Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные принципы психодиагностики у детей с нарушениями психического развития.
Следует помнить, что при проведении психодиагностического обследования нельзя оказывать помощь (если она не предусмотрена процедурой обследования), критиковать или усиленно хвалить ребёнка. Немаловажно создание комфортных условий, установление психологического контакта с ребёнком, доброжелательность, снятие тревожности. До психодиагностического исследования необходимо «собрать»:
К целям психодиагностического обследования относят: · выявление отклонений в развитии, которые чаще всего становятся причиной психических заболеваний, а также трудностей обучения, поведения. · контроль за динамикой психического развития и успешностью применения лечебных воздействий и средств психологической коррекции. · обнаружение личностных особенностей ребёнка, которые тормозят его социальную адаптацию. Характер обследования зависит от возраста, пола, состояния здоровья, а также образовательного уровня и этнической принадлежности пациента. Время обследования школьника должно длится в среднем – 30 - 45 минут. Дети с отклонениями в развитии отличаются быстрой истощаемостью, им следует применять небольшой набор методик. Ведущими задачами психопрофилактики нарушений психического развития являются: 1. Диагностика и коррекция нарушений развития ребёнка. 2. Выявление, диагностика и коррекция отклонений внутрисемейных отношений между родителями и детьми. 3. Психологическая подготовка матери к материнству, а отца – к отцовству. 4. Повышение компетентности родителей в обращении и понимании своего ребёнка. 5. Поддержание психического здоровья самого ребёнка через стимуляцию развития его основных психических функций (познавательных процессов, в том числе – внимания, речи). 6. Управление формированием интрапсихических систем ребёнка. Основные принципы психопрофилактики нарушений психического развития включают: 1. Первичные превентивные меры, к которым относится предотвращение вредных воздействий во время родов и в течение раннего постнатального периода. 2. Вторичная психопрофилактика, в том числе и медикаментозное лечение. 3. Реабилитационные мероприятия. Важнейшие правила: 1) Следует проводить целенаправленную коррекцию нарушенных психических функций, которые ещё находятся в процессе развития. 2) Основной базовый развивающий и коррекционный метод нарушений психического развития у детей – это игровая деятельность. Организация психологической помощи лицам с нарушениями психического развития зависит от многих факторов: где живут эти люди, с кем общаются, насколько образованны, какие возможности для роста имеются у них дома и в окружающей социальной среде. Реабилитационные программы для них делают акцент на социокультурных моментах: o создание комфортабельной и стимулирующей среды; o обеспечение равных социальных и экономических возможностей; o организация соответствующих учебных заведений; o борьба со стигматизацией ввиду наличия психического дефекта. При условии выполнения этих мер психологическая и биологическая терапия, в некоторых случаях, также может принести пользу. Государственные школы-интернаты представляют собой специальные учреждения для содержания умственно отсталых людей, финансируемые государством. Больных учат самостоятельности, о них заботятся, предоставляют необходимые медицинские услуги и дают образование. Культивируется принцип нормализации, впервые провозглашённый в Дании и Швеции. Суть его – больным людям создаются условия, подобные членам общества, живущим за стенами учреждения (гибкий распорядок дня, нормальную развивающую среду, самоопределение, сексуальные и социальные возможности, экономическую свободу). Вместе с тем, многие больные с умственным недоразвитием проживают дома, если окружающая их среда способствует их позитивному социальному функционированию. Широко применяются образовательные программы. Раннее вмешательство с целью реабилитации выглядит очень многообещающим (отсюда и создание классов учеников с ЗПР в средних образовательных школах). Характер образования зависит от степени умственной отсталости человека. Хотя до сих пор специалисты не определились по вопросу: Что лучше для таких детей - спецклассы или обучение в общем потоке? Спецклассы (специализированное образование) подразумевает группировку больных детей вместе и обучение по отдельной, специально для них разработанной, программе. При обучении в общем потоке дети с умственным недоразвитием ходят в обычную школу вместе с нормальными детьми. Наилучшего подхода нет, следует подходить индивидуально (у учётом особенностей ребёнка, вида предмета и прочего). Для обучения навыкам самообслуживания, общения, социальным и академическим «премудростям» преподаватели используют принцип оперантного обусловливания: задача разбивается на «шаги», затем организуется положительное подкрепление по мере успешного выполнения «шага». Практикуются программы и жетонной экономики (за «хорошее» обучение выдаются жетоны, которые потом больной может обменять на что-то важное для себя). Терапия проводится индивидуально или с группой. Почему она необходима? Многие из больных испытывают эмоциональные и поведенческие трудности, 10,0% из них имеют другие расстройства. Кроме того, больные с умственным недоразвитием имеют низкое самоуважение, трудности коммуникации, неумение приспособиться к жизни в обществе. Из биологической терапии, при необходимости, применяются психотропные препараты. Молодёжные клубы, открытые изначально в Дании и Швеции, также служат лучшей адаптации лиц с умственным недоразвитием . Сексуальные отношения и брак также являются проблемами для этих людей. Вместе с тем, при правильном обучении и практической тренировке, они вполне способны обучиться правилам контрацепции и способности разумно планировать семейную жизнь. Браки олигофренов могут быть успешными. Им также крайне необходимы психологическое и материальное вознаграждение, которые приносит работа. Сегодня абсолютно очевидно, что общество должно дать олигофренам возможность расти и делать собственный выбор!
ЛЕКЦИЯ 14. «СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В АСПЕКТЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ».
Вопросы: 1. Суицид, парасуицид, суицидальный риск: определение, эпидемиология. 2. Суицидальное поведение: классификация суицидального поведения, типология, факторы риска и «маркёры» суицида. 3. Методы диагностики суицидального поведения. 4. Кризисное вмешательство: порядок проведения, тактика общения с пациентом, профилактика суицидов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |