Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организация коррекционной помощи ребенку с РДА
Вне зависимости от того, как рано родители обнаружили трудности взаимодействия с ребенком и особенности его развития, весь комплекс их жалоб и, соответственно, проблем воспитания можно разделить условно на две категории:
81 В Становящиеся с возрастом все более очевидными трудности организации ребенка, обусловленные его быстрой истощаемостью; проблемы привлечения внимания, отсутствие постоянной реакции на обращение; особенности речевого и моторного развития; невыраженность подражания. В Поведенческие трудности, нарастающие к моменту оформления синдрома, - страхи, агрессия и самоагрессия, негативизм, влечения, нарушение чувства самосохранения, отсутствие или слабость эмоциональной привязанности, все большая выраженность стереотипности поведения. Учитывая закономерности аутистического дизонтогенеза, важно
соблюдать следующие правила организации коррекционной работы с ребенком.
• Коррекционный подход должен быть ориентирован на объединение двух линий развития ребенка: аутостимуляции и взаимодействия со взрослым. Поскольку линия механической аутостимуляци ребенка является более сильной (ребенок может часами раскачиваться на стуле, потряхивать руками, скрипеть дверцами шкафа и т.п.), взрослому человеку необходимо подключаться к ней, становиться ее неотъемлемой частью и постепенно, уже изнутри наполнять ее новым содержанием эмоционального общения.
• Необходимо учитывать выраженную эмоциональную незрёлость аутичного ребенка. Он легко пресыщается даже приятными впечатлениями, часто не может подождать обещанного, ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он беспомощен и т.д. • Важно не допускать превышения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружающим. Превышение такого уровня вызывает у него уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций (негативизма, агрессии или самоагрессии) и фиксацию негативного опыта общения. Определить допустимый уровень взаимодействия ребенка с окружающей действительностью можно, ориентируясь на такие параметры, как приемлемая для него дистанция общения, любимые занятия ребенка; наличие стереотипов бытовых навыков и их развернутость, цели и характер использования речи, особенности поведения в ситуациях дискомфорта, страха, радости и т.д.
82 В Необходимо учитывать, что основная нагрузка, как физическая, так и психическая, при воспитании ребенка ложится на его мать. В связи с этим, нужна регулярная помощь специалистов, которые могли бы квалифицированно оценить состояние ребенка, динамику его развития, подсказать матери конкретные коррекционные приемы в работе с ним, наметить следующие закономерные этапы коррекции. Однако механизм привязанности должен быть сформирован именно к матери, именно она должна научиться самостоятельно управлять поведением малыша, справляться с его состояниями повышенной тревожности и агрессивности.
Приемы коррекционной помощи аутичному ребенку Основным приемом коррекционного воспитания ребенка с
выраженными трудностями аффективного развития является создание для него адекватно организованной среды, что предполагает учет следующих моментов. 6. Создание и поддержание особого аффективного режима воспитания ребенка. Речь идет не только о регулярности режимных моментов каждого дня,
но и об их проговаривании, комментировании всех деталей, объяснение ребенку эмоционального смысла каждой из них, их связи. Многократное ежедневное повторение обязательных событий дня, их предсказуемость настраивает малыша на предстоящие события, на последовательность занятий и облегчает в значительной степени возможности его переключения.
3. Сенсорная организация пространства.
Аутичный ребенок чрезвычайно зависим от окружающего сенсорного поля. С одной стороны, это создает значительные трудности в его произвольной организации: случайные впечатления отвлекают его, он может слишком сильно погружаться в избирательные ощущения или уходить от взаимодействия, если присутствует в поле негативный раздражитель. С другой стороны, продуманная организация сенсорной среды позволяет избежать впечатлений, разрушающих взаимодействие ребенка с окружением, и наполнить ее стимулами, побуждающими к определенным действиям и задающими им нужную последовательность. Например, постеленная в коридоре дорожка заставляет ребенка бежать по ней в нужном направлении,
83 вовремя открытая дверь организует выход ребенка, ритмический узор цветного орнамента позволит длительнее фиксировать внимание на картинке в книге. Подключение к активности ребенка.
В момент подъема тонуса аутичного ребенка его аффективное заражение от взрослого проходит значительно легче, он получает положительный опыт взаимодействия с другим человеком. Продуктивным оказывается подключение к аутостимуляции ребенка. К тормошению, кружению (т. е. тому набору сенсорной, вестибулярной стимуляции, которым ребенок вполне удовлетворяется сам) необходимо дозированно добавлять более адекватные неформальному контакту способы тактильного взаимодействия: поглаживание, прижимание к себе, объятие и т. д.
В случае раннего детского аутизма большое значение имеет стимулирование речевого развития ребенка.При этом важно использоватьимеющиеся вокализации ребенка. Если взрослый повторяет вслед за ребенком его звуки, он начинает их произносить чаще. Со звуками можно играть, провоцируя у малыша элементы подражания.
Следующий шаг - внесение звуков, произносимых ребенком в смысловой контекст происходящего в настоящий момент. Для этого, когда малыш произносит свой стереотипный звук или слог, взрослый должен дополнить его до подходящего по ситуации слова (например, би - может быть обидели, или бегу, или лю-би-мый).
Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема, взрослому следует произносить за него реплики, которые подходят к ситуации по смыслу, даже если он молчит. Например, если ему очень чего-то хочется и понятно чего, и он тянет ручку в нужном направлении, надо сказать за него: «Дай мне»; если он бежит к маме с каким-то предметом или игрушкой в руках: «Мама, смотри» и т.д.
Существенные трудности представляют собой поведенческие проблемы аутичного ребенка.Неправильная реакция близких,которыепытаются устранить нежелательный способ поведения малыша, часто лишь его усиливает и закрепляет или приводит к появлению новых «странностей»
• ребенка.
84 Проблема формирования привязанности можетобнаруживаться в двухсвоих крайностях, встречающихся при разных вариантах аутистического развития: как сверхпривязанность, проявляющаяся на физическом и на эмоциональном уровне, и как несформированность привязанности, ее отсутствие. Способствовать смягчению сверхпривязанности может помочь накопленный ребенком достаточный положительный опыт соучастия в различных взаимодействиях со значимым взрослым в бытовых моментах, игре и т.д.
Противоположная проблема - отсутствие привязанности или ее невыраженность. Для того чтобы привязанность появилась, должны быть ее предшественники - прежде всего, сосредоточение на лице матери, на ее голосе, ее узнавание, выделение среди других, требование ее присутствия, предпочтение ее рук. На наиболее быстрое включение в общение с близкими ориентирован метод холдинг-терапии. Однако данная процедура достаточна сложна в реализации, имеет ряд противопоказаний и требует определенной готовности как со стороны взрослого, так и ребенка.
Многочисленные страхи и тревожность ребенка с эмоциональными нарушениями существенно осложняют его жизнь и жизнь всей семьи. Обязательным условием смягчения уже имеющихся страхов и профилактики возникновения новых является создание и поддержка щадящего сенсорного режима жизни малыша, поднятие его эмоционального тонуса, избегание, по возможности, ситуаций провоцирующих его острые страхи и тревожность. Вместе с тем, помочь ему пережить неизбежные изменения уже устоявшегося жизненного стереотипа можно лишь их постепенным включением в общий поток проработанных и проговоренных с ребенком положительных деталей его аффективного опыта. Действенным способом такой проработки является сочинение взрослым подробных историй про малыша и их рисование.
Агрессия представляетсобой одну из наиболее частых проблемповедения, у ребенка с нарушениями эмоционального развития. Причины агрессивных проявлений и формы их выражения могут быть разнообразны. Для раннего возраста особенно характерна генерализованная агрессия, возникающая на фоне возбуждения ребенка, провоцируемая слишком сильными эмоциональными переживаниями (в том числе и положительными). Другая частая причина агрессии - протестная реакция, она
85 выполняет в этом случае функцию защиты. Аутичный ребенок протестует, прежде всего, против превышения доступного ему уровня взаимодействия с окружающими и нарушения стереотипных условий его существования. Однако, агрессивные тенденции могут быть не только негативным проявлением, отражением дискомфорта, страха, чрезмерного возбуждения малыша, но и показателем положительной динамики его аффективного развития, повышения его психического тонуса. Например, увеличение речевой и двигательной активности ребенка, зарождение самостоятельных попыток контакта с окружающими могут сопровождаться появлением или временным усилением генерализованной агрессии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 312. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |