Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ




Тема 13

ФИНАНСОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Понятие, сущность и функции финансов.

Финансовая система и финансовая политика государства.

Понятие бюджета, его функции и экономическое содержание.

Налоги и налоговая система.принципы налогообложения.

Фискальная политика государства. Дискреционный и автоматический типы фискальной политики.

Кредит: понятие, сущность и основные формы.

Кредитно-банковская система: структура и функции в современной экономике.

Теоретические основы функционирования денежного рынка.

Инструменты и механизмы реализации денежно-кредитной политики.

 

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного производства определяются экономическим строем общества, а также функциями государства Финансы возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием функций и потребностей государства.

Термин «финансы» первоначально произошел от латинского слова «financia», чтоозначает денежный платеж. Впервые со значением «денежный платеж» он начал широкоиспользоваться в ХIII–ХV вв. в Италии. В дальнейшем термин получил международноераспространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежного обращения, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнениясвоих политических и социально-экономических функций.

По существу, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег какпо содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это строго определеннаяэкономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, специфическийтовар, служащий всеобщим эквивалентом.

Финансы- это экономические отношения, которые возникают в процессе движенияденег

Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.

Финансовые отношения в отличие от денежных не включают в себя обслуживаниеличного потребления.

Финансы характеризуются следующими признаками (табл. 15.1).

 

Таблица 15.1

Признаки финансов

 

Основные признаки финансов

Денежная форма выражения Распределительный характер отношений при отсутствии эквивалентного обмена Распределение национального дохода через специальные денежные фонды

 

Содержание финансовых отношений раскрывается через такие категории, как доходы и расходы, прямые и косвенные налоги, дотации, субвенции, бюджетные ассигнования и т.д., характеризующие различные виды и формы движения денежных ресурсов,и, следовательно, через экономические связи между физическими и юридическимилицами.

Финансовые отношения складываются между различными субъектами рыночногохозяйства, а также между отраслями и регионами (государством, с одной стороны, и предприятиями, населением, общественными организациями, с другой; между предприятиями;внутри предприятий; между предприятиями и банками и др.). Эти связи, собственно, и составляют структуру финансовых отношений.

Сущность финансов как экономической категории наиболее полно проявляется в ихфункциях.

В экономической литературе принято считать, что финансы в экономике выполняютследующие функции: аккумулирующую, регулирующую, распределительную и контрольную (табл. 15.2).

 

Таблица 15.2

Функции финансов

 

Наименование функции Содержание функции
Аккумулирующая Формирует материальную основу существования государства и обеспечения его функционирования
Регулирующая Стимулирует деятельность субъектов финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем
Распределительная Обеспечивает формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения (госбюджет, внебюджетные фонды, фонды предприятия и др.)
Контрольная Обеспечивает правильность взимания налогов и их использования по назначению

 

Функции финансов реализуются непосредственно через финансовый механизм.

Финансовый механизм - это совокупность организационных форм финансовых отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

 

 

2. Финансовая система и финансовая политика государства

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и распределения фондов денежных средств и играет существенную роль в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государ-

ственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования,

фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности (табл. 15.3).

 

Таблица 15.3

Структура финансовой системы Рф

 

Финансовая система

Государственные финансы Финансы предприятий
Государственный бюджет Государственных
Внебюджетные фонды Муниципальных
Государственный кредит Частных
Фонд страхования Арендных
Фондовый рынок Общественных

 

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система РФ включает в себя следующие звенья финансовых отношений:государственные финансы и финансы предприятий.

Государственные финансы (централизованные фонды) используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне, а финансы предприятий(децентрализованные фонды) - на микроуровне.

Централизованные финансы - это экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, сосредоточенных в государственной бюджетной системе и во внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы - это денежные отношения, позволяющие осуществлять кругооборот денежных фондов предприятий различной формы собственности.

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития,приводит к необходимости концентрации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Основными формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. Поэтому за счет централизованных фондов, по сути, обеспечиваетсярешение основных макроэкономических задач государства.

Рассмотрим основные категории государственных финансов.

Государственный бюджет- это баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год). Государственный бюджет (основной финансовый план государства) содержит перечень программ расходов, а также состав источниковполучения доходов. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

Внебюджетные фонды- денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые для финансирования социальных нужд населения. Внебюджетные фонды аккумулируют денежные средства, взимаемые в виде отчисленийот прибыли компаний.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизациигосударством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на принципах возвратности, срочности, платности для целей финансированиягосударственных расходов.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Фондовый рынок- это особый вид финансовых отношений, возникающих в процессекупли-продажи ценных бумаг. По существу, фондовый рынок можно рассматривать какмеханизм, который объединяет лиц, имеющих свободные средства, с лицами, нуждающимися в средствах.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Следует отметить, что, несмотря на разграничение сфер деятельности и применениеособых форм и способов образования и использования денежных фондов в каждом звене,финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсоввсех звеньев системы.

Отсюда важный вывод - основу финансовой системы составляют финансы предприятий, поскольку они принимают самое непосредственное участие в процессе производства. Источником формирования централизованных фондов государства являетсянациональный доход, создаваемый в материальной сфере производства.

Финансы предприятий- совокупность финансовых операций, осуществляемыхсубъектами хозяйствования по привлечению финансовых ресурсов и их эффективномуиспользованию, включая методы финансирования, осуществления инвестиционных проектов, управления ликвидностью, защиты от рисков и пр.

Финансы субъектов хозяйственной деятельности обслуживают процесс созданиянационального дохода и являются главным фактором формирования системы государственных финансов.

 

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

В любом обществе государство использует финансы для реализации стоящих передним задач. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их перераспределение и использование в рамках единой экономической системы, с целью обеспечения выполнения государством его функций и, в конечном итоге, создания условий для экономической стабилизации и прогресса общества.

Финансовая политика включает следующие элементы:

• разработку научно обоснованной концепции развития финансов;

• определение основных направлений их использования;

• разработку мер, направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - это долговременный курс государства в области финансов, в ходе которого предусматривается решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика предполагает решение задач конкретного этапа экономического развития посредством своевременной перегруппировки финансовых связей.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государстванаряду с денежно-кредитной политикой и политикой обменного курса рубля.

В России ответственность за реализацию финансовой политики несет Министерствофинансов (Казначейство). Денежно-кредитную политику и политику обменного курсапроводят совместно Правительство РФ и Центральный банк России.

При проведении финансовой политики используются следующие инструменты (табл. 15.4).

 

Таблица 15.4

Инструменты реализации финансовой политики

 

Основные инструменты реализации финансовой политики

Управление дефицитом бюджета Прямое и косвенное налогообложение Бюджетные расходы

 

1.Управление бюджетным дефицитом1 можно осуществлять при помощи следующихинструментов:

• внутренние займы;

• внешние заимствования;

• денежная эмиссия

Дефицит государственного бюджета- это состояние бюджета, при котором имеется превышение правительственных расходов над доходами.

Дефицит бюджета сам по себе не является событием чрезвычайного характера. Нетни одной страны, которая на протяжении своей истории не сталкивалась бы с этойпроблемой. Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами, напримеросуществлением крупных государственных инвестиций в экономику, чрезвычайнымисобытиями (войнами, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и т.д.).

Дефицит государственного бюджета может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае необходимопринимать срочные, действенные меры и соответствующие политические решения.

___

1 Более подробно будет изложено далее по тексту

 

2. Особое место в реализации финансовой политики отводится механизмам прямогои косвенного налогообложения. Используя механизм налогообложения, можно осуществлять регулирование хозяйственной деятельности предприятий различных формсобственности. Усиление налогового бремени, как правило, тормозит экономическуюактивность предпринимательства, а снижение налоговой нагрузки, наоборот, повышаетматериальную заинтересованность бизнеса. Поэтому, используя механизмы налогообложения соответствующим образом, можно влиять на развитие всей хозяйственнойсистемы страны в целом.

‰► Налогообложение - это процесс установления и взимания налогов в стране.

Налогообложение включает определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

3.Бюджетные расходы оказывают самое существенное влияние на экономику государства. Бюджетные расходы имеют разнообразные формы проявления, что обусловленодействием ряда факторов: природой и функциями государства; уровнем социально-экономического развития страны; разветвленностью связей бюджета с народнымхозяйством; формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание данныхфакторов на каждом этапе развития государства формирует такую систему расходов,которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.

Основными задачами финансовой политики являются:

• обеспечение финансовыми ресурсами государственных программ экономическогои социального развития;

• установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

• регулирование и стимулирование развития отраслей национальной экономики;

• разработка эффективного финансового механизма в достижении стратегических целейэкономики;

• формирование оптимальной системы управления финансами.

Финансовая политика оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствуетинтересам общества и способствует достижению намеченных целей. Финансовая политиканаправлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, таккак они являются материальной базой любых социально-экономических преобразований.

Для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информацияо финансовом положении государства, его финансовом потенциале, то есть финансоваяотчетность должна быть достоверной, своевременной и доступной.

В процессе реализации финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики -кредитной, ценовойи денежной.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...