Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политические режимы: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Политический режим РФ




 

Под политическим режимом обычно понимают способ функ­ционирования политической сферы общества. Политический режим – это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике. Политический ре­жим формируется в результате взаимодействия всех компонен­тов, которые принадлежат к политической системе общества, то есть государства, политических партий и движений, политиче­ских институтов и т.д.

Выделяют три типа политических режимов: демократичес­кий, авторитарный и тоталитарный.Авторитарный и тотали­тарный режимы также объединяют в группу недемократических режимов. Основанием для выделения каждого из них служит сте­пень свобод, которые допускаются властью.

1. Демократический режим характеризуется большой сте­пенью политических свобод, плюрализмом в политической, иде­ологической и экономической сферах, а также высокой степенью обратной связи между гражданами и властью.

Любой демократический режим имеет ряд обязательных при­знаков, без которых он не может считаться демократическим. Во-первых, демократия предполагает, что основным источником власти является народ. Этот признак называют также суверени­тетом народа. В настоящее время полный суверенитет народа, который возможен только при прямой демократии и заключает­ся в том, что народ выражает свою волю непосредственно, напря­мую, не встречается. Отчасти это связано с тем, что современные государства, в отличие от античных полисов, крайне многочис­ленны и обладают очень сложной структурой. Поэтому современ­ные демократические государства основаны на принципе пред­ставительной демократии, при которой воля народа выражается через избранных им представителей.

Фактически можно говорить о значительных отклонениях от этого принципа. Так, слабым местом современной демократии яв­ляется принцип свободного депутатского мандата, в соответствии с которым депутат не зависит от своих избирателей; в частности, депутат не может быть отозван избирателями – например, в том случае, если он в недостаточной степени защищает их права.

Кроме того, любой демократический режим предполагает равенство граждан в их правах. Конечно, это равенство с определенной точки зрения относительно, однако можно смело утверж­дать, что в современных демократических государствах основные свободы гарантированы для любого гражданина.

Современные демократические государства живут в соответ­ствии с принципами либерализма. В политической сфере эти прин­ципы проявляются в гарантированности прав и свобод граждан, в многопартийности (политическом плюрализме), в принципе раз­деления властей, в возможности открыто критиковать власть. В экономической сфере принципы либерализма реализуются в не­прикосновенности частной собственности; в свободе предприни­мательства, конкуренции и невмешательстве государства в эко­номическую жизнь.

Наконец, для демократических режимов характерен принцип большинства. При помощи этого принципа в современном демок­ратическом обществе обосновывается принятие тех или иных ре­шений. Принцип большинства, конечно, имеет свои недостатки, поскольку часто исключает возможность учета мнения меньшин­ства. Однако принцип большинства позволяет в наибольшей сте­пени следовать принципу суверенитета народа, и благодаря ему власть получает мощную обратную связь.

2. Авторитарный режим, в отличие от демократического ре­жима, характеризуется низкой степенью свободы в политичес­кой и идеологической сферах. Однако с демократическим режи­мом его объединяет высокая степень свободы в экономической сфере, а также во всех неполитических областях жизни обще­ства. Примером авторитарного режима могут служить хунты (как гражданские, так и военные).

Для авторитарных режимов свойственны ограничения в сфе­ре политической жизни. Как правило, это заключается в том, что политическая оппозиция при таких режимах существует, но на­ходится в неблагоприятных условиях, а иногда даже подвергает­ся давлению со стороны власти.

Что касается обратной связи, идущей от общества к власти, то здесь нужно указать на два важных признака. Во-первых, в авто­ритарных государствах деятельность средств массовой информа­ции весьма ограничена, а потому открытое выражение мнения народа через них оказывается частично заблокированным или даже вообще невозможным.

Во-вторых, в государствах с авторитарным режимом в силу высокой централизованности власти большую роль играет бюрок­ратия. Это приводит к тому, что обратная связь между обществом и развита слабо или вообще отсутствует, а все реше­ния, принимаемые властью, проводятся в жизнь силовым путем.

3. Для тоталитарного режима свойственно отсутствие у граж­дан права совершать политический выбор, отсутствие политиче­ского, идеологического и экономического плюрализма и невоз­можность оказывать воздействие на власть (то есть слабость об­ратной связи между народом и властью).

 В тоталитарном государстве власть осуществляет полный кон­троль над всеми сферами жизни, а не только в политической сфе­ре. Такой контроль называют также "тотальным", и от этого сло­ва было образовано название данного режима. При этом особо жесткие формы контроль государства получает в политической и идеологической сферах, когда любое проявление минимальной оппозиционности строго карается. Для тоталитарных государств характерно также высокое развитие массового террора и аппара­та принуждения. Наконец, тоталитарные режимы изолируются от остального мира.

 Тоталитарные режимы существовали во все времена, однако в XX веке они претерпели существенные изменения. Если раньше тоталитарные режимы существовали лишь на протяжении жиз­ни диктатора, то есть держались исключительно на его воле и воле его сторонников, то в XX веке, во многом по причине разви­тия средств массовой коммуникации и техники, при помощи ко­торых стало возможным воздействовать на сознание людей и осу­ществлять слежку, тоталитарные режимы стали более стабиль­ными, а их существование – более длительным.

Примером тоталитарного общества могут служить нацистская Германия и Советский Союз в 1930-1940 годы. Конечно, у них было много различий. В частности, в их основе лежали разные идеи: в Германии это была национальная идея, в Советском Со­юзе – идея коммунистическая. Но, несмотря на различия между этими двумя системами, у них есть много общего. В частности, государственная власть в них имела абсолютное значение, госу­дарство контролировало все сферы жизни общества, а любые про­явления идеологического плюрализма преследовались.

 

Политический режим современной России

 

В настоящее время, как считают многие политологи, в России установилась посттоталитарная, или посткоммунистическая, де­мократия, которая существенно отличается от развитой демокра­тии США и стран Западной Европы. Существуют и другие оцен­ки политического режима современной России, но о них мы ска­жем несколько позже.

И действительно, с одной стороны, множество особенностей современной жизни указывают на то, что мы живем в демократи­ческом обществе. Прежде всего, это тот факт, что в постсоветской России еще ни одни крупные выборы не были отменены или пе­ренесены. Кроме того, совершенно очевидно, что в российской политической жизни большую роль играет мнение как левой, так и правой оппозиции. Наконец, в России действует демократиче­ская Конституция.

Однако в то же время существует целый ряд признаков, кото­рые указывают на то, что российская демократия еще не являет­ся зрелой, развитой демократией:

1) российская Конституция в настоящий момент не является
реально действующим законодательным актом, а носит скорее
программный характер, то есть указывает на те черты политического режима, которые еще только должны быть установлены.

В Конституции, например, закреплен принцип разделения властей, который является обязательным признаком любого под­линно демократического режима. Однако реальная практика го­сударства, к сожалению, не соответствует этому принципу в пол­ной мере;

2) в России еще очень слабым и неразвитым является гражданское общество. Политическая культура населения настолько низка, что обычные граждане еще не могут оказывать должного воздействия на власть. А это приводит к тому, что государственные органы оказываются в целом неподконтрольными.

 



Вопросы и задания

1. Что такое политика?

2. Как на протяжении истории изменялось понятие политики?

3. Как в настоящее время рассматривают политику? Как называется наука о политике? Когда она появилась?

4. Что такое власть?

5. Какие типы власти вы знаете?

6. Что такое государственная власть? В чем состоит ее специфика? Какими средствами она обладает?

7. В чем заключается принцип единства власти?

8. Что такое принцип разделения властей? В чем его сущность? Когда возникла эта идея?

9. Что такое политический режим?

10. Какие типы политических режимов вы знаете?

11. Охарактеризуйте политический режим современной России. С какими проблемами, с вашей точки зрения, Россия сталкивается при построении нового политического режима?

12. Политическую власть осуществляет: а) корпорация; б) правительство; в) банк; г) адвокатура.

13. К задачам политической власти относится: а) освоение новых технологий; б) регулирование общественных отношений; в) работа в частной юридической фирме; в) разработка новых компьютерных программ.

14. Одной из черт демократического режима является: а) наличие одной партии, сросшейся с государством; б) стремление государства регламентировать частную жизнь граждан; в) гарантированность законами прав и свобод человека; г) отсутствие законных гарантий прав меньшинств.

15. Каким признаком характеризуется тоталитарное государство? а) развитая система законов, защищающих права личности; б) свободное формирование политических партий и движений; в) полномочия главы государства не ограничены; г) разделение государственных властей.

16. В демократическом государстве в отличие от тоталитарного: а) деятельность главы государства и должностных лиц ограничена законами; б) оппозиция подавляется насильственными методами; в) судьи находятся в подчинении исполнительных органов власти; г) деятельность высших должностных лиц имеет закрытый для общества характер.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 467.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...