Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система логопедической помощи детям с нарушениями речи




 

системе здравоохранения для детей с нарушениями речипредусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т. п., детские санатории.

 

Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования​осуществляется в следующих типах учреждений:

 

-ясли-сад для детей с нарушениями речи, -логопедический детский сад,

 

-группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа,

 

 

75


-школа для детей с нарушениями речи (1-е (для детей с ОНР, обусловленным алалией, дизартрией, ринолалией, афазией) и 2-е отделения (для детей с тяжелой формой заикания)).

-логопедические пункты при общеобразовательных школах,

 

-группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего

 

типа.

 

В логопедическом дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нарушения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста.

 

Функционируют следующие группы:

 

- для детей с общим недоразвитием речи,

- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,

- для заикающихся детей,

- для детей с нарушениями произношения отдельных звуков.

 

При этом дети с ринолалией и дизартрией могут составить отдельные группы при наличии достаточного контингента или зачисляются в I или II группу в зависимости от их речевого развития.

Дети с заиканием зачисляются в группы с 2 лет, как правило, с момента появления дефекта, сроком на один год. Дети с ОНР принимаются сроком на 2-3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития) в возрасте 3

 

3. 5 лет. Дети с ФФН принимаются на один год обучения с 5 лет, так как к этому возрасту в норме заканчивается формирование звуковой системы речи и фонематического слуха. Дети с нарушением произношения звуков (наличии 4-5 дефектных звука) зачисляются на полгода с целью их постановки и автоматизации.

 

Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи определяется специальными программами, разработанными для детей с заиканием (С.А. Миронова), детей с ФФН и ОНР (Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева). В программах предусмотрено всестороннее развитие детей, которое обеспечивается следующими разделами: «Игра», «Труд», «Физическое и музыкальное воспитание», «Развитие элементарных

 

76


математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром», «Изобразительная деятельность и конструирование», «Развитие речи».

 

Раздел «Развитие речи» является специальным, в нем отражается содержание коррекционно-предупредительной работы, направленной на устранение речевой недостаточности и вторичных проявлений дефекта. Задачи, содержание и методика этого раздела работы определяются в зависимости от специфики нарушения.

 

Так как в структуре многих речевых нарушений, как правило, выделяются два типа недостаточности - собственно нарушение речи (различных ее компонентов) и обусловленное им недоразвитие неречевых процессов обеспечивающих речевую деятельность, реабилитационная программа предусматривает два направления работы:

 

-формирование речевых компонентов (произношение, фонематическое восприятие, темпо-ритмическая организация речи и т. д.),

 

-развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения и др.

 

Конечной целью реабилитации ребенка с речевым нарушением средствами образования является полноценная подготовка к обучению в массовой школе. Опыт многолетней работы специальных ДОУ доказал их высокую эффективность. Около 80% выпускников детских дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи продолжают обучение в массовых школах, около 20% - в специальных школах для детей с нарушениями речи.

 

 



Вопросы и задания для самоконтроля.

 

6. Охарактеризуйте понятие речевого нарушения.

 

7. Назовите виды речевых нарушений, используя клиникопсихологическую классификацию.

 

8. Какие виды нарушений речи выделяются в психологопедагогической классификации?

 

9. Охарактеризуйте систему дошкольной логопедической помощи детям с нарушениями речи.

 

77


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ​ДЕТЕЙ​

 


С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

 

 

Среди детей с нарушениями развития выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства эмоционально-волевой сферы, основную массу которых составляют дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА). Частота раннего детского аутизма составляет 1-15 случаев на 10000 детей. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5 - 3-летнему возрасту.

 

Традиционно, вслед за Л. Каннером, описавшим клинический синдром раннего детского аутизма в 1943 г., его характерные черты определяются следующим образом:

Аутизм, т.е.предельное«экстремальное»одиночество ребенка,снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления зрительного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией.

Стереотипность в поведении, связаннаясо стремлением сохранитьпостоянные, привычные условия жизнедеятельности. Наблюдается также поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взхмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом: трясение, постукивание, верчение; захваченность одной темой разговора, рисования и т.д.

Специфические нарушения речевого развития (мутизм,эхолалии,

речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации.

настоящее время клинико-психологическая картина синдрома РДА характеризуется большинством авторов как полиморфная и противоречивая.

и отечественной специальной психологии признается, что основными признаками РДА являются (И.И. Мамайчук):

 

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

78


3. отгороженность от внешнего мира;

 

4. слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

 

5. неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы (обращение с живыми людьми как с неодушевленными объектами);

 

6. недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

 

7. приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по L.Kanner);

 

8. неофобии (боязнь всего нового);

 

9. однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движения (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плеч и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);

10. своеобразные речевые нарушения (мутизм, повышенный интерес к отдельным словам, фразам и т.д.).

 

В настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза, в том числе синдром Аспергера.

 

Вариант раннего детского аутизма Каннера, как правило, рано выявляется специалистами - в первые месяцы жизни или на протяжении первого года ребенка. При синдроме Каннера имеет место познавательный дефект и более тяжелый социальный прогноз. Зрительный контакт ребенок избегает. Ребенок начинает ходить раньше, чем говорить; чаще всего, речь не несет коммуникативной функции.

 

Вариант Аспергера обычно более легкий, при нем не страдает «ядро личности». Этот вариант многие авторы относят к аутистической психопатии. Особенности развития и странности поведения начинают проявляться на 2-3 году жизни ребёнка. Более четко эти особенности вырисовываются к младшему школьному возрасту. При синдроме Аспергера речь появляется раньше ходьбы. Интеллект более сохранен, социальный прогноз значительно лучше и ребёнок использует речь как средство общения. Зрительный контакт также лучше при синдроме Аспергера, хотя ребёнок и

 

79


избегает чужого взгляда. Общие и специальные способности также лучше при этом синдроме.

 

О.С. Никольской (1985 г.) предложена психологическая классификация раннего детского аутизма, согласно которой различают четыре группы детей с РДА, представляющие собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми.

 

и Полная отрешенность от происходящего.

 

и Активное отвержение.

 

и Замещение окружающей среды.

 

и Трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.

 

Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, их поведение носит полевой характер, они мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нем. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка - не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе.

 

Дети второй группы более активны и чуть мене ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в контактах с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего - речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых провоцирует бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Однако, несмотря на тяжесть различных проявлений, прогноз у этой группы лучше, чем у предыдущей. Эти дети гораздо более приспособлены к жизни, при адекватной длительной

 

80


коррекции они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения.

 

Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй группы, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Родители, как правило, жалуются не на отставание в психическом развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. Эти дети при адекватной коррекции могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе.

 

В детей четвертой группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Такой ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых. Наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции дети этой группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

 

При успешной коррекционной работе ребенок поднимается по этим своего рода ступеням социализированного взаимодействия, переходя из одной группы аутизма в другую. Точно так же при ухудшении или несоответствии образовательных условий состоянию ребенка будет происходить переход к более несоциализированным формам жизнедеятельности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 425.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...