Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями




 

Задачей специального дошкольного воспитания ребенка со сложными

 

нарушениями являетсяпсихолого-педагогическая поддержка семьи ребенка ивыстраивание плана индивидуальных консультативных занятий с ребенком для родителей и педагогов любого ближайшего, подходящего по профилю специального дошкольного учебно-воспитательного учреждения.

 

Чуткость к состоянию ребенка, полисенсорная стимуляция при постоянном контроле за ее интенсивностью, стимуляция малейших

 

 

91


проявлений самостоятельной активности ребенка являются принципами индивидуальных коррекционных занятий с ним.

 

Специалист должен не только непосредственно заниматься с ребенком, но и регулярно беседовать со всеми членами его семьи, помогать подбирать им подходящие для ребенка игрушки, консультировать по поводу обращения

 

к другим специалистам и врачам, организовывать встречи с другими родителями и т. д.

 

Среди основных направлений коррекционной работы с детьми со сложными дефектами раннего и дошкольного возраста можно выделить следующие.

 

1.                           Развитие эмоционального контакта ребенка      со

 

взрослым.

 

Полноценный телесный контакт с матерью играет важную роль в развитии любого, а в особенности - слепоглухого ребенка. Именно такой контакт создает у него чувство безопасности и защищенности.

2. Стимуляция собственных активных движений ребенка со сложным дефектом.

Важно, чтобы моторное развитие ребенка проходило с возможно меньшим отставанием. Здоровый ребенок очень подвижен и постоянно сам меняет положение своего тела. За ребенка со сложным врожденным нарушением это должен делать взрослый. Нужно приподнимать его за ручки, учить опираться ногами, подталкивать его для переворотов. Необходимо следить, чтобы ребенок не находился в одной позе длительное время, менять его положение в кроватке или на руках по отношению к источнику света или звуков, учить ребенка переползать по телу взрослого, сидеть с поддержкой на разной поверхности, на коленях взрослого в разных позах.

 

3. Сенсорная стимуляция ребенка со сложным дефектом.Великозначение световой и звуковой стимуляции для развития ребенка. Прислушиваясь к звукам, которые произносит сам ребенок, необходимо повторять их как можно более точно. Делая так, взрослый фиксирует внимание ребенка на этих звуках, стимулирует малыша к ведению своебразного диалога с помощью вокализаций. Опыт обучения глухих и слепоглухих детей учит использовать и развивать вибрационную

 

92


чувствительность детей - умение слушать звуки всем телом или рукой, положенной на горло (щеку или рот) поющего или говорящего взрослого.

 

4.Стимуляций действий ребенка с предметами. Для стимуляции хватания нужно подбирать яркие и блестящие предметы, приятные на ощупь, проводить ими около глаз ребенка, по его телу, вкладывать в его руку и удерживать, чтобы потом выпустить и уронить. Открывать и закрывать двери, коробки и кастрюли, выдвигать ящики комода и разбрасывать лежащие там предметы - это те первые действия, которые должен освоить каждый ребенок, активно познающий мир. Предметами, с которыми обязательно должен научиться правильно действовать ребенок, являются обычные ложка и чашка. Как и все здоровые дети, ребенок со сложным нарушением по возможности должен научиться есть самостоятельно с ложки и пить из чашки.

 

5.Стимуляция развития навыков передвижения в пространстве.Очень важно, чтобы ребенок научился ползать и ползал свободно по полу квартиры, осваивая ее нижнее пространство. Плохо видящие дети иногда предпочитают ползать задом наперед, подставляя навстречу новым препятствиям ступни ног.

 

Если у малыша нет двигательных нарушений, взрослым не следует проявлять излишнюю осторожность и недоверие к возможностям ребенка. Его нужно учить ходить, как только он начал хорошо стоять с поддержкой. Хорошим способом помочь ему может стать совместное хождение: взрослый, стоя сзади ребенка, ставит его ступни на свои и держит малыша за ручки. Ребенок может учиться ходить, двигая какой-то предмет перед собой, держась за платье матери или за веревочку.

 

Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создает предпосылки для успешного познавательного развития ребенка. Организация взрослым интересных и привлекательных для ребенка совместных действий способствует развитию его общения.

 

6. Стимулирование развития навыков общения. В развитии средствобщения ребенка необходимо использовать любые средства: крики, лепетные устные слова, указательный и изображающие жесты, действия с предметом, собственно предметы и их графические изображения, звуковую и

 

93


письменную речь. Необходимо добиваться возникновения у ребенка желания быть рядом с близким и просить его помощи в осуществлении своих стремлений. Например, нужно, чтобы ребенок хотел иметь в руках любимую игрушку, просил ее достать криком, жестом, направленным на нее или ее изображение; жестом, обозначающим действие с этой игрушкой; чтобы он хотел совершать с помощью взрослого желаемое действие и подсказывал его: например, просил есть, указывая на свой рот, или подпрыгивая на месте, таким образом просил его прыгать вместе с ним и т. д. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком: жестом языка глухих, дактильным или устным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля).

 

7. Развитие личности ребенка со сложным дефектом. Чрезвычайнаязависимость такого ребенка от повседневной помощи других людей, невозможность своевременного формирования всех необходимых бытовых навыков может привести к развитию пассивной и даже иждивенческой жизненной позиции, создать почву для развития эгоизма, отторжения от интересов других людей, выделения собственных интересов и нужд как главных не только для самого слепоглухого, но и для его окружения. Может создаться ситуация гиперопеки, когда ребенок становится центром существования семьи и интересы всех других ее членов отодвигаются на второй план, считаются незначительными. Возможным результатом становится завышенная самооценка ребенка, стремление уйти от любых трудностей, а не преодолевать их. Однако, недостатки формирования личности ребенка со сложным дефектом являются побочным эффектом его специфического развития и достаточно успешно устраняются или предупреждаются в ходе грамотного, психологически и педагогически обоснованного, взаимодействия с ним всего окружения.

Таким образом, накопленный в настоящее время опыт обучения слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями убеждает, что нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Помогая этим детям даже немного продвинуться в развитии, специалисты и ближайшее окружение способствуют их большей самостоятельности, а значит, и приобретению большей уверенности в своих возможностях. Дети со сложным нарушением развития, представляющие по своим сенсорным,

 

94


двигательным и интеллектуальным возможностям разнородную группу, не менее других детей с проблемами развития нуждаются в специальном обучении и воспитании, и соответствующие учреждения должны занять свое место в системе дошкольного специального обучения.

 





Вопросы и задания для самоконтроля.

 

1. Дайте определение сложного нарушения развития.

 

95


 

2. Какие причины могут привести к сложному нарушению развития у


 

 

96





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

а) основная литература:

 

 

1. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2015. 371 с.

2. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика: учеб.

 

пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. М.

 

Назарова, Е. Н. Моргачева, Т. В. Фуряева. - Москва : Академия, 2011. - 336 с.

 

3. Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс] / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Т. Ф. Пушкина и др. - СПб. : Питер, 2010. -

304 с.

 

4 .Специальная дошкольная педагогика [Электронный ресурс] : учебник в электронном формате / под ред. Е. А. Стребелевой. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Издательский центр "Академия", 2013. - 1 эл. опт.

 

диск (CD-ROM).

 

 

б) дополнительная литература:

 

1. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина; Москва :

Академия, 2007. – 271 с.

 

2. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / Т.Г. Неретина. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2010 г. - 376 с.

3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин. - Москва: Издат. центр "Академия", 2000. - 268 с.

4.Олигофренопедагогика : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Е. В. Михайлова [и др.]. - Москва: Изд. центр

 

"Академия", 2011. - 336 с.

 

5. Основы специальной психологии : учебное пособие / [А.К.

 

97


Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2013. 335 с.

6. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 9-е изд., стер. - Москва: Изд. центр "Академия", 2009. -

 

394 с.

 

7. Специальная психология: учеб. для студентов вузов / под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд. центр "Академия", 2009. –

 

 

98


 



ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1041.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...