Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коррекционная работа при ДЦП




 

Основной цельюкоррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

• нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.

• Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома.

систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Специальное ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психологопедагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение данной категории дошкольников. Лечебно-педагогический процесс построен с учетом специфики заболевания детей и связанных с ним особенностей. Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в специальном ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:

дифференциальная диагностика;

развитие двигательных, психических, речевых функций ребенка, профилактика и коррекция их нарушений; 3) подготовка к обучению к школе.

Необходимым условием реализации этих задач является комплексныйподход к диагностике,развитию и коррекции нарушенных функций,которыйобеспечивается тесной взаимосвязью психолого-педагогических и лечебных мероприятий. Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных задач.

   С специальных ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией - необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение. В них работают специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, невропатологи. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы.

Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учительдефектолог.

Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий:

в изобразительная деятельность и конструирование,

в развитие предметной и игровой деятельности,

в развитие речи и ознакомление с окружающим,

в трудовое воспитание,

в формирование элементарных математических представлений. Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед.

Методист ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима.

Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада.

В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, школьному и трудовому обучению следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (дефектолога, логопеда, методиста ЛФК), в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми,страдающими церебральным параличом, опирается на следующие принципы:

- Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.Предусматривает учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

- Раннее начало коррекционного воздействия.Раннее выявлениепатологии развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте.

- Организация работы в рамках ведущей деятельности. При коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности: младенческий возраст (0-1год)-эмоциональное общение со взрослым; ранний возраст (1-3 года) – предметная деятельность; дошкольный возраст (3—7 лет) - игровая деятельность.

 

- Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционнопедагогической работы.

- Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка в условиях патологии, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия.

Итак, на современном этапе функционируют различные учреждения, обеспечивающие диагностику, коррекцию и развитие детей с ДЦП дошкольного возраста.

Вопросы и задания для самоконтроля.

В Каковы этиологические факторы возникновения ДЦП?

В Охарактеризуйте триаду расстройств (двигательных, психических, речевых), составляющих структуру дефекта при ДЦП.

В В чем состоит специфика коррекционной работы с дошкольниками с

ДЦП?

В Раскройте основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...