Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Объяснение нового материала.
1. Разобрать пятое задание диктанта, обратив внимание учащихся на то, что им уже известны графики некоторых функций. В частности, графиком линейной функции y = kx + b является прямая линия, а уравнение y = kx + b называется уравнением этой прямой. 2. Вспомнить уравнения параболы и гиперболы и их графики. 3. Понятие уравнения произвольной линии дается в ознакомитель-ном плане. При этом важно добиться понимания учащимися следующего: чтобы установить, что данное уравнение является уравнением данной линии, нужно доказать, что: 1) координаты любой точки линии удовлетворяют данному уравнению и 2) координаты любой точки, не лежащей на данной линии, не удовлетворяют этому уравнению. 4. Введение уравнения окружности радиуса r с центром С в заданной прямоугольной системе координат (рис. 286): (x – x0)2 + (y – y0)2 = r2, где C (x0; y0). Уравнение окружности радиуса r с центром в начале координат О (0; 0) имеет вид: x2 + y2 = r2. 5. Не любое уравнение второй степени с двумя переменными задает окружность. Например, уравнение 4х2 + у2 = 4 в прямоугольной системе координат не окружность, а эллипс (с этой фигурой учащиеся знакомились в курсе черчения), уравнение х2 + у2 = 0 задает единственную точку – начало координат, а уравнению х2 + у2 = –4 не удовлетворяют координаты ни одной точки, поэтому это уравнение не задает никакой фигуры. III. Закрепление изученного материала(решение задач). 1. решить задачу № 959 (а, б, д). 2. Устно решить задачу № 960. 3. решить задачу № 961 на доске и в тетрадях. 4. решить задачу № 964 на доске и в тетрадях. Решение а) x = 3, тогда (3 – 3)2 + (y – 5)2 = 25; y2 – 10y + 25 = 25; y2 – 10y = 0; y ∙ (y – 10) = 0; y = 0 или y = 10. Точки А (3; 0) и В (3; 10). б) y = 5, тогда (x – 3)2 + (5 – 5)2 = 25; x2 – 6x + 9 = 25; x2 – 6x – 16 = 0; x1 = 8; x2 = –2; точки С (–2; 5) и D (8; 5). 5. Решить задачу № 966 (в, г). 6. Разобрать решение задачи по учебнику на с. 243. IV. Итоги урока. Домашнее задание: изучить материал пунктов 90, 91; вопросы 15–17; решить задачи №№ 962, 963, 965, 966 (а, б), 1000.
Урок 6 Цели: закрепить знания учащихся в ходе решения задач; развивать логическое мышление учащихся. Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1. Результаты математического диктанта. Указать ошибки, сделанные учащимися. 2. На доске один ученик выводит уравнение окружности. 3. С остальными учащимися проверяется решение домашних задач. II. Выполнение упражнений. 1. Решить задачу: Напишите уравнение окружности с центром в точке А (0; 4), проходящей через точку D (–6; –4). Решение Центр окружности имеет координаты А (0; 4). Найдем радиус окружности r = AD по формуле: d = . r = AD = = 10; r = 10. Значит, искомое уравнение окружности имеет вид: (x – 0)2 + (y – 4)2 = 102; x2 + (y – 4)2 = 100. Ответ: x2 + (y – 4)2 = 100. 2. Решить задачу № 969 (а) на доске и в тетрадях. Решение Диаметр окружности MN = = 3. Решить задачу № 970. Решение Центр окружности лежит на оси абсцисс, то координаты центра D (x; 0); радиус равен r = 5. Окружность проходит через точку А (1; 3), тогда AD = r, поэтому (x – 1)2 + (3 – 0)2 = r2 = 52, (x – 1)2 + 9 = 25; x2 – 2x – 15 = 0; x1 = –3; x2 = 5. Следовательно, координаты центров окружностей D1 (–3; 0) и D2 (5; 0). Существует две таких окружности: (x + 3)2 + y2 = 25 и (x – 5)2 + y2 = 25. 4. Решить задачу № 971 на доске и в тетрадях. Решение Центр окружности лежит на оси ординат, значит, координаты центра С (0; y). По условию, окружность проходит через точки А (–3; 0) и В (0; 9), значит, расстояния АС = ВС = r радиусу: (0 + 3)2 + (y – 0)2 = (0 – 0)2 + (y – 9)2; 9 + y2 = y2 – 18y + 81; 18y = 72; y = 4. Следовательно, центр окружности имеет координаты С (0; 4). Найдем радиус окружности: r2 = AC2 = (0 + 3)2 + (4 – 0)2 = 9 + 16 = 25; r = 5. Напишем уравнение окружности: (x – 0)2 + (y – 4)2 = 52; то есть x2 + (y – 4)2 = 25. 5. Решить задачу № 1002(а) на доске и в тетрадях (решение задачи объясняет учитель). Решение Координаты точек А, В и С должны удовлетворять уравнению окружности (x – a)2 + (y – b)2 = r2. Подставив в это уравнение координаты данных точек, получим систему трех уравнений относительно неизвестных a, b и r : Вычтем из уравнения (1) сначала уравнение (2), а затем уравнение (3). Получим систему двух линейных уравнений с неизвестными a и b, которую учащиеся могут решить самостоятельно . Подставив эти значения в любое из уравнений, например, в уравнение (1), находим значение r2 и записываем искомое уравнение: III. Итоги урока. Домашнее задание: повторить материал пунктов 86–91; решить задачи №№ 969 (б), 981 (есть решение в учебнике), 1002 (б).
Урок 7 Цели: вывести уравнение прямой и показать, как можно использовать это уравнение при решении геометрических задач; развивать логическое мышление учащихся. Ход урока I. Самостоятельная работа(контролирующая, 10–15 мин). Вариант I Решить задачи № 959 (г), 968, 960 (б). Вариант II Решить задачи № 959(в), 967, 960 (в). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 454. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |