Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды нарушений слуха и их причины




 

Слух -функция организма человека и животных,обеспечивающаявосприятие звуковых колебаний. Эта функция реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора.

Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

1. Глухие (неслашащие) дети с полным отсутствием слуха,который неможет использоваться для накопления речевого запаса.

2. Слабослышащие –дети с частичной слуховой недостаточностью,затрудняющей речевое развитие.

Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота; если среднее ухо, то чаще наблюдается частичная потеря слуха.

Нарушение слуховой функции чаще всего происходит в раннем детстве. Исследования Л.В. Неймана (1959) свидетельствуют о том, что в 70% случаев потеря слуха возникает в возрасте до двух-трех лет. В последующие годы жизни число случаев потери слуха уменьшается.

Стойкое необратимое снижение слуха может быть вызвано разными причинами.​Так к факторам риска тугоухости и глухоты относятся:

- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз),

-токсикозы беременности,

 -асфиксия новорожденного,

 -внутричерепная родовая травма,

-резус-конфликт,

-недоношенность,

-переношенность (гестационный возраст более 40 недель),

-применение препаратов с ототоксическим действием (антибиотиков: стрептомицина, мономицина, канамицина, гентамицина, амикацина и др., фуросемида, аспирина, хинина), назначаемых ребенку или матери во время беременности,

-наследственные заболевания в семье, сопровождающиеся поражением слухового анализатора,

-детские инфекции (паратит, скарлатина, корь и др.),

 -острые и хронические средние отиты,

-черепно-мозговая травма и др.

   В настоящее время проблеме ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с нарушениями слуха уделяется большое внимание. Государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха предусматривает:

• в роддомах - выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости и глухоте;

• в детских поликлиниках по месту жительства - обследование слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и 6 месяцев по скрининг-методике;

• в сурдологических кабинетах - проведение комплексного медикопедагогического обследования с целью установления диагноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации дальнейшей коррекционной помощи.

        Важное значение для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуха, для своевременной диагностики и организации их обучения и воспитания имеет классификация нарушений слуха.

   В нашей стране наибольшее распространение получила медицинская классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В. Нейманом (1961). При потере слуха более 80 дБ наступает глухота, при частичном нарушении (тугоухости) отмечается потеря от 15 до 80 дБ. Принято различать три степени тугоухости:

1) первая (I) степень тугоухости - потеря слуха в речевом диапазоне не превышает 50 дБ (возможно восприятие речи на расстоянии более 1 м);

3) вторая (II) степень тугоухости - потеря слуха в речевом диапазоне от 50 до 70 дБ (речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии менее 1м);

4) третья (III) степень тугоухости - потеря слуха в речевом диапазоне превышает 70 дБ (речь разговорной громкости плохо различается даже у самого уха).

Педагогические классификации направлены на обоснование различныхподходов к обучению детей с нарушениями слуха. В отечественной дефектологии наибольшее применение находит психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис. В ее основе лежат критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха:

- степень потери слуха;

- время возникновения нарушения слуха; - уровень развития речи.

   В соответствии с названными критериями выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха.

Первая – ранооглохшие дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.

Вторая - позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» - те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи.

Третья - дети с частичной потерей слуха - слабослышащие (тугоухие).

   В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха.

Психолого-педагогическая характеристика

Детей с нарушениями слуха

 

Слух имеет важное значение для развития человека. Ранняя глухота значительно ограничивает возможность овладения речью. При этом обычно не наблюдается органических нарушений речи, они носят вторичный характер и при адекватной коррекции компенсируются. Тем не менее, ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не может самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов, не может контролировать собственное произношение. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения устной речью и всей сложной системой языка. А поскольку речь лежит в основе развития других познавательных процессов, то ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность, ограничивает возможности обучения и познания окружающего мира ребенком. Глубокие нарушения слуха и речи приводят также к социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено.

   С целью обучения и формирования контакта с окружающими глухой ребенок вынужден прибегать к жестам и выразительной мимике. В результате формируется мимико-жестовая речь. Особенностью мимикожестовой речи является многословность (одному слову соответствуют несколько жестов) и многозначность (одному жесту соответствует много значений).

У глухих детей формируется дактильная речь, построенная на движении пальцев руки в воздухе. При этом дактильная азбука основана на обычном алфавите и содержит 32 знака.

Для общения используется также чтение с губ. Обратная связь речи осуществляется не за счет слуха, а с помощью кинестетической чувствительности.

Позднооглохшие дети,потеряв слух,но сохранив речь,имеютопределенные преимущества в психическом развитии по сравнению с врожденно глухими или ранооглохшими. На степень сохранности речи этих детей влияет ряд факторов: время наступления глухоты, условия роста и развития ребенка, уровень остаточного слуха, качество работы по развитию речи ребенка.

Без специального воспитания дети, потерявшие слух в возрасте 4-5 лет, поступлению в школу оказываются практически без устной речи, сохранив лишь небольшой, искаженно произносимый запас слов. Глухота, возникшая на более позднем этапе развития, не нарушает словарный запас, особенно при уже сформировавшихся навыках письма и чтения.

Развитие мышления у таких детей в большей степени сходно с его развитием у слышащих, чем у ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений.

Слабослышащие в отличие от глухих детей обладают остаточнымслухом, который могут эффективно использовать в процессе обучения и для общения с окружающими. Невыраженные степени тугоухости не всегда своевременно замечаются окружающими. Речевые затруднения ребенка могут восприниматься как рассеянность или как результат некоторых нарушений внимания, а также нарушений интеллекта. Несформированность речевой функции к 4-5 годам создает негативные условия для дальнейшего речевого и психического развития. Возникновение тугоухости после формирования речи не ограничивает ее дальнейшее развитие, несмотря на умеренные недостатки произношения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...