Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

С другими непаровых предшественников озимой пшеницы.




В опыте можно изучать севооборотные звенья, которые различаются двумя или тремя культурами, набор которых в различных природно-экономических зонах будет неодинаковым. Севооборотные звенья могут различаться между собой сразу двумя или даже тремя культурами, состав которых зависит от природно-экономической зоны. Например, в лесостепных районах схема опыта, в котором меняются две культуры, может включать варианты свекловичных севооборотных звеньев:

1) горох — озимая пшеница — сахарная свекла;

2) кукуруза — яровой ячмень — сахарная свекла;

3) картофель — озимый ячмень — сахарная свекла;

4) подсолнечник — кукуруза на силос — сахарная свекла.

Пример схемы опыта с севооборотными звеньями, в которых одновременно меняются все три культуры:

1) горох — озимая пшеница — сахарная свекла;

2) вика — озимый ячмень — кукуруза;

3) соя — яровой ячмень — картофель;

4) кукуруза на силос — озимая рожь — подсолнечник.

Схема опыта с севооборотными звеньями может включать варианты, которые могут иметь одинаковый видовой состав культур и различаться между собой лишь чередованием.
Схемы опытов с целыми севооборотами составляют, как правило, по таким принципиальным направлениям: использование различных паров и парозанимающих культур; наличие или отсутствие многолетних трав разного видового состава и срока использования; разный удельный вес наиболее распространенных в районе исследования полевых культур.
Если в опыте планируют изучать эффективность севооборотов с разным видовым составом парозанимающих культур, отдельные варианты должны различаться между собой лишь одним полем.

Программа исследований. Программа исследований зависит от того, что является объектом исследований в стационарных опытах с севооборотами – отдельные севооборотные звенья или целые севообороты.

В опытах с севооборотными звеньями можно ограничиться такими самими исследованиями, как и в опытах с предшественниками. Дополнительно планируют определения производительности севооборотных звеньев по таким общепринятыми показателями, как выход продукции на 1 га, выраженной в абсолютных величинах (зерно, корнеплоды и тому подобное), а также в зерновых, кормовых и кормопротеиновых единицах. Последнее время всю продукцию, полученную в севооборотных звеньях, рекомендуется выражать согласно мировых стандартов в калориях или джоулях.

Исследования, которые проводят в опытах с предшественниками и севооборотными звеньями, можно проводить и в опытах по изучению севооборотов. В то же время в длительных стационарных опытах с севооборотами можно изучить и вопросы, которые нельзя исследовать в кратковременных опытах. Это, например, вопрос об изменении отдельных элементов плодородия почвы за одну или несколько ротаций исследовательских севооборотов. Чтобы раскрыть суть данной проблемы, исследователь в программе исследований должен запланировать следующее:

– изучить содержание отдельных элементов питания в корнеобитаемом слое в динамике – в начале и в конце ротации и на основе этого провести балансовые расчеты элементов питания за ротацию отдельных вариантов севооборотов;

– определить баланс гумуса в почве за ротацию севооборотов;

– исследовать влияние отдельных севооборотов на изменения основных показателей физического состояния пахотного слоя почвы (плотность, структурность, водостойкость структуры и тому подобное);

– изучить изменения засоренности почвы органами размножения сорняков за ротацию севооборотов;

– оценить севооборота по их способностью обеспечить охрану почвы от эрозии, предотвращать накоплению возбудителей наиболее злостных болезней и вредителей и создавать условия для получения экологически чистой продукции.

 



Опыты с удобрениями

Эффективность использования удобрений в зависимости от объекта исследований можно изучать в нескольких направлениях:

ü исследовать действие отдельных элементов минерального питания в различных соотношениях под определенные культуры или систем удобрения в севообороте.

ü исследования сроков или способов внесения удобрений,

ü эффективности разных форм удобрений и тому подобное.

 

Например, если в опыте планируется изучать нормы азотных удобрений под ту или иную культуру, то варианты различаются только количеством внесенного азота, а фосфорно-калийные удобрения в виде фона во всех вариантах вносят в одинаковых нормах. За контроль в таком опыте берут рекомендованную для района исследований норму азотных удобрений, а в опытных вариантах нормы азота меняют в обе стороны от контроля. Общая схема опыта по изучению норм азотных удобрений может иметь такой вид:

1) рекомендованная норма на фоне фосфорно-калийных удобрений (контроль);

2) 0,25; 0,50; 0,75; 1,25; 1,50; 1,75 рекомендуемой нормы;

Двойная рекомендованная норма.

Если исследователь планирует изучить эффективность внесения удобрений с неодинаковым соотношением основных элементов питания под разные культуры, примерная схема исследования может включать варианты, в которых соотношение азота, фосфора и калия (N : Р : К) будет таким:

1) рекомендуемое с учетом культуры и почвы (контроль);

2)

v 1 : 1 : 1;

v 0 : 1 : 1;

v 0,5 : 1 : 1;

v 1,5 : 1 : 1;

v 2 : 1 : 1;

v 1 : 0 : 1;

v 1 : 0,5 : 1;

v 1 : 1,5 : 1;

v 1 : 2 : 1;

v 1 : 1 : 0;

v 1 : 1 : 0,5;

v 1 : 1 : 1,5;

v 1 : 1 : 2.

В схему опыта можно вводить также варианты, в которых меняется соотношение не одного, а нескольких указанных элементов питания. Изучая эффективность различных сроков и способов внесения минеральных удобрений, опыт можно закладывать по такой общей схеме:

1) все элементы питания внесенные под основную обработку;

2) то же под предпосевную обработку;

3) фосфорно-калийные удобрения внесены под основную обработку, а азотные – под предпосевную;

Фосфорно-калийные удобрения внесены под основную обработку, а азотные – во время посева и при подкормке растений 1-3 раза за вегетацию.

Если планируют сравнивать эффективность использования органической, минеральной или органо-минеральной системы удобрений культур в севообороте, то необходимо заложить стационарный опыт (временные опыты для этой тематики непригодны) с такими вариантами:

1) рекомендуемая норма навоза на 1 га пашни для простого воссоздания гумуса;

Половина рекомендуемой нормы навоза, а вторая половина компенсируется по содержанию азота, фосфора и калия внесением полного минерального удобрения,

3) весь навоз компенсируется минеральными удобрениями;

4) рекомендованная норма навоза на 1 га пашни для обеспечения расширенного воспроизведения запасов гумуса в почве;

То же, что и в вариантах 2 и 3, только применительно к взятой в варианте 4 норме навоза.

Если исследовать действие отдельных видов органических удобрений, опыт закладывают по следующей схеме: 1) навоз полуперепревший (контроль); 2) птичий помет; 3) торф; 4) торфо-земляные компосты; 5) солома злаков; 6) зеленая масса сидератов; 7) сапропель (Сапропе́ль (от греч. σαπρός — гнилой и πηλός — ил, грязь) — это многовековые донные отложения пресноводных водоёмов, которые сформировались из отмершей водной растительности, остатков живых организмов, планктона).

В опытах по изучению минеральных удобрений вариантами могут служить разные их формы. Например, в опыте с азотными удобрениями в схему надо включать удобрения шести групп: 1) аммиачные – аммиак жидкий или аммиак водный; 2) аммонийные – сульфат аммония или хлорид аммония; 3) нитратные – натриевая или кальциевая селитра; 4) аммонийно-нитратные – аммиачная или кальциево-аммиачная селитра; 5) амидные – карбамид (мочевина); 6) аммиакаты – КАС (карбамид-аммиачная селитра).

Изучая формы фосфорных удобрений, общая схема опыта может включать такие варианты: 1) водорастворимые удобрения; 2) полу-растворимые удобрения; 3) нерастворимые в воде удобрения.

Объектами исследований могут быть также отдельные удобрения из указаных выше групп фосфорных удобрений. Например, изучая только водорастворимые формы фосфорных удобрений, в схему опыта надо включать варианты с такими удобрениями: 1) суперфосфат гранулированный простой; 2) суперфосфат двойной (концентрированный); 3) суперфосфат аммонизированный; 4) суперфосфат.

Объектами исследований в опытах с удобрениями могут быть также и основные микроэлементы или формы отдельных микроэлементов.

Схема опыта, в котором изучают основные микроэлементы, может предвидеть такие варианты: 1) бор; 2) марганец; 3) медь; 4) цинк; 5) кобальт; 6) молибден; 7) железо.

На кислых почвах целесообразным будет изучение эффективности различных форм и норм известковых удобрений и места их в севообороте.

Планирование опыта.Поскольку внесение удобрений влияет прежде всего на полноценный режим почвы, то в опытах этого направления обязательно планируется изучение условий питания растений в основные периоды их роста и развития. При этом определяют обеспеченность растений нитратным и аммонийным азотом, подвижными формами фосфора и калия. В опытах с длительным использованием удобрений проводят балансовые расчеты содержания в почве основных элементов питания.

В опытах с минеральными удобрениями, большинство которых являются физиологически кислыми, в программу обязательных исследований включают определения кислотности почвы. Этот анализ планируется и в опыте с использованием органических и известковых удобрений, поскольку последние вносят непосредственно для снижения кислотности почвенной среды.

К обязательным исследованиям в опытах с любыми удобрениями относится определение интенсивности жизнедеятельности микроорганизмов, которую оценивают по скорости разложения клетчатки (льняного полотна), нитрификационной способностью почвы, выделением из почвы углекислого газа и тому подобное.

В опытах с длительным применением удобрений (в основном эти опыты стационарные) наряду с определением основных агрохимических и агрофизических показателей плодородия почвы обязательно изучают изменения гумусности корнеобитаемого слоя почвы, распределение по профилю основных элементов питания, перемещение нитратов по пределы деятельности корневой системы растений, содержание в почве тяжелых металлов.

Изучая систему основного удобрения озимых культур, надо планировать изучение условий перезимовки растений. Условия питания растений могут в той или иной степени проявляться на их пораженности болезнями, поэтому в опытах с удобрениями изученность распространенности болезней на посевах является обязательным.

На посевах культур, которые по каким-либо причинам могут полегать, в опытах с удобрениями программа исследований должна предусматривать определения, кроме биометрических показателей роста, устойчивости растений к полеганию.

От удобрений зависит рост не только культурных растений, но и сорняков, поэтому изучение засоренности посевов также есть обязательным в таких опытах.

Кроме урожайности, в опытах с удобрениями обязательно определяют качественные показатели урожая. Например, в опытах с азотными удобрениями дополнительно определяют содержание нитратов в растениеводческой продукции.

Питательные вещества удобрений используются растениями в год внесение удобрений не полностью, поэтому в опытах с удобрениями, кроме прямого действия, необходимо учитывать последействие удобрений на следующие культуры. При этом в программу исследований включают такие же наблюдения и учеты, которые планировали при изучении прямого действия соответственных удобрений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...