменных посевах, можно применить такую схему: 1) первый вариант – культура в бессменном посеве; 2) второй – культура в повторном посеве в севообороте; 3) третий – культура в севообороте после рекомендованного предшественника.Если планируется эксперимент по изучению влияния длительности произрастания культур на одном поле в условиях повторных посевов на продуктивность растений, в схему рекомендуют включить такие варианты: 1) культура в севообороте после рекомендованного предшественника; 2) культура второй год на одном поле; 3) культура третий год на одном поле; 4) культура четвертый год на одном поле; 5) культура пятый год на одном поле; 6) культура шестой год на одном поле; 7) культура седьмой год на одном поле; 8) культура восьмой год на одном поле. При необходимости продолжительность повторных посевов может быть уменьшена вдвое. Если изучают предшественники для озимых культур, то общая схема опыта будет такой; 1) паровые предшественники (чистый пар в Степи) 2) непаровые предшественники (пропашные и культуры обычного рядкового способа сева. В каждой природно-экономической зоне есть целый ряд рекомендованных для озимых предшественников, но не все их надо включать в схему опыта. Общим для каждой зоны должно быть правило, что в схему опыта как контрольный вариант вводится наиболее распространенный и лучший предшественник, а в опытных вариантах изучаются менее распространены и мало изучены предшественники. Ниже приведены следующие возможные схемы опытов из пяти вариантов для различных природно-экономических зон: Для нечерноземной зоны (Полесье): 1) люпин (контроль); 2) клевер на два откосы; 3) гречка; 4) картофель; 5) кукуруза на силос. Для лесостепных районов: 1) горох (контроль); 2) озимые на зеленый корм; 3) озимые на зеленый корм + поукосная гречка; 4) озимые на зеленый корм + поукосная кукуруза на зеленую массу; 5) рапс яровой. Для степных районов : 1) чистый пар (контроль); 2) горох; 3) соя; 4) кукуруза на силос; 5) кукуруза в смеси с соей на силос. В южных районах исследуемыми вариантами могут быть также раннеспелые сорта сои и гибриды подсолнечника и кукурузы, которые в последние годы внедряются в производство. Изучая предшественники для кукурузы, ячменя ярового, овса, проса, гречихи, гороха, вики, сои, в структуру целесообразно включать яровые и озимые, пропашные и культуры обычного рядкового способа посева, соблюдая же правила, что в определенном регионе большинство исследуемых вариантов занимают мало изучены предшественники. Наиболее распространенной покровной культурой для многолетних бобовых трав в севообороте в различных природно-экономических зонах страны являются ячмень яровой, поэтому при закладке опыта этот вариант будет контрольным. Общая схема опыта может включать такие покровные культуры: 1) ячмень (контроль); 2) овес; 3) просо; 4)гречку; 5) кукурузу; 6) озимые на зеленый корм; 7-9) озимые пшеницу, ячмень или рожь.
Программа исследования
В каждом опыте все исследования можно разделить на две группы: анализ условий жизни растений и процесса формирования урожая. Общепринятым и обязательным независимо от объекта до исследований следует считать фиксирования дат прохождения фенологических фаз развития растениями тех культур, которые выращивают в опыте. Поскольку прохождение фенофазу больше зависит от погодных условий года, чем от вариантов опыта (особенно в нетипичные по погодным условиям годы), к обязательным исследованиям следует отнести и анализ таких основных элементов погоды, как интенсивность выпадения осадков в течение года и вегетационного периода, особенности температурного режима с фиксацией максимальных (летом) и минимальных (зимой) температур, состояние влажности воздуха в течение вегетации растений. При этом исследователь обязательно должен фиксировать экстремальные факторы погоды, которые могут значительно повлиять на формирование урожая. Остальных исследований условий жизни растений можно условно разделить на основные и второстепенные. Основные – обязательные исследования, без которых нельзя обойтись исследователю, а второстепенные– это те, результаты которых помогают раскрыть причинность последствий основных исследований. Например, исследователь в результате обязательного учета урожая зерна выявил резкое снижение его в одном из вариантов к-следа, которое уже позже объяснил результатом анализа структуры урожая, то есть результатом вспомогательных исследований. Перечень основных и вспомогательных учетов и наблюдений зависит от направления исследований и специфики опыта. В опытах с предшественниками для любых культур в программу надо включить исследования условий жизни, которые прежде всего есть последствием выращивания предыдущей культуры. Например, известно, что густота всходов озимых тесно коррелирует с увлажненностью посевного слоя почвы. Увлажненность посевного слоя, в свою очередь, зависит от срока уборки предшественника и от количества влаги, которая оставалась в почве после него. В связи с этим исследователь должен запланировать исследования увлажненности верхнего (в том числе и посевного) слоя почвы на время сева озимых культур. Если согласно схеме опыта в структуру предшественников озимых зерновых входят разновидности культуры, в том числе и колосовые злаки, то в программу основных и обязательных исследований необходимо планировать изучение фитосанитарного состояния посевов озимых – по бурьяности и пораженности растений болезнями и вредителями. Вилчение этого вопроса является обязательным и в опытах с предшественниками для яровых культур, где планируется также анализ водного режима, который состоит в корнеобитаемом слое почвы в начале и в конце вегетации растений. В опытах, где сравнивают бобовые предшественники с небобовими, обязательным элементом исследований является анализ азотного питания растений при выращивании озимых и яровых (только не бобовых) культур на резко отличающихся между собой вариантах.
Схемы с севооборотными звеньями и севооборотами Схема севооборота – порядок смены культур на полях по годам. Для рациональной организации посевов необходимо земельный участок разделить на равные участки – поля, на каждом из которых размещаются культуры. Если каждая из сельскохозяйственных культур возделывается много лет на одном и том же поле, такие посевы называются бессменными. Бессменный посев только одной культуры называется монокультурой. Культура, которая возделывается на одном и том же поле два года подряд, называется повторной. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |