Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема интеграции ребенка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение




 

2) настоящее время не существует специальных дошкольных образовательных учреждений для детей с РДА. Чаще всего они воспитываются в массовых ДОУ или с детьми с иной патологией развития.

Период адаптации к дошкольному учреждению - обычно достаточно сложный этап в жизни любого ребенка и его семьи. В тех случаях, если у ребенка существуют трудности аффективной регуляции поведения, проблем возникает значительно больше. В связи с этим возникает вопрос: можно и нужно ли отдавать такого ребенка в дошкольное заведение? Этот вопрос каждый раз в индивидуальном порядке приходится решать специалисту, рекомендующему домашний режим воспитания или попытки ранней интеграции в сад, массовый или специальный.

 

Для решения проблемы адаптации аутичного ребенка в дошкольном учреждении необходимы совместные усилия и близких ребенка, и всех тех людей, которые находятся рядом с ним в дошкольном учреждении.

Во-первых, нужно понимать, что такому ребенку привыкать к саду надо постепенно и готовить его к этому серьезному изменению привычной жизни нужно заранее. Родители, например, могут ходить с ним на прогулку к его будущему садику, смотреть, как там гуляют и играют дети, рассказывать подробно, что там будет: как будет проходить день, какая будет воспитательница, когда его будут забирать домой. Эта тема должна проговариваться, прорисовываться с малышом.

 

86


в первое время ребенка надо приводить в сад на ограниченный срок, постепенно его наращивая. Удачный первый вариант такого дозированного посещения - момент прогулки в саду. На прогулке желательно присутствовать матери ребенка. Это очень важно не только для понимания той атмосферы, куда попадет малыш, но и для дальнейшей совместной с ним переработки впечатлений дня и поведения других детей, для эмоционального осмысливания событий.

 

Дозированность посещения дошкольного учреждения должна соблюдаться и в дальнейшем: в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения его возможных на этом фоне аффективных срывов. Вместе с тем, регулярность хождения и определенные режимные моменты, которые может выдержать такой малыш, должны соблюдаться и поддерживаться. Это создаст определенный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка и соблюдение деталей которого, проговоренных и эмоционально осмысленных вместе с близкими, будет давать малышу ощущение стабильности и комфорта.

 

От воспитателей требуется дополнительное внимание к такому ребенку: ему лишний раз, индивидуально, стоит; напомнить, что сейчас предстоит делать (сесть за стол, сходить в туалет, одеваться), и, взяв за руку, отвести туда, куда нужно. Крайне важно, чтобы хватало терпения не выдергивать его из занятия, за которым он предпочитает проводить время (например, за игрой в конструктор или складыванием паззлов), а дать ему возможность довести начатое дело до завершения. Также надо учитывать, как тяжело даются такому ребенку все бытовые навыки, и быть терпеливыми в их стимулировании и поддержке. Нужно оберегать его и в контактах с детьми: с одной стороны, заинтересовывать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, с другой - дать возможность побыть на дистанции, понаблюдать со стороны; в какие-то общие занятия можно дозированно включаться вместе с ним (держа его за руку или даже на руках), но не исключать его из общей жизни детского коллектива. При соблюдении осторожности, одновременно мягкости и настойчивости такой ребенок может хорошо удерживаться в режиме.

 

 

87




Вопросы и задания для самоконтроля.

 

В Охарактеризуйте основные симптомы раннего детского аутизма.

 

В Каковы особенности развития детей с аутизмом 1-4 групп (по классификации О.С. Никольской)?

 

В Какие принципы должны соблюдаться при организации коррекционной помощи аутичному ребенку раннего и дошкольного возраста?

 

В В чем заключаются основные трудности интеграции ребенка с аутизмом в дошкольное учреждение.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ​ДЕТЕЙ​

 

СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ

 

 

сложным дефектам детского развития относят сочетание2-х илиболее психофизических нарушений у одного ребенка. К данной категории относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталые незрячие или слабовидящие, умственно отсталые неслышащие или слабослышащие), а также дети, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения (глухие слабовидящие, слепые слабослышащие, слепоглухие), или имеется сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами.

 

В зависимости от структуры дефекта или их сочетаний выделяют несколько соответствующих групп детей:

 

С Дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной).

С Дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети.

 

88


Обычно у ребенка почти сразу после рождения устанавливают одно выраженное нарушение и только со временем обнаруживают второй или даже третий сопутствующий дефект. Это объясняется тяжестью одного, установленного с рождения нарушения и трудностью диагностирования второго. Например, установив врожденную слепоту у ребенка, врожденное нарушение слуха устанавливают только со временем, по отставанию в развитии речи. Кроме того в ряде случаев второе нарушение развития присоединяется к первому с возрастом, так как оно является прогрессирующим и проявляется не сразу. Поэтому так сложна точная диагностика сложных нарушений в раннем и дошкольном возрасте.

 

Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.

 

Можно рассматривать несколько вариантов этиологии сложного нарушения:

 

к один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);

к оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);

к каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника);

к оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;

 

к два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

 

группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения - синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% - выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом

 

89


Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха)

 

4. сочетании с умственной отсталостью.

 

В экзогенным по происхождению заболеваниям, приводящим к сложному и множественному нарушению развития, относятся различные пренатально (внутриутробно) и постнатально перенесенные заболевания. Наиболее известными из таких внутриутробных заболеваний является краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирусная инфекция и др.

 

В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины.

Нужно помнить, что при экзогенно обусловленных синдромах все симптомы, как правило, могут проявляться одновременно. При наследственно обусловленных - клинические признаки нарушений разных систем могут проявляться в разное время.

 

Нарушения развития могут проявляться различными сочетаниями, существует не менее 20 видов сложного дефекта. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений.

 

По времени наступления нарушений можновыделить детей содновременно и разновременно наступившими сложными нарушениями. Этот подход к классификации сложного нарушения у детей дошкольного возраста помогает понять неоднозначность течения многих видов сложного дефекта, возможность перехода этих детей из одной категории нарушений развития в другую и т. д. Учет времени наступления нарушений особенно важен для детей с сенсорными нарушениями: для оглохших детей является очень важным степень сформированности их речи ко времени заболевания; для ослепших - запас их зрительных впечатлений, на которые можно опереться при ориентировке в окружающем.

 

Среди многообразия проявлений сложных нарушений можно выделить основные категории детей: дети с сохранными потенциальными возможностями развития и умственно отсталые дети; дети, способные к

 

90


самостоятельной активной осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянной заботе и полном обслуживании со стороны окружающих.

 

Описанные выше подходы к классификации сложных нарушений у детей показывают многообразие вариантов таких нарушений в детстве.

 

Психическое развитие детей при двойном или тройном дефекте не является суммой особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую сложную систему нарушений. Характерным для этих детей является резкое уменьшение возможности компенсации имеющихся дефектов вследствие сложных нарушений в организме, затрагивающих различные органы и системы. Так, при глухоте восприятие ребенком окружающего мира идет через зрительные и тактильнокинетические рецепторы, при слепоте - через слуховое и осязательное восприятие, а при слепоглухоте все эти пути компенсации практически невозможны и специалистам приходится искать и разрабатывать другие возможные пути коррекции и лечения.

 

Дошкольная специальная педагогика в отношении всех детей со сложными и множественными нарушениями только складывается. Наиболее изученной категорией детей со сложным нарушением являются слепоглухие дети. Только для этой категории детей со сложным нарушением созданы программы дошкольного обучения. Широко известная школа для слепоглухих детей - Детский дом для слепоглухих в г. Сергиевом Посаде Московской области имеет дошкольное отделение, в котором слепоглухие дети воспитываются иногда даже с двухлетнего возраста.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 553.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...