Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические подходы к лечению пациентов, зависимых от ПАВ.




Существует множество методов лечения зависимости от ПАВ, но эффективность их на сегодняшний день невелика. Это биологические, психодинамические и социокультурные методы, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия.

Биологические методы лечения.Детоксикациясистематическое, проводимое под медицинским наблюдением, устранение токсического действия лекарственного средства, алкоголя или наркотика. Возможно амбулаторное и стационарное лечение. Чаще проводится в сочетании с индивидуальной или групповой психотерапией. Один из методов детоксикации основан на постепенном уменьшении дозы применяемого ПАВ. Организм постепенно освобождается от его токсического действия. Другой – на том, что пациенты принимают специальные препараты (препараты-антогонисты), ослабляющие их абстинентные признаки (пирроксан, диазепам).

Дисульфирам, он же антабус или тетурам вызывает сенсибилизацию (повышение чувствительности) организма к употреблению алкоголя. Его приём вызывает красноту и синюшность кожи, удушье, страх смерти, сердцебиение, обмороки. Если больной предупреждён об этом, он испытывает страх и перестаёт пить ввиду боязни этих ужасных реакций.

Наркотические антогонисты (налтрексон) применяются в лечении опиоидной зависимости. Отсутствие «кайфа» делает продолжение приёма опия бессмысленным. Они также используются в лечении алкогольной и кокаиновой зависимости.

Лекарственная поддерживающая терапия. Жизнь наркомана опасна для здоровья: передозировки, нестерильные иглы, заражение ВИЧ-инфекцией и парентеральными гепатитами. В 60-е годы XX века были разработана программа поддерживающего лечения метадоном – подход к лечению героиновой зависимости, в котором наркоман в качестве заменителя героина легально и под медицинским наблюдением принимает дозы метадона (опиоида, синтезированного в лабораторных условиях). Сегодня в США действует 900 клиник, снабжающих метадоном 115000 пациентов. «Минус» этой программы – формируется другая, но более слабая зависимость, от неё труднее освободиться чем от героиновой, может отрицательно влиять на плод. «Плюсы»: контроль зависимости медперсоналом, приём внутрь (нет опасности заразиться парентерально, более ¼ случаев заражения ВИЧ в начале 90-х годов прошлого века связывают с внутривенным введением наркотиков), однократный приём в течение дня. Получили распространение в США, Канаде, Англии. Сегодня для целей этой программы используется заменитель метадона – бупренорфин.

Психодинамические методы лечения.Это попытки помочь больным начать осознавать и нейтрализовывать влияния психологического плана, лежащие в основе зависимости от ПАВ. Терапевты заставляют больных вскрыть и понять причины внутренних противоречий, а затем пытаются помочь им изменить их образ жизни, сложившийся под влиянием зависимости от ПАВ. Эффект незначителен. Возможно, зависимость от этих веществ, становясь самостоятельной и трудноразрешимой проблемой, уже не зависит от причин, её породивших.

Поведенческие методы лечения.Широко применяется аверсионный метод, основанный на принципе классического формирования условных рефлексов. Человек неоднократно подвергается воздействию неприятных раздражителей (например, электротока) в тот момент, когда принимает ПАВ. После ряда воздействий у человека вырабатывается отрицательная реакция на само вещество и он перестаёт испытывать потребность в нём. Чаще этот метод применяется в лечении зависимости от алкоголя. Варианты аверсионного метода:

 

1. Употребление алкоголя у больного связывается с тошнотой и рвотой, обусловленной действием лекарственного вещества (рвотные смеси по Стрельчуку, сенсибилизация трихополом, никотиновой кислотой, чабрецом).

2. Больной с зависимостью от алкоголя представляет житейские сцены, когда пьёт алкоголь, в крайне неприятном, отталкивающем и пугающем виде. Расчёт на выработку у пациента отрицательной реакции на алкоголь.

 

В лечении кокаиновой зависимости применяется учение управлять обстоятельствами. В этом случае, если больной оказывается в состоянии представить свою мочу без следов наркотика, он получает награду или какие-то преимущества. Продолжительность курса лечения – 6 месяцев. Эффект лечения лучше, если у пациентов имеется сильная мотивация на его реализацию.

Когнитивно-поведенческая терапия. Примером может бытьповеденческий тренинг обучения навыкам самоконтроля– это когнитивно-поведенческий подход к лечению алкогольной зависимости, при котором человека обучают контролировать своё поведение в отношении алкоголя и применять методы, помогающие справляться с ситуациями, которые обычно способствуют неумеренному потреблению спиртного. Применяется в лечении алкоголизма. Терапевт сначала отслеживает поведение больного в пьяном состоянии. Когда пациент опишет время, место, эмоции, физические проявления своего пьянства, он начинает лучше осознавать те опасные стороны, в которых может напиться. Затем его обучают методам, которые позволяют справляться с такими ситуациями (контролировать норму выпитого при бытовом пьянстве, использовать релаксацию, убедительно отказывать собутыльникам и прочее). Эффект в виде улучшения состояния у 70,0% лечившихся.

Другой метод – обучение навыкам предотвращения рецидивов.В его основе те же подходы, что и предыдущего. Кроме того, он заранее обучает людей планировать своё поведение в рискованных для них ситуациях и свои ответные действия. Эффективен в лечении зависимости от алкоголя, марихуаны и кокаина.

 

Социокультурные методы лечения.Проблема зависимостей от ПАВ возникает в определённом социальном окружении. В коррекции их важны социальные взаимосвязи. Применяется 3 социокультурных подхода:

  1. Программы взаимопомощи (люди, имеющие зависимость от ПАВ, помогают друг другу).
  2. Программы, учитывающие факторы культурного развития и гендерные (половые) факторы.
  3. Общественные профилактические программы.

(1) – Люди самоорганизуются для взаимопомощи с целью вылечиться без участия врачей.

 

Это движение берёт своё начало с 1935 года, когда два человека из штата Огайо, страдающих алкоголизмом, собрались для обсуждения альтернативного лечения. Собрались раз, собрались два… Образовалась группа самопомощи лиц, страдающих алкоголизмом с название «Анонимные алкоголики». Эта организация в свои ряды принимает всех желающих, не взирая на ранги, звания, положение в обществе. Основная форма работы – общие собрания.

Позиция анонимных алкоголиков: «Однажды алкоголик – всегда алкоголик!». По аналогии созданы группы «Анонимные наркоманы» и «Анонимные кокаиновые наркоманы». Многие программы самопомощи превратились в Центры лечения и проживания (терапевтические общины). В них люди, ранее зависящие от ПАВ, живут, работают, общаются в свободном от наркотиков и алкоголя пространстве. Их цель – возврат к нормальной жизни в обществе. – Многие зависимые от ПАВ живут в бедности, сталкиваясь с насилием и жестокостью. Программы этого типа стремятся учитывать факторы социального и культурного развития этих людей. Помощь в организации быта, защите от повседневных стрессов – это реальная профилактика пьянства и наркомании.  

Кроме того, терапевты пришли к выводу, что женщины с этой болезнью нуждаются в иных методах лечения зависимости от ПАВ, чем мужчины: разная реакция на ПАВ, оскорбления сексуального характера, стрессы, связанные с воспитанием детей и боязнь уголовной ответственности за употребление ПАВ. Кроме того, у женщин в организме меньше алкогольдегидрогеназы, чем у мужчин. Это делает их более подверженными алкогольной интоксикации. Женщины отдают предпочтение тем программам, где предусмотрены лечебные учреждения с учётом женских проблем, с возможностью проживания с детьми и т. д.

(2)  – Самое действенное средство в борьбе с зависимостью от ПАВ – это профилактика: в школе, на работе, в специальных центрах, в СМИ. Профилактические программы – это альтернативы потреблению ПАВ. Они могут быть рассчитаны на одного человека, на семью, на людей одного социального круга, на школу или на общество в целом. В США разрабатываются даже специальные программы профилактики для детей дошкольного возраста.

В лечении зависимости от ПАВ крайне важен комплексный подход, с учётом особенностей каждой модели возникновения болезни. Это самый продуктивный подход. Старая истина гласит: «Ничто не даётся даром». За удовольствие от потребления ПАВ человек платит очень высокую цену, иногда равную его жизни и жизни его близких.

Лекция № 13. Тема: «НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Вопросы:

1. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Периодизация воз-

    растных кризисов.

2. Классификация нарушений психического развития.

3. Умственная отсталость и ранний детский аутизм. Патопсихологическая характеристика.

4. Диагностика нарушений психического развития и организация психологической помощи.

 

   Психологические проблемы аномального онтогенеза. Периодизация возрастных кризисов.

Онтогенез – это плавное изменение организма, происходящее этапами в форме количественных и качественных сдвигов. Данное понятие имеет прямое отношение ко всей жизни человека.

Что влияет на психическое развитие? Имеют значение следующие факторы:

· наследственность;

· семейная среда и воспитание;

· внешняя среда с многообразием её социальных и биологических воздействий.

Дизонтогенез – это нарушение развития на каком-либо этапе онтогенеза. Термин «дизонтогенез» в 1927 году ввел Й. Швальбе.Первоначальное значение термина – болезненные нарушения внутриутробного зарождения структур организма, отличающие его от нормального темпа развития. Данной проблемой в отечественной психологии занимались Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалёв, А.Е. Личко.

Выделяют биологические и социальные составляющие аномального развития человека.

Биологические факторы дизонтогенеза:

1. генетические факторы (наследственные болезни, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и т. д.).

2. внутриутробные нарушения (токсикозы, инфекции, интоксикации).

3. патология родов;

4. ранние заболевания с поражением центральной нервной системы (прогрессирующие гидроцефалии, опухоли ГМ, энцефалиты).

Социальные факторы дизонтогенеза:

1. различные виды эмоциональной и социальной депривации;

2. различные социальные психологические стрессы.

Проблемой влияния биологических и социальных факторов на онтогенез занимается возрастная клиническая психология.Её областьпсихические процессы и состояния, возрастные кризы, психосоматические взаимовлияния на различных этапах развития.

Человек представляет собой единство «биологической» и «социальной» составляющих, он - биосоциальное существо. Для формирования индивидуально-психологических качеств обе они крайне важны. Роль «биологической части» в том, что без соответствующего «материального обеспечения» (наличия высокоразвитой нервной системы, мозга, проводящих путей различных видов чувствительности) невозможно путём воспитания, обучения «очеловечить» индивида. Это не удаётся сделать и без «социализации» человека (если индивид, обладающий от рождения нормальным мозгом, в детстве попадает в логово животных – его социальные задатки не развиваются, например, «дети-маугли»).

Развитие психической деятельности – это не простой количественный переход в функционировании головного мозга от одного состояния к другому в связи с возрастом, это и определённые качественные скачки психического развития. Движущими силами развития психики являются новые потребности человека, которые уже не удовлетворяются старыми условиями.

На каждом возрастном этапе жизни, начиная с детства, между ребёнком и микросоциальной средой складываются исключительные и неповторимые отношения. Они и есть суть социальной ситуации развития ребёнка. Становление психики ребёнка возможно только при вовлечении в мир социальных взаимоотношений. Очевидно, что для собственного же самосохранения обществу необходимо передавать накопленный опыт предыдущих поколений. Это реализуется в ходе обучения. Оно, по мнению Л.С. Выготского, всегда должно идти впереди развития, создавая у ребёнка «ближайшую зону развития». Это понятие означает разницу между тем, что ребёнок может делать сам и что – с помощью взрослых. Развитие и обучение – единые процессы. Что же указывает на развитие психики индивида? Критериями развития психики являются новообразования, которые представляют собой психические и социальные изменения, впервые возникшие на данной возрастной ступени и определяющие сознание человека, его отношение к жизни.

Развитие психики связано с периодическим возникновением кризисных периодов в ходе человеческой жизни. Возрастные психологические кризисы – это скачкообразные изменения в психике человека (особые, непродолжительные по времени - до года, периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями). Они имеют свои особенности:

· размытость границ начала и конца;

· резкое обострение психологических изменений в середине возрастного периода;

· негативный разрушительный характер;

· трудности родителей в воспитании детей (по сравнению с периодами стабильного развития).

Большинством психологов принята следующая периодизация возраста:

· период новорожденности – до 1 месяца;

· период младенчества – 1-2 месяца;

· период раннего детства – 1-4 года;

· дошкольный период – 4-7 лет;

· младший школьный – 7-12 лет;

· подростковый период – 12-16 лет;

· ранняя юность – 16-19 лет;

· поздняя юность – 19-21 год:

· молодость (ранняя зрелость) – 21-35 лет;

· зрелость – 35-60 лет;

· первая старость (пожилой возраст) – 60-75 лет;

· старость (преклонный возраст) – 75-90 лет;

· долгожительство – старше 90 лет.

В каждом возрастном периоде есть своя норма и аномалии, возможны ускорение и замедление развития, а также появление черт, свойственных другим возрастным периодам. Знание периодизации этих кризисов позволяет психологу более эффективно строить психокоррекционную работу с пациентом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...