Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные принципы психодиагностики у детей с нарушениями психического развития.Следует помнить, что при проведении психодиагностического обследования нельзя оказывать помощь (если она не предусмотрена процедурой обследования), критиковать или усиленно хвалить ребёнка. Немаловажно создание комфортных условий, установление психологического контакта с ребёнком, доброжелательность, снятие тревожности. До психодиагностического исследования необходимо «собрать»:
К целям психодиагностического обследования относят: · выявление отклонений в развитии, которые чаще всего становятся причиной психических заболеваний, а также трудностей обучения, поведения. · контроль за динамикой психического развития и успешностью применения лечебных воздействий и средств психологической коррекции. · обнаружение личностных особенностей ребёнка, которые тормозят его социальную адаптацию. Характер обследования зависит от возраста, пола, состояния здоровья, а также образовательного уровня и этнической принадлежности пациента. Время обследования школьника должно длится в среднем – 30 - 45 минут. Дети с отклонениями в развитии отличаются быстрой истощаемостью, им следует применять небольшой набор методик. Ведущими задачами психопрофилактики нарушений психического развития являются: 1. Диагностика и коррекция нарушений развития ребёнка. 2. Выявление, диагностика и коррекция отклонений внутрисемейных отношений между родителями и детьми. 3. Психологическая подготовка матери к материнству, а отца – к отцовству. 4. Повышение компетентности родителей в обращении и понимании своего ребёнка. 5. Поддержание психического здоровья самого ребёнка через стимуляцию развития его основных психических функций (познавательных процессов, в том числе – внимания, речи). 6. Управление формированием интрапсихических систем ребёнка. Основные принципы психопрофилактики нарушений психического развития включают: 1. Первичные превентивные меры, к которым относится предотвращение вредных воздействий во время родов и в течение раннего постнатального периода. 2. Вторичная психопрофилактика, в том числе и медикаментозное лечение. 3. Реабилитационные мероприятия. Важнейшие правила: 1) Следует проводить целенаправленную коррекцию нарушенных психических функций, которые ещё находятся в процессе развития. 2) Основной базовый развивающий и коррекционный метод нарушений психического развития у детей – это игровая деятельность. Организация психологической помощи лицам с нарушениями психического развития зависит от многих факторов: где живут эти люди, с кем общаются, насколько образованны, какие возможности для роста имеются у них дома и в окружающей социальной среде. Реабилитационные программы для них делают акцент на социокультурных моментах: o создание комфортабельной и стимулирующей среды; o обеспечение равных социальных и экономических возможностей; o организация соответствующих учебных заведений; o борьба со стигматизацией ввиду наличия психического дефекта. При условии выполнения этих мер психологическая и биологическая терапия, в некоторых случаях, также может принести пользу. Государственные школы-интернаты представляют собой специальные учреждения для содержания умственно отсталых людей, финансируемые государством. Больных учат самостоятельности, о них заботятся, предоставляют необходимые медицинские услуги и дают образование. Культивируется принцип нормализации, впервые провозглашённый в Дании и Швеции. Суть его – больным людям создаются условия, подобные членам общества, живущим за стенами учреждения (гибкий распорядок дня, нормальную развивающую среду, самоопределение, сексуальные и социальные возможности, экономическую свободу). Вместе с тем, многие больные с умственным недоразвитием проживают дома, если окружающая их среда способствует их позитивному социальному функционированию. Широко применяются образовательные программы. Раннее вмешательство с целью реабилитации выглядит очень многообещающим (отсюда и создание классов учеников с ЗПР в средних образовательных школах). Характер образования зависит от степени умственной отсталости человека. Хотя до сих пор специалисты не определились по вопросу: Что лучше для таких детей - спецклассы или обучение в общем потоке? Спецклассы (специализированное образование) подразумевает группировку больных детей вместе и обучение по отдельной, специально для них разработанной, программе. При обучении в общем потоке дети с умственным недоразвитием ходят в обычную школу вместе с нормальными детьми. Наилучшего подхода нет, следует подходить индивидуально (у учётом особенностей ребёнка, вида предмета и прочего). Для обучения навыкам самообслуживания, общения, социальным и академическим «премудростям» преподаватели используют принцип оперантного обусловливания: задача разбивается на «шаги», затем организуется положительное подкрепление по мере успешного выполнения «шага». Практикуются программы и жетонной экономики (за «хорошее» обучение выдаются жетоны, которые потом больной может обменять на что-то важное для себя). Терапия проводится индивидуально или с группой. Почему она необходима? Многие из больных испытывают эмоциональные и поведенческие трудности, 10,0% из них имеют другие расстройства. Кроме того, больные с умственным недоразвитием имеют низкое самоуважение, трудности коммуникации, неумение приспособиться к жизни в обществе. Из биологической терапии, при необходимости, применяются психотропные препараты. Молодёжные клубы, открытые изначально в Дании и Швеции, также служат лучшей адаптации лиц с умственным недоразвитием . Сексуальные отношения и брак также являются проблемами для этих людей. Вместе с тем, при правильном обучении и практической тренировке, они вполне способны обучиться правилам контрацепции и способности разумно планировать семейную жизнь. Браки олигофренов могут быть успешными. Им также крайне необходимы психологическое и материальное вознаграждение, которые приносит работа. Сегодня абсолютно очевидно, что общество должно дать олигофренам возможность расти и делать собственный выбор!
ЛЕКЦИЯ 14. «СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В АСПЕКТЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ».
Вопросы: 1. Суицид, парасуицид, суицидальный риск: определение, эпидемиология. 2. Суицидальное поведение: классификация суицидального поведения, типология, факторы риска и «маркёры» суицида. 3. Методы диагностики суицидального поведения. 4. Кризисное вмешательство: порядок проведения, тактика общения с пациентом, профилактика суицидов.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 335. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |