Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения




 

5. последние годы наряду с ранней диагностикой слепоты и слабовидения особое внимание уделяется системе мероприятий по их предупреждению. Доказано, что чем раньше осуществляется надлежащее медицинское вмешательство и специальное коррекционно-воспитательное воздействие, тем оно эффективнее.

Для детей с нарушением зрения открыты дифференцированные дошкольные учреждения и дошкольные группы при детских садах и школахинтернатах:

-детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;

-детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;

-детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией.

В настоящее время существует сеть специальных дошкольных учреждений смешанного вида, куда поступают в основном дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и незначительное количество слепых детей.

Целью данных учреждений является обеспечение лечения,возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью всестороннего развития, коррекции

3. компенсации имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков, обусловленных степенью и характером зрительного дефекта.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения работают по специальной программе,построенной с учетом своеобразия развития детей иособенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрениянаправлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешное поступление в школу. Специальные программы разработаны на основе программы воспитания в общеобразовательном детском саду. Наряду с этим введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формированию предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи.

Методы обучения в дошкольных учреждениях строятся на основе общедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей.

Применение специальных методови приемов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития, предметно-практической деятельности и т.д. Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или осязательного), широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия наглядно-иллюстративного материала. Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

В результате комплексного подхода к обучению и воспитанию детей формируется деятельность ребенка и его взаимодействие с окружающей действительностью и людьми. Важное место в педагогическом процессе занимает работа по преемственности и взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебновосстановительной работы, по развитию и активизации зрения, его охране, а также укреплению общего состояния здоровья.

Коррекционная работа выступает как регулирующая иактивизирующая все психические процессы ребенка с нарушением зрения. Она строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития восстановления зрения детей на основе стимуляции всех потенциальных возможностей. Под влиянием коррекционного воздействия происходит нормализация развития ребенка с нарушением зрения и восстановление его связей с окружающей действительностью.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:

 

   В специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

-организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду

1) др.), в играх, бытовой деятельности.

Во всех видах коррекционной работы предусматривается взаимосвязь с лечебной и общеобразовательной работой.

Консультативные группы для детей с нарушениями зрения

 

Консультативные группы для детей с нарушением зрения, не посещающих дошкольные учреждения, возникли как необходимость оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей. Данные группы создаются как при государственных, так и при общественных, частных и других дошкольных учреждениях.

Комплектование групп осуществляется психолого-медикопедагогическими комиссиями. В группы зачисляются дети с момента выявления первичного дефекта (нарушения зрения). Работа с детьми осуществляется как на базе дошкольного учреждения, так и в условиях семьи.

Основными задачами консультативных группявляется:

-выявление детей с нарушением зрения, не посещающих дошкольные учреждения и нуждающихся в комплексной медико-психологопедагогической помощи;

-консультирование родителей в связи со своеобразием, особенностями психофизического развития ребенка и разработка совместно с родителями программы его обучения и воспитания;

-обучение родителей методам, средствам и приемам воспитания и обучения детей с нарушением зрения в условиях семьи;

-проведение коррекционных занятий тифлопедагогом в присутствии родителей и с их помощью в дошкольном учреждении и домашних условиях; -изучение успешности в развитии и продвижении ребенка в процессе обучения и воспитания и составление в процессе обследования индивидуальных карт динамики психофизического развития ребенка.

Таким образом, на современном этапе дошкольной дефектологии осуществляется всестороннее изучение особенностей развития детей с нарушениями зрения, происходит поиск и реализация наиболее оптимальных путей и средств коррекции имеющихся недостатков, развития потенциальных возможностей и подготовки таких детей к успешному обучению в школе.

Вопросы и задания для самоконтроля.

5) Какие факторы обусловливают возникновение нарушений зрения в детском возрасте?

6) Охарактеризуйте виды нарушений зрения.

7) Назовите основные принципы коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ​ДЕТЕЙ​ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Опо​рно​-дви​гательный​ аппара​т​ -костно-мышечная система,единыйкомплекс, состоящий из костей, суставов, связок, мышц, их нервных образований, обеспечивающий опору тела и передвижение человека или животного в пространстве, а также движения отдельных частей тела и органов (головы, конечностей и др.).

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям. К этой категории относятся дети с детскими церебральными параличами, с последствиями полиомиелита, прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.), с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость, артрогрипоз и др.).

Самым распространенным заболеванием в области нарушений функций опорно-двигательного аппарата считается детский церебральный паралич (ДЦП). Им страдают около 90% всех детей с нарушениями двигательной сферы.

Детский            церебральный паралич  -    собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга.

Причинами ДЦП в период внутриутробного развития ребенка (пренатальный период) могут быть: инфекционные заболевания матери во время беременности; интоксикации; ушибы и травмы; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности; внутриутробная гипоксия или асфиксия плода и др.

Причинами ДЦП в период родов являются в основном родовые травмы, в том числе и акушерские. В таких случаях непосредственными причинами ДЦП являются кровоизлияния в мозг, асфиксия новорожденного и др.

Причинами ДЦП в период первого года жизни (ранний постнатальный период) могут быть нейроинфекции; травмы и др.

Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается сочетанию поражений мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Среди предрасполагающих факторов наиболее часто называют недоношенность и переношенность, эндокринные и сердечно-сосудистые заболевания матери. При ДЦП в первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом.

Нарушения при детском церебральном параличе характеризуются сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых. Ведущими в клинической картине детских церебральных параличей являются двигательные нарушения. Структуру двигательного дефекта составляют параличи и парезы, нарушение мышечного тонуса, наличие патологических рефлексов, синкинезии, нарушение равновесия и координации движений, нарушение ощущения движений (кинестезии), насильственные движения (гиперкинезы, тремор).

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом могут иметь различную степень выраженности: от легкой до тяжелой. Не существует четкой взаимосвязи   между     выраженностью двигательных и психических нарушений у детей с ДЦП. Так, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием психических функций. Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Важную роль в генезе психических нарушений помимо органических повреждений мозга играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

Третья группа нарушений при ДЦП - это речевые расстройства. Основная масса детей с ДЦП страдают разнообразными формами дизартрии (нарушениями звукопроизношения, обусловленными органической недостаточностью иннервации речевого аппарата), у части детей речевые расстройства выражены алалией (отсутствием или системным недоразвитием речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга). Практически все дети страдают дислексией (нарушением чтения) и дисграфией (нарушением письма).

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих церебральными параличами, чрезвычайно разнообразна. В связи с этим в специальной литературе представлены разные варианты классификации этого нарушения.В зависимости от локализации нарушенияразличают 4 вида церебрального паралича:

•тетраплегия - общее поражение всех четырех конечностей;

•диплегия (параплегия) - поражение либо верхних, либо нижних конечностей;

•гемиплегия - поражение либо правой, либо левой половины тела;

•моноплегия - редко встречающееся поражение одной конечности.

Наиболее распространенной в нашей стране является классификация К.А. Семеновой (1974), которая учитывает все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания: двигательные, речевые и психические, а также дает возможность прогнозировать течение заболевания. Согласно этой классификации выделяют следующие формы ДЦП.

✓ Спастическая диплегия.

✓ Двойная гемиплегия.

✓ Гиперкинетическая форма.

✓ Атонически-астатическая форма.

✓ Гемипаретическая форма.

Спастическая диплегия (болезнь Литтля) -тетрапарез,при которомхарактерны двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях, причем больше страдают ноги. Эти расстройства обнаруживаются у детей уже в первые месяцы жизни ребенка. Так как при этом нарушении меньше страдают руки, то такие дети могут обслужить себя, овладеть письмом и рядом трудовых навыков. Нарушения интеллектуального развития часто незначительны, и многие из таких детей могут обучаться в массовой школе.

Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями вовсех конечностях, причем в руках больше, чем в ногах. Дети не сидят и не ходят. Двойная гемиплегия - наиболее тяжелая форма детского паралича и диагностируется уже в период новорожденности. Интеллектуальное развитие таких детей на уровне олигофрении в степени тяжелой дебильности, имбецильности и даже идиотии.

Атонически-астатическая форма характеризуется парезами,выраженной мышечной недостаточностью, мозжечковыми расстройствими. Дети долго не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить. Только при систематическом лечении к 3-5 годам дети овладевают возможностью произвольных движений. В половине случаев имеется олигофрения в степени дебильности и имбецильности.

Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественнымпоражением подкорковых образований. Гиперкинезы - непроизвольные чрезмерные движения, которые сочетаются с параличами и парезами или могут выступать как самостоятельный вид расстройств. Они появляются после первого года жизни. Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах, однако тяжелые двигательные и речевые нарушения затрудняют развитие ребенка, его обучение и социальную адаптацию.

Гемипаретическая форма -парезы одной стороны тела,тяжелее вверхней конечности. У 25-35% детей наблюдается олигофрения.

Смешанная форма ДЦП - наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, при которой сочетаются все перечисленные выше формы.

Наряду с лечебной помощью дети с ДЦП нуждаются в социальной, в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Отечественные ученые Л. А. Данилова, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова др. обосновали необходимость специального обучения и воспитания детей с церебральным параличом, начиная с первых месяцев жизни. Они раскрыли задачи, содержание и методы коррекционной работы в младенческом, раннем дошкольном возрасте и доказали ее высокую эффективность при условии раннего начала и адекватности коррекционного воздействия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...