Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организация коррекционной помощидошкольникам с нарушениями слуха
Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в учреждениях министерств здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при лор-отделениях крупных больниц) и образования. Для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста существуют различные образовательные учреждения. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (введено в действие с 01.05.2012г.). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: 1. Детский сад компенсирующего вида для глухих и/или для слабослышащих детей. В Детские сады комбинированного вида, в состав которых, наряду с группами для слышащих детей, входят и компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида и компенсирующие группы детского сада комбинированного вида принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5-2 лет. 2. Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. В дошкольные отделения (группы) могут приниматься дети с 2-3-х летнего возраста при наличии условий для их воспитания. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки - в 5-6 лет. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку детей к обучению в I классе школы для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. 3. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей. В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также начальные классы или все классы (с первого по 10 - 12 классы) школы для слабослышащих или для глухих детей. Задачи и принципы воспитания и обучения Дошкольников с нарушениями слуха
Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся недостатков. Реализация этой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие дошкольников. Это требует длительной систематической работы, ориентированной на обогащение общего развития, приобщение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии дошкольников с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и представлена в различных разделах программы: 5. физическое воспитание, -игра, 6. труд, - изобразительная деятельность и конструирование, - ознакомление с окружающим миром, - развитие речи, - развитие слухового восприятия и обучение произношению, - формирование элементарных математических представлений, - музыкальное воспитание. Каждый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в совокупности они обеспечивают решение общеразвивающих задач. Направленность обучения на преодоление специфических недостатков, обусловленных снижением слуха, делает особо важной постановку коррекционной задачи.Вся система работы дошкольного учреждениянаправлена в первую очередь на коррекцию вторичных отклонений - развитие речи и общения. Поэтому формирование речи как средства общения является одной из ведущих задач в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях. Важными компонентами этой системы является развитие слухового восприятия и обучение произношению детей со сниженным слухом. Эта работа проводится на специальных занятиях, а также включается во все разделы программы. Помимо формирования речи, обучения произношению, развития слухового восприятия, в дошкольных учреждениях решаются и другие коррекционные задачи, например, связанные с наличием особенностей в развитии познавательной деятельности и т.д. Решение коррекционных задач наряду с общеразвивающими должно обеспечить полноценное развитие дошкольника со сниженным слухом и его готовность к школьному обучению. Воспитание и обучение дошкольников с нарушенным слухом строится на следующей системе дидактических принципов: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Помимо общедидактических принципов, выделяются специфические принципы,отражающие особенности развития дошкольников с недостатками слуха, содержание и методы работы с ними. К ним относятся: 7. Генетический принцип,основанный на учете последовательностивозникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе. 8. Принцип развивающего обучения. Связан с необходимостью не толькопреодоления отставания и нормализацией развития, но и его обогащением (амплификацией). 9. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения. В содержании обучения выделяются специфические разделы, несущие основную коррекционную нагрузку: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению. 10. Деятельностный принцип. Процесс развития и воспитания ребенкараннего и дошкольного возраста связан с предметной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, элементарным трудом. 11. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию и обучению. Предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. В соответствии с этим принципом проводится дифференцированное воспитание глухих и слабослышащих. В воспитании и обучении детей этих двух категорий используются разные программы, в которых определены дифференцированные требования по различным разделам, прежде всего по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению. 3. Принцип формирования речи как средства общения.Этот принципсвязан с необходимостью формирования у детей потребности в речевом общении, в овладении необходимыми для этого речевыми средствами, создании слухоречевой среды, обеспечивающей возможности речевой практики в семье, в дошкольном учреждении. 4. Принцип развития слухового восприятия предполагаетмаксимальноеразвитие остаточного слуха в процессе активного использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования.
Воспитаниеи обучение ребенка с нарушением слуха в |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 242. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |