Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация предприятий розничной торговли




В соответствии с отраслевым аспектом и в зависимости от выполняемых функций выделяют предприятия розничной торговли, оптовой торговли и предприятия общественного питания. Каждая из этих торговых подсистем имеет как свои, так и специфические признаки классификации.

Розничные торговые предприятия можно классифицировать по таким критериям, как товарная специализация, формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, состав контингента обслуживаемых потребителей, характер местонахождения и др.

По товарной специализации выделяют предприятия следующих видов:

– смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами;

– специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы (ткани, обувь, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты и т.п.);

– узкоспециализированные, ассортимент которых включает отдельные товары какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, хлеб, женская обувь и т.п.);

– комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо-рыба-овощи, трикотаж-галантерея и т.п.);

– универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты).

По формам обслуживания различают предприятия:

– с индивидуальным обслуживанием покупателей;

– по методу самообслуживания;

– реализующие товары по образцам, по каталогам, по почте и т.п.

Классификация по методу обслуживания во многом условна, достаточно часто предприятия комбинируют различные формы обслуживания даже в одном торговом зале.

По видам и особенностям устройства предприятия подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, авто-магазины и др.

По функциональным особенностям предприятия могут подразделяться на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные.

Классификация торговых предприятий по уровню цен вызвана резкой дифференциацией денежных доходов населения, поэтому проведение ценовой политики направлено на определенную группу покупателей: а) предприятия с достаточно низким уровнем цен, ориентирующиеся на малообеспеченные слои населения; б) предприятия со средним уровнем цен, обслуживающие самые различные группы потребителей; в) предприятия с наиболее высоким уровнем цен на реализуемые товары и соответствующим уровнем обслуживания для покупателей с высоким доходом.

По характеру местонахождения различают предприятия, расположенные в местах общегородского значения, на транспортных магистралях, вокзалах, в центральном деловом районе, жилой зоне, районном торговом центре, центре микрорайона, местах отдыха и т.д.

В зависимости от преимущественного контингента обслуживаемых потребителей выделяют предприятия для детей, женщин, молодежи, а также тематические предприятия, отражающие интересы покупателей ("Филателист", "Садовод" и т.п.).

 

 

Классификация предприятий оптовой торговли

 

Предприятия оптовой торговли могут классифицироваться по масштабам деятельности, товарной специализации, объему выполняемых функций.

По масштабам деятельности различают оптовые предприятия:

а) общенационального (федерального) уровня - это наиболее крупные предприятия, осуществляющие продвижение товаров от производителей к торговым предприятиям по всей стране;

б) регионального (внутрирегионального) уровня, осуществляющие закупку товаров у крупных оптовиков или у местных производителей и доводящие их до любых оптовых и розничных покупателей региона.

В соответствии с товарной специализацией оптовые предприятия бывают:

· специализированные, ориентирующие свою деятельность на одну товарную группу или близкие к ней;

· универсальные, снабжающие розничные торговые предприятия универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

По объему выполняемых функций и формам расчетов различают следующие разновидности оптовых предприятий:

· предприятия, приобретающие права собственности на товар и осуществляющие полный набор закупочно-сбытовых операций;

· предприятия без приобретения прав собственности на товар, действующие только как посредники, сводящие продавцов с покупателями (брокерские конторы, торговые агенты и т.п.);

· предприятия - организаторы оптового товарооборота, создающие условия для оптовой торговли (товарные биржи, оптовые продовольственные рынки, мелкооптовые магазины и т.п.).

К единичным организационным формам относятся организации, представляющие одно юридическое лицо. К групповым организационным формам относятся компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц. Они являются объединениями организаций посредством либо кооперации, либо концентрации производства. К ним относятся: ассоциация, картель, комбинат, конгломерат, консорциум, концерн, концессия, корнер, корпорация, объединение, пул, синдикат, тендер, трест, финансово-промышленная группа (ФПГ), франчайз, холдинг и др.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...