Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фискальная политика государства.Дискреционный и автоматический типыфискальной политики




Фискальная политика представляет собой систему регулирования хозяйственнойсистемы, связанную с осуществлением государственных расходов и налоговой политики. Государственные расходы отражаются в расходах бюджета, поэтому они должны бытьэффективны и обеспечивать рост национальной экономики.

Фискальная политика - использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активностии решения социальных задач.

Фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям (рис. 15.3).

 

 

Рис. 15.3. Основные цели фискальной политики

 

Фискальная (или налогово-бюджетная) политика проводится, как правило, в двух направлениях: дискреционном и автоматическом (табл. 15.11).

Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти,поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

 

 

Таблица 15.11

Типы фискальной политики

 

Дискреционная

Автоматическая

Механизмы и инструменты

Механизмы и инструменты (встроенные стабилизаторы)

Общественные работы Изменение трансфертных платежей Манипулирование налоговыми ставками Налоги на прибыль корпораций Прогрессивный подоходный налог Пособия по безработице и другие социальные выплаты
           

 

ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальныйобъем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

В соответствии с рекомендациями Кейнса, после Великой депрессии все западныестраны начали осуществлять дискреционную фискальную политику, которая затем разделилась на три типа: расширительную, ограничительную и антициклическую в зависимостиот конкретной экономической ситуации (рис. 15.4).

Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действуетниже своих потенциальных возможностей, то есть находится в состоянии рецессии, спада. Эта политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что стимулирует совокупный спрос, но, как правило, ведет к увеличениюбюджетного дефицита.

Ограничительная фискальная политика проводится в случае неожиданного повышениясовокупного спроса, вызывающего повышение цен на факторы производства. Она осуществляется за счет сокращения правительственных расходов и повышения налоговых ставок,что снижает совокупный спрос.

 

 

Рис. 15.4. Типы дискреционной фискальной политики

 

Антициклическая фискальная политика состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклическогоразвития. Такой тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает егово время оживления.

Следует отметить, что при проведении дискреционной фискальной политики необходимо учитывать следующие функциональные зависимости.

Во-первых, рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потреблениеи инвестиции). В результате возрастает объем производства и занятость населения. Государственные расходы оказывают влияние на совокупный спрос так же, как инвестиции(действуют аналогично мультипликатору инвестиций по Кейнсу).

Во-вторых, увеличение суммы налоговых изъятий уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. Вследствие этого уменьшается потребительский спрос, объемпроизводства и занятость населения. И наоборот - уменьшение налогов вызывает ростпокупательских расходов, выпуска продукции и занятости населения.

Изменение налогов дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликаторналогов меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов.

Процесс мультипликации государственных расходов начинается с возрастания расходов ΔG, которые, в свою очередь, увеличивают доход на ту же самую величину, что даетприрост потребления -b × ΔG. Рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, чтоснова приводит к росту величины потребления -b2 × ΔG.

Совокупный эффект последовательно включает:

• первоначальное изменение расходов = ΔG;

• первое изменение потребления = b × ΔG;

• второе изменение потребления = b2 × ΔG и т.д.

ΔY = ΔG(1 + b + b2 + … + bn).

Таким образом, мы наблюдаем эффект мультипликатора государственных расходов,который определяется по формуле:

= .

Однако его рост ограничивает налоговая ставка. Существует предельная налоговаяставка, которая рассчитывается как соотношение прироста суммы вносимого налога к приросту дохода:

t= ,

где t- предельная ставка налогообложения; ΔT- прирост суммы вносимого налога; ΔY - прирост дохода.

Следует признать, что наиболее оптимальна прогрессивная система налогообложения,являющаяся фактором снижения эффекта мультипликации. Чем ниже ставка налогообложения, тем больше при прочих равных условиях будет мультипликационный эффект.

По сути, аналогичное мультипликационное воздействие на равновесный уровень доходаоказывает понижение налогового пресса.

Механизм налоговой мультипликации, как и государственных расходов, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов.

Это можно представить в виде следующей цепочки (рис. 15.5).

В данном случае наблюдается следующая ситуация: если государственные расходыи автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесныйобъем производства возрастет. При этом имеет место сбалансированность бюджета, которая вместе с тем не исключает бюджетных дефицитов или профицитов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного исключения любых бюджетных дефицитов или излишков.Речь идет только о сбалансированностиизменений в доходной и расходной частях бюджета, сохранении равенства:

ΔT = ΔG,

где ΔT- все изменения доходов бюджета; ΔG- все изменения расходов бюджета.

 

 

Рис. 15.5. Механизм налоговой мультипликации

 

Необходимо иметь в виду, что эффект мультипликации от уменьшения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что объясняется более значительнымвлиянием правительственных расходов на величины доходов и потребления. Это обстоятельство необходимо учитывать при формировании фискальной политики.

Например, если упор делается на расширение государственного сектора для преодоления циклического спада в экономике, то увеличение государственных расходов обеспечивает достаточно сильный эффект; в случае же если необходимо нейтрализоватьинфляционные процессы, то в качестве ограничительной меры целесообразно использоватьувеличение налогов.

В ситуации, когда фискальная политика направлена на снижение государственногосектора, в фазе спада снижаются налоги, а в фазе циклического подъема уменьшаютсягосударственные расходы, что обеспечивает снижение инфляции в стране.

 

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Автоматическая фискальная политика предполагает действие экономического механизма, который автоматически реагирует на изменение экономической ситуации без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства.

Такие экономические механизмы называют также встроенными стабилизаторами, поскольку они предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета.

Основными встроенными стабилизаторами являются пособия по безработице, налогина прибыль корпораций, прогрессивный подоходный налог.

Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения таких пособий падают, а платежи по пособиям растут автоматически. Во времяподъема, наоборот, объем таких выплат снижается, что тормозит совокупный спрос и даетвозможность экономить бюджетные средства.

Налоги на прибыль корпораций. Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов Она падает сильнее остальных видов доходов во время рецессиии растет быстрее во время оживления Так же резко колеблются и налоговые поступленияот прибылей корпораций Падение поступлений ведет к дефициту госбюджета, и наоборот.

Прогрессивный подоходный налог. Налоговые поступления падают во время спадаи растут во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, то есть ограничиваяглубину и размах циклических колебаний.

Борьба между сторонниками расширительной и ограничительной фискальной политики началась в России с началом реформ в 1992 г. Эта борьба продолжается с переменнымуспехом, поскольку чрезвычайно трудно заранее предсказать, какая именно политика(и с какими именно количественными параметрами) окажется наиболее полезной дляразвития страны. Искать решения приходится в процессе реализации реформ в стране.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...