Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условиях семьи под руководством специалиста




 

Большинство специальных дошкольных учреждений является учреждениями интернатного типа (с недельным или даже с круглогодичным пребыванием ребенка), что связано с относительно небольшим количеством детей со стойкими нарушениями слуха и с географическими и экономическими особенностями нашей страны. При всем положительном, что несет с собой для общего развития ребенка его воспитание в специальном дошкольном учреждении, следует выделить и негативные последствия этого:

-отрыв от семьи;

-постоянное нахождение среди плохо говорящих детей;

-невозможность комплектования группы детьми, примерно с равным слухоречевым уровнем развития (проигрывают слабослышащие дети со средней и легкой тугоухостью, попадающие в неадекватную для них речевую среду - в группы еще не говорящих детей).

Альтернативой обучению ребенка в специальном дошкольном учреждении является его воспитание дома, при котором коррекционная работа ведется главным образом родителями под руководством учителядефектолога. Дети, воспитывающиеся дома, могут получать коррекционную помощь:

7. в сурдологических кабинетах системы здравоохранения по месту жительства; в стационарах при лоротделениях крупных больниц по месту жительства;

8. в группах кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах, педагогических факультетах вузов.

сурдологических кабинетах, стационарах, группах кратковременного пребывания проводятся:

коррекционные занятия с детьми;

обучение родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи;

оказание родителям психотерапевтической помощи.

Занятия в сурдологических кабинетах и группах кратковременного пребывания проводятся при обязательном присутствии родителей.

Педагог группы кратковременного пребывания 2-3 раза в год посещает детей дома (ребенка первого года жизни - ежемесячно), а также бывает в общеобразовательных учреждениях, где воспитываются неслышащие дети, с которыми он проводит коррекционные занятия. В ходе этих посещений педагог помогает рационально организовать их воспитание и обучение дома и в массовом дошкольном учреждении. В целом группы кратковременного пребывания имеют большие возможности в организации коррекционной помощи, чем сурдологические кабинеты и стационары. В настоящее время создается также множество медико-психологопедагогических, психолого-педагогических и социальных центров, центров диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции разной ведомственной принадлежности. Они работают и как государственные, и как негосударственные учреждения и обычно создаются для оказания помощи детям с различными отклонениями в развитии, в том числе с нарушениями слуха. Функционируют также центры, которые ориентированы на работу с глухими и слабослышащими детьми, центры при обществах глухих, создающиеся в основном родителями.

Интегрированное и инклюзивное воспитание и обучение детей с нарушениями слуха

Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Закономерным этапом ее развития является поиск моделей интегрированного (совместного со слышащими) воспитания и обучения.

Наибольшими возможностями для организации интегрированного обучения обладают дошкольные учреждения комбинированного вида, в составе которых есть как общеобразовательные, так и специальные группы.

   В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию неслышащих детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции, т. е. одну из моделей:

и временная интеграция,при которой все воспитанники специальнойгруппы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;

и частичная интеграция,при которой дети,еще не способные наравне сослышащими сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются по 1-2 человека лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы;

и комбинированная интеграция,при которой дети с уровнемпсихофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1-2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителядефектолога специальной группы.

Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает педагогам массовых групп в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе слышащих сверстников.

При полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается

2. массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду. Он выполняет все требования педагога наравне со слышащими товарищами по группе практически без скидок на дефект слуха. Полная интеграция может быть рекомендована слабослышащему или глухому дошкольнику с уровнем психофизического и речевого развития, равным возрастной норме или близким к ней, внятно (понятно для окружающих) говорящему, хорошо понимающему устную речь взрослых и детей и психологически готовому к обучению в среде слышащих. Все эти дети (обычно это один ребенок в детском саду) тоже нуждаются в систематической коррекционной помощи учителя-дефектолога, которую они могут получить в сурдологическом кабинете или группе кратковременного пребывания специального дошкольного учреждения.

Общение со слышащими детьми способствует закреплению речевых умений дошкольников с нарушенным слухом, отмечается значительная активизация их устной речи.

Итак, в настоящее время создана достаточно гибкая система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Она предусматривает их воспитание и обучение в условиях: специальных дошкольных учреждений и групп (в том числе и в разнообразных реабилитационных центрах), сурдологических кабинетов, лорстационара и групп кратковременного пребывания, интеграции в среду нормально слышащих детей.

Вопросы и задания для самоконтроля.

4. Каковы причины нарушения слуха у детей?

5. Охарактеризуйте основные особенности развития глухих, позднооглохших и слабослышащих детей.

6. Определите основные задачи воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ​ДЕТЕЙ​ С НАРУШЕНИЯМИ

ЗРЕНИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 932.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...