Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И




ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ​ДЕТЕЙ​ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Речь -это процесс общения людей посредством языка.Условияминормального речевого развития ребенка являются его психическое и соматическое здоровье, сохранные умственные способности, слух и зрение, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение. Все психические процессы у ребенка: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение, - формируются и развиваются с прямым участием речи.

Нарушения речи -собирательный термин для обозначения отклоненийот речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Дети с нарушениями речи -это дети,имеющие отклонения в развитииречи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Особенности    нарушений     речи и возможности  их коррекции и профилактики изучает отрасль дефектологии - логопедия.

Причинами нарушений речи в детском возрасте могут статьгенетическая предрасположенность; осложнения беременности и родов (инфекции и интоксикации матери во время беременности, токсикозы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, родовая травма, асфиксия и др.); черепно-мозговые травмы в постнатальном периоде жизни; опухоли гортани и др.

Социально-психологические факторы риска возникновения речевой патологии связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

- современной логопедии используют две основные классификации

 

нарушений речи: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую.

С клинико-педагогической точки зрения выделяются 11 форм речевой патологии: 9 - устной речи и 2 - письменной. К нарушениям устной речи относятся:

 

А) Расстройства фонационного оформления речи:

 

-дисфония(афония) - нарушение голоса или отсутствие голоса;

 

-брадилалия- патологически замедленный темп речи;

 

-тахилалия- патологически убыстренный темп речи;

 

-заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

 

-дислалия- нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

 

-ринолалия- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

 

-дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

 

Б) Нарушение структурно-семантического оформления высказывания: -алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического

 

поражения речевых зон коры головного мозга;

 

-афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

 

Нарушения письменной речи представлены:

 

-дислексией (алексией) - частичное (полное) нарушение процессов чтения;

 

-дисграфией (аграфией) - частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

 

Положительным в клинико-педагогической классификации является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного

 

73


подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие с максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка.

 

Психолого-педагогическая классификация возникла в связи снеобходимостью логопедического воздействия в условиях работы с коллективом детей (группой, классом). Для этого нужно было найти общие проявления речевого дефекта при разных формах аномального развития речи

 

✓ детей. Такой подход требует построения классификации на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

 

Психолого-педагогическая классификация речевых расстройств предполагает выделение двух групп нарушений:

 

нарушения средств общения,

 

нарушения в применении средств общения.

 

первой группе относятся фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, ко второй - заикание.

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи -нарушение процессовформирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи -различные сложные речевые расстройства,при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени от отсутствия речи или лепетного ее состояния (алалия) до развернутой, но с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

 

Заикание рассматривается как нарушение коммуникативной функцииречи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и

 

74


комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

 

➢ психолого-педагогической классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия.

Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обобщения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций - внимания, памяти, воображения, вербальнологического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину речевого нарушения ребенка.

 

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на обучении и адаптации. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышают вероятность полноценного обучения ребенка в школе.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...