Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политические режимы: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Политический режим РФ
Под политическим режимом обычно понимают способ функционирования политической сферы общества. Политический режим – это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике. Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, то есть государства, политических партий и движений, политических институтов и т.д. Выделяют три типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный.Авторитарный и тоталитарный режимы также объединяют в группу недемократических режимов. Основанием для выделения каждого из них служит степень свобод, которые допускаются властью. 1. Демократический режим характеризуется большой степенью политических свобод, плюрализмом в политической, идеологической и экономической сферах, а также высокой степенью обратной связи между гражданами и властью. Любой демократический режим имеет ряд обязательных признаков, без которых он не может считаться демократическим. Во-первых, демократия предполагает, что основным источником власти является народ. Этот признак называют также суверенитетом народа. В настоящее время полный суверенитет народа, который возможен только при прямой демократии и заключается в том, что народ выражает свою волю непосредственно, напрямую, не встречается. Отчасти это связано с тем, что современные государства, в отличие от античных полисов, крайне многочисленны и обладают очень сложной структурой. Поэтому современные демократические государства основаны на принципе представительной демократии, при которой воля народа выражается через избранных им представителей. Фактически можно говорить о значительных отклонениях от этого принципа. Так, слабым местом современной демократии является принцип свободного депутатского мандата, в соответствии с которым депутат не зависит от своих избирателей; в частности, депутат не может быть отозван избирателями – например, в том случае, если он в недостаточной степени защищает их права. Кроме того, любой демократический режим предполагает равенство граждан в их правах. Конечно, это равенство с определенной точки зрения относительно, однако можно смело утверждать, что в современных демократических государствах основные свободы гарантированы для любого гражданина. Современные демократические государства живут в соответствии с принципами либерализма. В политической сфере эти принципы проявляются в гарантированности прав и свобод граждан, в многопартийности (политическом плюрализме), в принципе разделения властей, в возможности открыто критиковать власть. В экономической сфере принципы либерализма реализуются в неприкосновенности частной собственности; в свободе предпринимательства, конкуренции и невмешательстве государства в экономическую жизнь. Наконец, для демократических режимов характерен принцип большинства. При помощи этого принципа в современном демократическом обществе обосновывается принятие тех или иных решений. Принцип большинства, конечно, имеет свои недостатки, поскольку часто исключает возможность учета мнения меньшинства. Однако принцип большинства позволяет в наибольшей степени следовать принципу суверенитета народа, и благодаря ему власть получает мощную обратную связь. 2. Авторитарный режим, в отличие от демократического режима, характеризуется низкой степенью свободы в политической и идеологической сферах. Однако с демократическим режимом его объединяет высокая степень свободы в экономической сфере, а также во всех неполитических областях жизни общества. Примером авторитарного режима могут служить хунты (как гражданские, так и военные). Для авторитарных режимов свойственны ограничения в сфере политической жизни. Как правило, это заключается в том, что политическая оппозиция при таких режимах существует, но находится в неблагоприятных условиях, а иногда даже подвергается давлению со стороны власти. Что касается обратной связи, идущей от общества к власти, то здесь нужно указать на два важных признака. Во-первых, в авторитарных государствах деятельность средств массовой информации весьма ограничена, а потому открытое выражение мнения народа через них оказывается частично заблокированным или даже вообще невозможным. Во-вторых, в государствах с авторитарным режимом в силу высокой централизованности власти большую роль играет бюрократия. Это приводит к тому, что обратная связь между обществом и развита слабо или вообще отсутствует, а все решения, принимаемые властью, проводятся в жизнь силовым путем. 3. Для тоталитарного режима свойственно отсутствие у граждан права совершать политический выбор, отсутствие политического, идеологического и экономического плюрализма и невозможность оказывать воздействие на власть (то есть слабость обратной связи между народом и властью). В тоталитарном государстве власть осуществляет полный контроль над всеми сферами жизни, а не только в политической сфере. Такой контроль называют также "тотальным", и от этого слова было образовано название данного режима. При этом особо жесткие формы контроль государства получает в политической и идеологической сферах, когда любое проявление минимальной оппозиционности строго карается. Для тоталитарных государств характерно также высокое развитие массового террора и аппарата принуждения. Наконец, тоталитарные режимы изолируются от остального мира. Тоталитарные режимы существовали во все времена, однако в XX веке они претерпели существенные изменения. Если раньше тоталитарные режимы существовали лишь на протяжении жизни диктатора, то есть держались исключительно на его воле и воле его сторонников, то в XX веке, во многом по причине развития средств массовой коммуникации и техники, при помощи которых стало возможным воздействовать на сознание людей и осуществлять слежку, тоталитарные режимы стали более стабильными, а их существование – более длительным. Примером тоталитарного общества могут служить нацистская Германия и Советский Союз в 1930-1940 годы. Конечно, у них было много различий. В частности, в их основе лежали разные идеи: в Германии это была национальная идея, в Советском Союзе – идея коммунистическая. Но, несмотря на различия между этими двумя системами, у них есть много общего. В частности, государственная власть в них имела абсолютное значение, государство контролировало все сферы жизни общества, а любые проявления идеологического плюрализма преследовались.
Политический режим современной России
В настоящее время, как считают многие политологи, в России установилась посттоталитарная, или посткоммунистическая, демократия, которая существенно отличается от развитой демократии США и стран Западной Европы. Существуют и другие оценки политического режима современной России, но о них мы скажем несколько позже. И действительно, с одной стороны, множество особенностей современной жизни указывают на то, что мы живем в демократическом обществе. Прежде всего, это тот факт, что в постсоветской России еще ни одни крупные выборы не были отменены или перенесены. Кроме того, совершенно очевидно, что в российской политической жизни большую роль играет мнение как левой, так и правой оппозиции. Наконец, в России действует демократическая Конституция. Однако в то же время существует целый ряд признаков, которые указывают на то, что российская демократия еще не является зрелой, развитой демократией: 1) российская Конституция в настоящий момент не является В Конституции, например, закреплен принцип разделения властей, который является обязательным признаком любого подлинно демократического режима. Однако реальная практика государства, к сожалению, не соответствует этому принципу в полной мере; 2) в России еще очень слабым и неразвитым является гражданское общество. Политическая культура населения настолько низка, что обычные граждане еще не могут оказывать должного воздействия на власть. А это приводит к тому, что государственные органы оказываются в целом неподконтрольными.
Вопросы и задания 1. Что такое политика? 2. Как на протяжении истории изменялось понятие политики? 3. Как в настоящее время рассматривают политику? Как называется наука о политике? Когда она появилась? 4. Что такое власть? 5. Какие типы власти вы знаете? 6. Что такое государственная власть? В чем состоит ее специфика? Какими средствами она обладает? 7. В чем заключается принцип единства власти? 8. Что такое принцип разделения властей? В чем его сущность? Когда возникла эта идея? 9. Что такое политический режим? 10. Какие типы политических режимов вы знаете? 11. Охарактеризуйте политический режим современной России. С какими проблемами, с вашей точки зрения, Россия сталкивается при построении нового политического режима? 12. Политическую власть осуществляет: а) корпорация; б) правительство; в) банк; г) адвокатура. 13. К задачам политической власти относится: а) освоение новых технологий; б) регулирование общественных отношений; в) работа в частной юридической фирме; в) разработка новых компьютерных программ. 14. Одной из черт демократического режима является: а) наличие одной партии, сросшейся с государством; б) стремление государства регламентировать частную жизнь граждан; в) гарантированность законами прав и свобод человека; г) отсутствие законных гарантий прав меньшинств. 15. Каким признаком характеризуется тоталитарное государство? а) развитая система законов, защищающих права личности; б) свободное формирование политических партий и движений; в) полномочия главы государства не ограничены; г) разделение государственных властей. 16. В демократическом государстве в отличие от тоталитарного: а) деятельность главы государства и должностных лиц ограничена законами; б) оппозиция подавляется насильственными методами; в) судьи находятся в подчинении исполнительных органов власти; г) деятельность высших должностных лиц имеет закрытый для общества характер. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 467. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |