Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие политической системы




Политическая система общества – совокупность государствен­ных, общественных и партийных органов, которые участвуют в политической жизни общества, то есть имеют отношение к влас­ти или ее распределению.

Структурные элементы политической системы общества мо­гут быть разделены на ряд групп в зависимости от того, в какой степени они вовлечены в политическую активность. Можно вы­делить:

• собственно политические органы и организации. К этой группе относятся государство, а также политические партии и движения. Общим признаком собственно политических субъек­тов является непосредственная связь с политикой и политичес­кой жизнью. Их существование в значительной степени оправда­но именно политическими целями.

Государство участвует в политической жизни естественным образом; в определенном смысле это главный и даже наиболее влиятельный субъект политической жизни, поскольку именно государство определяет правила, по которым протекает полити­ческая жизнь, и отвечает за соблюдение этих правил; кроме того, именно за государством, в конечном счете, остается последнее сло­во при изменении этих правил. Так, например, противостояние советскому строю могло продолжаться очень долго и, в конечном счете не приводить ни к какому результату, если бы в руковод­стве страны не оказалось людей, разделявших демократические взгляды.

Что касается политических партий, то они являются собствен­но политическими участниками в несколько ином смысле. Поли­тические партии и движения создаются определенными группа­ми внутри общества для достижения собственно политических целей, например, для влияния на государство или для достиже­ния представителями данных групп власти (что, в конечном сче­те, также имеет целью изменение политики государства);

• несобственно политические органы и организации. К ним, в частности, можно отнести разного рода экономические и куль­турные объединения, например, профсоюзы, профессиональные объединения, общины национальных меньшинств, прочие объе­динения меньшинств и т.д. Такие организации создаются не для достижения собственно политических целей, хотя достижение глобальных целей таких организаций предполагает активное уча­стие в политической жизни.

Так, объединения национальных меньшинств имеют целью сохранение родной культуры представителей данной народности, что невозможно, например, без существования национальных школ, издания книг, газет и журналов на родном языке данной народности, поддержания связей с представителями той же на­родности в других странах и т.д. Однако достижение этих целей невозможно без взаимодействия с государством. По крайней мере, подобные объединения должны быть признаны государством, ко­торое вполне может оказывать им поддержку. С другой стороны, данные организации могут стремиться к принятию законов, ко­торые благоприятствовали бы их деятельности. А это уже непос­редственно политическая цель.

Понятно, что между собственно и несобственно политически­ми участниками политической жизни достаточно трудно провес­ти четкую границу. Кроме того, несобственно политические субъек­ты могут различаться на основании степени влияния на полити­ческую сферу (например, общество филателистов будет гораздо менее заинтересовано в политической деятельности, чем профсо­юзное объединение). Однако такую разницу все же установить можно, и заключается она в том, какие цели – политические или неполитические – для объединения являются первичными.

 

2. Государство и его признаки

 

Государство является важнейшим субъектом политической жизни. Как уже указывалось, именно государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь, отвечает за соблюдение этих правил, и именно за государством, в конечном счете, остается последнее слово при изменении этих правил.

Почему же государство следует считать важнейшим субъек­том политической жизни? Здесь можно привести несколько ка­честв любого государства, которые могут служить обоснованием для подобного утверждения.

1. Государство является самой массовой политической организацией, так как оно включает в себя всех членов общества. Конечно, при разных политических строях роль конкретного гражданина может быть разной; многое зависит и от индивидуальных качеств человека, который может быть как политически активным, так и безразличным к жизни государства.

Однако это не означает, что он не имеет отношения к государ­ству. Такая принадлежность устанавливается с момента рожде­ния и обычно по факту рождения, поскольку гражданство до сих пор не утратило своей важности. В то же время участие в полити­ческих партиях и движениях в той или иной степени доброволь­но (даже если оно вынужденно). Например, в СССР существовала лишь одна политическая партия, которая фактически была един­ственным носителем власти, а потому членство в ней было необхо­димо не только сторонникам коммунистической идеологии, но и людям, которые чувствовали в себе желание и силы заниматься управленческой работой. Кстати, именно по этой причине многих сторонников демократического пути развития в нашей стране, ко­торые когда-то были членами КПСС, бессмысленно обвинять в пре­дательстве коммунистической идеологии: по большому счету, сами коммунисты создали все предпосылки для того, чтобы в их рядах появились так называемые "предатели". У талантливых людей, способных разумно руководить и желающих работать, во времена СССР не было иного выхода, кроме вступления в партию.

2. Любой человек участвует в жизни государства как политической организации. Даже политическая пассивность, которая проявляется, например, в неучастии в выборах, также оказывается формой участия в политической жизни, поскольку подобное безответственное поведение может способствовать тому, что к власти придут либо нечестные люди, либо диктатор, а это непосред­ственно скажется на жизни конкретного человека. Другими сло­вами, если в жизни партии или политического движения чело­век может не участвовать, то в государственной жизни он будет принимать участие неизбежно, даже не думая об этом.

3. Государство обладает суверенитетом, то есть полной не­зависимостью от других политических образований, как внут­ри государства, так и за его пределами. Это означает, что госу­дарство обладает абсолютным верховенством по отношению ко всем гражданам, а также по отношению к тем политическим и неполитическим объединениям, которые гражданами создаются. Кроме того, решения, принимаемые государством, не зависят от мнения других государств. Разумеется, в международной поли­тике существуют мощные средства, при помощи которых одни государства могут влиять на другие, однако это не отменяет того факта, что государство имеет абсолютную свободу в принятии решения (другими словами, влиянию других государств оно под­чиняется добровольно).

Естественно, политика государства и все принимаемые влас­тью конкретные решения в значительной степени зависят от тех людей, которые находятся у власти. Однако это не означает, что государство зависит от данных конкретных личностей. Дело в том, что в большинстве случаев власть была передана этим лю­дям с санкции общества (например, они получили ее в результате выборов). А это означает, что конкретные люди, стоящие у влас­ти, действуют не от своего лица, а от лица государства, а их ре­шения приобретают силу государственного решения.

Кроме того, любой человек, приходящий к власти (например, президент), вынужден действовать в соответствии с теми норма­ми, которые были установлены до него, а следовательно, уже яв­ляются государственными. Он может с санкции общества изме­нить их, но для этого он должен использовать опять-таки уста­новленные государством правилам. Другими словами, любой че­ловек, обладающий властью, является таким же гражданином, как и все остальные люди; отличие же его состоит в том, что он имеет право выполнять определенные функции, принимать ре­шения и т.д., то есть делать то, что не позволено другим.

Наконец, граждане обычно обладают определенными, в том числе и политическими, средствами, которые позволяют им ока­зывать влияние на те решения, которые принимает государство. Как правило, такие средства предусмотрены государством; это может быть свобода слова, благодаря которой можно открыто высказывать свое мнение о власти и ее конкретных проявлениях, референдумы, которые могут инициироваться обычными граж­данами, митинги, забастовки, обращение в суд и т.д. Если госу­дарство не предусматривает таких средств, то у гражданина оста­ется единственное, самое радикальное средство – неподчинение государству. Это также указывает на тот факт, что все государ­ственные решения в конечном счете принимаются на уровне го­сударства, а не конкретными людьми.

В отличие от государства, прочие субъекты политической жизни суверенитетом не обладают. Проявляется это в том, что они вынуждены действовать по правилам, которые устанавлива­ются государством, и не вправе самостоятельно устанавливать такие правила (хотя и могут оказывать влияние на их измене­ние).

 Государство является собственником ресурсов и средств производства. Этот признак также универсальный, хотя и реали­зуется по-разному. Так, например, при социализме государство является монополистом, то есть единственным собственником ресурсов и средств производства, тогда как при иных государ­ственных устройствах право государства на собственность огра­ничено за счет существования других форм собственности. При­мером в этом случае может служить история России: в эпоху СССР все ресурсы и средства производства принадлежали государству, в настоящее время происходит постепенный переход к более гиб­кой системе собственности, допускающей, например, собствен­ность на средства производства, землю и т.д.

В отличие от других субъектов политической сферы, госу­дарство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регу­лирование как в политической, так и в других (экономической, социальной, культурной и т.д.) сферах. Средствами контроля и регулирования являются разного рода законодательные акты, ко­торые издаются соответствующими органами.

Кроме того, государственные органы осуществляют не только издание таких правовых актов, но и контроль за их выполнени­ем. В данном случае используются такие средства, как наказание (в виде разного рода санкций, штрафов, уголовной ответственно­сти и т.д.) и поощрение.

6. В отличие от других субъектов политической сферы, государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих перед ним целей. В данном случае мы имеем в виду такие органы, как изме­нить их, но для этого он должен использовать опять-таки уста­новленные государством правилам. Другими словами, любой че­ловек, обладающий властью, является таким же гражданином, как и все остальные люди; отличие же его состоит в том, что он имеет право выполнять определенные функции, принимать ре­шения и т.д., то есть делать то, что не позволено другим.

Наконец, граждане обычно обладают определенными, в том числе и политическими, средствами, которые позволяют им ока­зывать влияние на те решения, которые принимает государство. Как правило, такие средства предусмотрены государством; это может быть свобода слова, благодаря которой можно открыто высказывать свое мнение о власти и ее конкретных проявлениях, референдумы, которые могут инициироваться обычными граж­данами, митинги, забастовки, обращение в суд и т.д. Если госу­дарство не предусматривает таких средств, то у гражданина оста­ется единственное, самое радикальное средство – неподчинение государству. Это также указывает на тот факт, что все государ­ственные решения, в конечном счете принимаются на уровне го­сударства, а не конкретными людьми.

В отличие от государства, прочие субъекты политической жизни суверенитетом не обладают. Проявляется это в том, что они вынуждены действовать по правилам, которые устанавлива­ются государством, и не вправе самостоятельно устанавливать такие правила (хотя и могут оказывать влияние на их измене­ние).

Государство является собственником ресурсов и средств производства. Этот признак также универсальный, хотя и реали­зуется по-разному. Так, например, при социализме государство является монополистом, то есть единственным собственником ресурсов и средств производства, тогда как при иных государ­ственных устройствах праве- государство на собственность огра­ничено за счет существования других форм собственности. При­мером в этом случае может служить история России: в эпоху СССР все ресурсы и средства производства принадлежали государству, в настоящее время происходит постепенный переход к более гиб­кой системе собственности, допускающей, например, собствен­ность на средства производства, землю и т.д.

В отличие от других субъектов политической сферы, госу­дарство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регу­лирование как в политической, так и в других (экономической, социальной, культурной и т.д.) сферах. Средствами контроля и регулирования являются разного рода законодательные акты, ко­торые издаются соответствующими органами.

Кроме того, государственные органы осуществляют не только издание таких правовых актов, но и контроль за их выполнени­ем. В данном случае используются такие средства, как наказание (в виде разного рода санкций, штрафов, уголовной ответственно­сти и т.д.) и поощрение.

В отличие от других субъектов политической сферы, государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства,а следовательно помогать государству достигать стоящих перед ним целей. В данном случае имеется в виду такие органы, как милиция, проку­ратура, суд, которые от лица государства осуществляют контроль за общественной жизнью, экономической деятельностью и т.д. Ни один из других субъектов политической сферы такими орга­нами не располагает.

Указанные признаки отличают государство от других субъек­тов политической жизни.

Однако переоценивать его роль в жизни общества не следует. И действительно, что означает утверждение, что государство яв­ляется наиболее важным субъектом политической жизни? Это очень общее утверждение, в которое можно вкладывать самые разные смыслы. По крайней мере, если мы обратимся к реаль­ным фактам, то мы не сможем найти однозначного ответа на этот вопрос. Влияние государства на политическую жизнь в тотали­тарном обществе качественно отличается от того влияния, кото­рое оно оказывает на общество в рамках демократии.

Кроме того, государство не следует целиком сводить к поли­тическим целям. Парадоксальным образом, государство, будучи важнейшим субъектом политической жизни, не может быть признано только политическим образованием. Помимо собственно политических, государство выполняет также множество других функций. Например, оно устанавливает разного рода техниче­ские стандарты, стандартизирует образование, выполняет орга­низационные функции, в большей или меньшей степени отвечает за экономическую стабильность, за распределение денег в стране и т.д. Понятно, что все эти функции также имеют политические аспекты, однако совершенно очевидно, что они не являются соб­ственно политическими.

 

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...