Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ




 

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Налоги - это сложная экономическая категория, прошедшая длительный историческийпуть становления как на практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли одновременно с государством.

Следовательно, с одной стороны, государство не может существовать без взиманияналогов. С другой - налоги являются органической частью государства. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначениеми функциями последнего.

Экономическая сущность налога заключается в безвозмездном изъятии государствомчасти валового национального дохода в виде обязательного взноса для формированияденежных доходов. На современном этапе налоги являются основным источником формирования доходов бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.

Налог - это изъятие в пользу государства части дохода юридических и физических лиц, заранее определенной и установленной в законодательном порядке.

Налоги выполняют, как правило, две функции: фискальную и регулирующую (табл. 15.8).

 

Таблица 15.8

Функции налогов

 

Функции налогов в современной экономике

Функция Содержание
Фискальная Является основной, непосредственно вытекающей из экономической природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. Посредством реализации этой функции образуются соответствующие государственные денежные фонды и создаются необходимые материальные условия для существования государства.
Регулирующая Налоги используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех пере- распределительных процессов в обществе, активно воздействующих на состояние экономической системы.

 

В экономической литературе иногда выделяют еще и социальную функцию налогов.

Данная функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменениясоотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

 

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее время в практике налогообложения распространены следующие общепринятые в большинстве стран элементы налога (табл. 15.9). По каждому налогу в разрезевышеназванных элементов принимаются статьи в налоговом законодательстве. Кроме того,устанавливается порядок исчисления и сроки уплаты налогов, определяются санкции занарушение налогового законодательства.

 

Таблица 15.9

Основные элементы налога

 

Элемент Содержание
Объект налога Совокупность предметов (денежный доход, товарно-материальные ценности, иму-щество, имеющее реальную денежную оценку и т.д.), подлежащая налогообложению в законодательном порядке
Субъект налога (налогоплательщик) Юридическое или физическое лицо, которое по закону должно выполнять возложенные на него обязательства по уплате налогов
Налоговый агент Лицо или учреждение, непосредственно вносящее сумму налога на бюджетные счета государства
Источник налога Доход субъекта, из которого уплачивается налог
Налоговая ставка Размер налога с единицы обложения. Ставки, применяемые на практике, достаточно разнообразны. Различают твердые, долевые, пропорциональные, прогрессивные и другие ставки Они зависят от вида и целей проводимой налоговой политики
Налоговая база Часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, к которым применяется налоговая ставка
Налоговая льгота Полное или частичное освобождение субъекта от уплаты налогов
Налоговый период Срок, в течение которого формируется налоговая база

 

Важное место в создании эффективной системы налогообложения занимают принципы ее построения.

Существуют общие положения теории налогообложения, которым неукоснительнодолжна следовать налоговая практика. Впервые принципы налогообложения сформулировал А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» ещев 1776 г. Он выделил четыре важнейших принципа, названных позднее «Декларацией правплательщика»:

• принцип равномерности, заключающийся в равной обязанности граждан платить налогисоразмерно своим доходам;

• принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть четко определены и известны налогоплательщику заранее;

• принцип удобства, согласно которому налоги должны взиматься в такое время и такимобразом, которые предоставляют наибольшие удобства для плательщика;

• принцип дешевизны, в соответствии с которым издержки по уплате налогов плательщиком и по взиманию налогов государством должны быть минимальными.

Принципы, разработанные А. Смитом, положены в основу многих современных налоговых систем.

Налоговая система - это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Однако практика показывает, что при построении современных налоговых систем учитываются внутринациональные принципы. На базе этих принципов создаются налоговыеконцепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимсясоциальным условиям развития.

В России в настоящее время используются следующие принципы формирования налоговой системы (табл. 15.10).

 

Таблица 15.10

Принципы построения налоговой системы России

 

Принципы построения системы налогообложения в РФ

Принципы налогового федерализма (организационные принципы) Принципы налогового права (юридические принципы) Экономические принципы
Принцип единства налоговой поли-тики Принцип законности Принцип всеобщности налогообло-жения
Принцип единства системы налогов Принцип ясности налогового законодательства Принцип экономической обоснован-ности налогообложения
Принцип разграничения полномочий в области налогообложения Принцип приоритета норм на-логового законодательства Принцип недопущения дискримина-ции налогоплательщика, а также равного налогового бремени

 

Практический опыт хозяйственной деятельности подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», то есть как бы велики нибыли потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность субъектов предпринимательства в своейхозяйственной деятельности1.

Налоговая система страны должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимсяусловиям внешней среды. Она в первую очередь должна обеспечивать перераспределениесоздаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономическойполитики.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации наопределенной основе.

•По способу взимания налоги подразделяются напрямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиком налогов устанавливаются прямые денежные отношения.

Среди прямых налогов выделяют: реальные прямые и личные прямые налоги.

Реальными прямыми налогами облагаются отдельные виды имущества (собственности) налогоплательщика (дома, земля, денежный капитал и т.д.).

При этом финансовое состояние налогоплательщика во внимание не принимается,а расчет налога осуществляется, как правило, на основе средней доходности имущества,определяемой по специальному кадастру. Основными видами реальных налогов являются земельный налог, налог на операции с ценными бумагами.

Недостатком системы реальных прямых налогов является несовершенный механизмих учета и взимания, оставляющий значительные возможности для сокрытия доходовот налогообложения. Поэтому наибольшее распространение получили личные прямыеналоги.

___

1 Экономическая теория Экспресс-курс: Учебное пособие / Под ред А Г Грязновой, Н Н Думной - М : КНОРУС, 2006

 

Личные прямые налоги- это налоги, которыми облагаются индивидуальные доходы и имущество юридических и физических лиц Они уплачиваются с действительнополученного дохода и отражают фактическую платежеспособность плательщика. Косновным из них относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыльорганизаций, налоги с наследства или дарения и др.

Косвенные налоги взимаются через цену товара. В этом случае налог оплачиваетсяконкретным потребителем товара, а непосредственная связь между потребителем и государством отсутствует. Характерной чертой косвенного налогообложения являетсяобязательное наличие посредника между государством и реальным плательщикомналога (потребителем товара или услуг) в лице продавца товара или поставщика услуг.

Косвенные налоги подразделяются на несколько групп:

индивидуальные (акцизы);

универсальные (налог на добавленную стоимость - НДС);

фискальные монополии (налог с оборота);

таможенные пошлины.

Необходимо заметить, что в настоящее время граница между прямыми и косвенными налогами весьма условна. Например, НДС -косвенный налог, однако при реализации товаров (услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления онприобретает признаки прямого налога. И, наоборот, налог на прибыль - прямой налог,но его определенная часть может оплачиваться потребителем в цене товаров.

•Взависимости от органа, взимающего налог и распоряжающего его суммой, все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные пошлины; налог на прибыль предприятий; подоходный налог с физических лиц; водныйналог; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; государственная пошлина; налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги: налог на имущество предприятий; налог на лесной доход;налог на игорный бизнес; транспортный налог.

Местные налоги: налог на имущество физических лиц, земельный налог

•Взависимости от уровня бюджета, в который зачисляются налоги, они делятся назакрепленные и регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджетили внебюджетный фонд

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровнейв пропорциях, утвержденных законодательством.

•Взависимости от порядка использования все налоги подразделяются наобщие и целевые.

Общие налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом и используются для финансирования тех или иных общегосударственных потребностей.

Целевые налоги вводятся для финансирования конкретного направления расходов.

Например, налоги, служащие источником формирования дорожных фондов.

•Взависимости от соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся напрогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивные налоги- средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.

Регрессивные налоги- средняя ставка понижается по мере возрастания доходов.

Пропорциональные налоги- средняя ставка остается неизменной независимо отразмеров дохода.

 

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ

Налоговая система является мощным рычагом регулирования и перераспределенияфинансовых ресурсов. Однако степень применения данного механизма имеет весьма существенные различия по странам.

Например, в США и Японии через налоговую систему мобилизуется 27-29% ВНП, в Швеции и Германии - 50-52%.

По существу, налоговая система представляет собой неоднозначное, противоречивоеявление. С одной стороны, ее основная задача - мобилизовать финансовые средства путемизъятия части денежных средств субъектов экономических отношений, а с другой - обеспечить высокий уровень деловой активности бизнеса.

Экономические процессы в обществе регулируются при помощи налоговых ставок и налоговых льгот.Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долюизымаемого дохода. С целью смягчения налогового пресса в отдельных случаях используется механизм налоговых льгот.Налоговые льготы предполагают снижение налоговыхставок или полное освобождение от уплаты налогов. Они являются мощным стимуломдля активизации предпринимательской деятельности.

Проблема выбора и определения рациональных налоговых ставок стоит практическиперед любым государством. Формирование рациональной налоговой политики должнобыть научно обосновано, так как существует связь между налоговыми ставками и объемаминалоговых поступлений. Впервые эту связь определил американский экономист АЛаффер, и в честь него была названа кривая Лаффера (рис. 15.2).

Кривая Лаффера - это кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку (от 0 до 100 %), при которой налоговые поступления достигают максимума.

Кривая дает ответ на вопрос, при какой ставке налогов налоговые поступления в бюджет будут максимальны. При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской активности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговыеотчисления. Реальная ставка налогов различна для разных стран и далеко не всегда является оптимальной.

 

 

Рис. 15.2. Кривая Лаффера: N- налоговые поступления; R- налоговая ставка, %

 

Следует отметить, что теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки весьма затруднительно Однако практический опыт налогообложения показывает, чтосуммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, превышающие уровень35-40% его величины, экономически нецелесообразны.

В целом проблема установления налоговых ставок зависит от выбранной экономической модели развития в стране. Например, в условиях сильного государственного регулирования, как правило, имеется стремление к увеличению бюджета через доходную часть.

В этом случае налоговые ставки довольно велики. И наоборот, если страна ориентируетсяисключительно на рыночные механизмы, минимальное вмешательство в экономику, налоговые ставки уже значительно ниже.

В отечественной экономике высокие налоговые ставки обусловлены, с одной стороны, бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществлениясоциально-экономических программ, а с другой - слабой надеждой на то, что снижениеуровня налоговых ставок приведет к развитию экономики.

Налоговые льготы как механизм регулирования хозяйственной системы имеют перспективу только в том случае, если они отражают организационную, социальную и структурную направленность ее реформирования В противном случае такие налоговые льготыне будут выполнять роль экономического стимулятора.

Вся сумма налогов с населения называется налоговым бременем. Уровень налоговогобремени можно рассчитать по следующей формуле:

Кн= ,

где Кн- уровень налогового бремени; Нх — средняя сумма налогов на душу населения;ПН- платежеспособность населения.

Международной организацией ЮНЕСКО рекомендуется другой метод сравнительногосопоставления уровня налогового бремени по доле налогов в ВВП:

Кн= ,

где ΣН- сумма налогов; ВВП- валовой внутренний продукт.

Налоговая система любого государства по сути является динамической моделью, таккак ее цели, задачи и механизмы напрямую определяются изменением экономическойконъюнктуры и стратегией развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...