Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Закрепление изученного материала.




1. Выполнить практические задания № 776 (б; г; д), 777.

2. Решить задачи № 779, 781 (а; в) на доске и в тетрадях.

Решение

Дано:

а)

в)

3. Решить задачу № 780 (б).

III. Итоги урока.

Домашнее задание: изучить материал пункта 83; ответить на вопросы 14–17, с. 214; решить задачи №№ 775, 776 (а, в, е), 781 (б), 780 (а).

 

 

Урок 6
Решение задач. Произведение вектора на число

Цели: закрепить изученный материал в ходе решения задач; развивать логическое мышление учащихся.


Ход урока

I. Устная работа.

По заранее заготовленным чертежам на доске устно решить задачи:

1. На рисунке 1 ABCD – параллелограмм, O – точка пересечения диагоналей. Выразите через векторы  и  векторы: а)  б)  где М – точка на стороне BC, такая, что МВ : MC = 3 : 2; в)  где K – точка на стороне AD, такая, что АK : KD = 1 : 3; г)  где N – точка на диагонали AC, такая, что ON = NC.

2. На рисунке 2 ABCD – трапеция, О – точка пересечения диагоналей, ВС || AD, AD = 2BC. Выразите через векторы  и  векторы: а)  б)

   

Рис. 1                                                            Рис. 2  

II. Решение задач.

1. решить задачу № 782 на доске и в тетрадях.

Решение Из треугольника ECD (рис. 3) найдем по правилу вычитания векторов:

 тогда

Из треугольника ABG по правилу сложения векторов имеем

 отсюда

2. решить задачу № 802 на доске и в тетрадях.

III. Проверочная самостоятельная работа.

Вариант I

1. Начертите два неколлинеарных вектора  и так, что  = 3 см,  = 2 см. Постройте

2. Четырехугольник KMNP – параллелограмм. Выразите через векторы  и  векторы  и , где А – точка на стороне PN, такая, что PA : AN = 2 : 1, B – середина отрезка MN.

Вариант II

1. Начертите два неколлинеарных вектора  и  так, что  = 2 см,  = 3 см. Постройте вектор

2. В параллелограмме ABCD точка M – середина стороны CD; N – точка на стороне AD, такая, что AN : ND = 1 : 2. Выразите векторы  и  через векторы  и .

Вариант III
(для более подготовленных учащихся)

1. В треугольнике ABC угол C = 90°, AC = 3 см, BC = 4 см. Постройте вектор

2. В трапеции ABCD AB || CD, AB = 3CD. Выразите через векторы  и  векторы  и , где M – середина стороны BC, а N – точка на стороне AB, такая, что AN : = 2 : 3.


IV. Итоги урока.

Домашнее задание: повторить материал пунктов 76–83; ответить на вопросы 1–17, с. 213–214 учебника; решить задачи №№ 783 и 804.

 

       Урок 7
Применение векторов к решению задач

Цели: на конкретных примерах показать применение векторов при решении геометрических задач; развивать логическое мышление учащихся, учить решать задачи.


Ход урока

I. Анализ результатов самостоятельной работы.

1. Указать ошибки учащихся при выполнении работ.

2. Решить задачи, вызвавшие затруднения у учащихся.

II. Повторение изученного материала.

1. Ответить на вопросы на с. 213–214.

2. Вспомнить основные правила действий с векторами.

3. Решить задачи на доске и в тетрадях:

1) Упростите выражение

2) Найдите вектор  из условия

4. Записать в тетрадях таблицу перевода с «геометрического» языка на «векторный»:

C – точка на прямой AB
MN || PQ
M – точка на отрезке AB, такая, что AM : MB = л
ABCD – параллелограмм
ABCD – трапеция (AB || CD)

III. Работа по учебнику.

1. Векторы могут использоваться для решения геометрических задач. Рассмотрим вспомогательную задачу.

2. Разобрать решение задачи 1 на с. 208 учебника по рис. 264.

IV. Решение задач.

1. Решить задачу 2. Точки M и N – середины сторон AB и CD четырехугольника ABCD. Докажите, что  

Решение

Пусть О – произвольная точка. Согласно задаче 1 из п. 84 имеем  поэтому .

Примечание. Результат задачи 2 можно использовать при доказательстве теоремы о средней линии трапеции на следующем уроке.

2. Решить задачу 3. Точка С лежит на отрезке AB, причем АС : СВ =
=
2 : 3. Докажите, что для любой точки О справедливо равенство

Решение

По условию AC : CB = 2 : 3, поэтому  

Но  

Следовательно,  откуда получается

Примечание. Задача 3 является частным случаем более общей задачи 806.

3. Решить задачу № 784 на доске и в тетрадях.

4. Решить задачу № 786 на доске и в тетрадях.

Решение

Так как точка А1 – середина стороны ВС, то .

Далее

5. При наличии времени решить задачу 4.

Точки K, L, M, N – середины сторон AB, BC, CD, DE пятиугольника ABCDE, а точки P и Q – середины отрезков KM и LN. Докажите, что PQ || AE  и PQ = 1/4 AE.

Решение

Пусть О – произвольная точка. Согласно задаче 1 из п. 84

.

Аналогично, .

Из этих равенств следует, что

Отсюда следует, что PQ || AE и PQ = AE.


V. Итоги урока.

Домашнее задание: повторить материал пунктов 76–84; разобрать решения задачи 2 из п. 84 и задачи № 788 и записать в тетрадь; решить задачу № 785.

 

 

Урок 8
Средняя линия трапеции

Цели: ввести понятия средней линии трапеции; доказать теорему о средней линии трапеции с помощью векторов; упражнять учащихся в решении задач.


Ход урока










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 511.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...