Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация нарушений психического развития.




Существует несколько классификаций дизонтогенеза. Г.Е. Сухарева различает 3 его вида:

1. задержанное развитие;

2. повреждённое развитие;

3. искажённое развитие.

Применительно к психическому развитию Г.К. Ушаков и В.В. Ковалёв выделили основные клинические типы дизонтогенеза:

· ретардациязаторможенное психическое развитие или устойчивое психическое недоразвитие;

· асинхрониядисгармоничное психическое развитие.

    Но наиболее распространённой считается следующая классификация нарушений психического развития:

1. психическое недоразвитие.

2. задержанное психическое развитие.

3. повреждённое психическое развитие.

4. дефицитарное психическое развитие.

5. искажённое психическое развитие.

6. дисгармоническое психическое развитие.

 

(1) Стандартный пример психического недоразвития - олигофрения. Постоянное понижение познавательной деятельности вследствие органического поражения ГМ. Выделяют 3 группы олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность.

(2) Задержанное психическое развитие (ЗПР) - это отставание динамики развития психики,а не необратимое недоразвитие. Для таких детй характерны следующие признаки:

· недостаточность запаса знаний;

· ограниченность представлений;

· незрелость мышления;

· преобладание игровых интересов;

· эмоциональная незрелость.

Психолог должен уметь отличить ЗПР от олигофрении и педагогической запущенности. У детей с ЗПР выявляются 2 основных синдрома:

1. Нарушение регуляции психической деятельности с помощью произвольного внимания.

2. Недоразвитие познавательной деятельности.

 

ЗПР отличается сравнительно благоприятной динамикой. Такие дети поддаются воспитанию и обучению. Большая часть их обучается в средней школе по специальным коррекционным программам. Обычно ЗПР диагностируют до подросткового возраста. Сделать это позже сложнее или невозможно.

 (3) – Причина повреждённого психического развития - инфекции, интоксикации, травмы, наследственные заболевания ГМ. В определении этого нарушения важно учитывать 2 факта: 1) до повреждающего фактора ребёнок должен был нормально развиваться; 2) есть хронологическая связь психического снижения после действия вредности. Примером может быть органическая деменция. Её признаки проявляются в нарушении мышления: снижении обобщения, его критичности и целенаправленности, нарушении логического строя.

(4)-Дефицитарноепсихическое развитие характеризуется: 1) первичной недостаточностью отдельных систем (слуха, зрения, речи, опорного аппарата); 2) рядом соматических заболеваний (сердца, дыхания и других). Первичный дефект приводит к недоразвитию соответствующих функций. Это слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП).

Дефицитарность развития у слепых и слабовидящих детей проявляется в виде вербализма мышления, нарушении пространственных представлений, недоразвитии психомоторной сферы. Глухие дети могут быть с отсутствием речи (рано оглохшие) и с присутствием речи (поздно оглохшие). Дефицитарность развития у глухих и слабослышащих детей определяется прежде всего нарушением речевого развития, которое ведёт к вторичной задержке психического развития.

(5) - Искажённое психическое развитие определяется, когда развитие определённых психических функций недоразвито, задержано, повреждено или ускорено. Формируется ряд новых патологических образований, которые не свойственны каждому из входящих в клиническую картину виду дизонтогенеза.

Примером может быть детский аутизм. Его признаки: нарушение ориентировки во времени, отсутствие реакций на воздействие извне, оторванность от реальности, отгороженность от внешнего мира, пассивность, ранимость, стереотипность и однообразие в поведении (ребёнок ест одну и ту же пищу, носит одну и ту же одежду, гуляет по одному и тому же маршруту). Уменьшается речевой контакт (возможно полное отсутствие речи, вплоть до мутизма или отсутствие реакции на речь других людей, что называется сурдомутизмом).Детский аутизм наиболее выражен в возрасте 3-5 лет.

(6) -Дисгармоничное психическое развитие по своей структуре напоминает искажённое психическое развитие. Но здесь основой является не текущий болезненный процесс, а врождённая или ранее приобретённая стойкая диспропорциональность психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Моделью данного вида дизонтогенеза может служить ряд психопатий (шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая, истерическая). Многие психопатии формируются в зрелом возрастекак клинически выраженные.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...