Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Власть, ее происхождение и виды власти
Власть – это возможность с опорой на различные средства (силу, авторитет, закон, экономические механизмы, традицию) оказывать воздействие на людей и тем самым осуществлять собственную волю. При этом важно учитывать, что власть может осуществляться не только отдельным человеком, но и более крупными образованиями, например, объединениями людей, институтами и государством в целом. Это действительно важное замечание, поскольку один и тот же человек (например, президент) может как действовать в своих собственных интересах, так и выражать интересы государства. Общество буквально пронизано властными отношениями. Например, они имеют место в семье, поскольку родители могут оказывать воздействие на своих детей до тех пор, пока те не достигнут определенного возраста; в соответствии с традиционными представлениями все члены семьи должны подчиняться отцу, а это также властные отношения. То же касается и учебных заведений, поскольку в них есть люди, которые принимают решения, и люди, которые этим решениям подчиняются. Примеры можно приводить до бесконечности. Важно, что какую бы сферу человеческих взаимоотношений мы ни взяли, все равно столкнемся с теми или иными властными отношениями. Другое дело, что такие отношения могут быть официально закрепленными или сложившимися стихийно. Однако это не означает, что существуют сферы, в которых нельзя обнаружить хотя бы очень слабых властных отношений. Даже лучшие друзья нередко могут стремиться воздействовать друг на друга в своих интересах, для чего в их распоряжении также имеются средства; вопрос в том, насколько в дружеских отношениях допустимо использование средств давления, а также в том, как часто применяются эти средства. Власть можно классифицировать по разным основаниям. Например, таким основанием может служить сфера, в которой имеют место властные отношения. С этой точки зрения выделяются: экономическая власть, политическая власть, идеологическая власть, психологическая власть и т.д. По характеру субъекта, который обладает властью, можно выделить индивидуальную и коллективную власть. Под индивидуальной властью понимают власть одного лица, под коллективной властью – власть группы лиц, слоя, класса. Поскольку политика в качестве объекта имеет прежде всего политическую власть, в дальнейшем мы будем говорить именно о ней. Однако само понимание того факта, что властные отношения занимают в нашей жизни значительное место, очень важно. Под политической властью понимают возможность (которой обладает либо отдельный человек (в рамках абсолютизма и фашизма), либо группа лиц, то есть партия или политическое объединение (в рамках демократии), а также слой или класс) оказывать влияние на других людей и отстаивать свои интересы в рамках политики. Наиболее важным компонентом политической власти является государственная власть. Ее отличие от других видов власти состоит в том, что государственная власть обладает абсолютным верховенством над всеми остальными властными отношениями. Если говорить более конкретно, то это проявляется в том, что все нормы и правила, которые власть вводит посредством законов и иных нормативно-правовых актов, являются обязательными для всех субъектов политической сферы, то есть и для граждан, и для их объединений (партий, общественных объединений), и даже для самого государства. Чтобы понять специфику государственной власти, можно обратиться к истории ее происхождения. Изначально общество было эгалитарным, то есть основанным на равенстве между его членами (слово "эгалитарный" происходит от французского слова, которое обозначает "равенство"). Однако постепенно, в процессе расслоения общества, в его составе выделяются две различающиеся по размеру группы – группа управляющих (старейшин, вождей) и группа управляемых. Первоначально вожди и старейшины, несмотря на свое право принимать решения, занимают в определенном смысле подчиненное положение. Они выполняют определенные функции в интересах "управляемых", а следовательно, являются своего рода "слугами народа". Такой тип отношений получил название потестарной власти. Но отношения между управляющими и управляемыми неизбежно принимают все более и более противоречивый характер, в результате чего они становятся все более и более отчужденными. Это приводит к возникновению в чистом виде таких феноменов, как господство, подчинение и насилие, осуществляемое в целях обеспечения подчинения. Со временем властные отношения институциализируются, то есть власть закрепляется за определенными государственными институтами. Основными институтами являются законодательная, исполнительная и судебная власть. Понятно, что институциализованная власть могла бы превратиться в беспредельное, ничем не ограниченное господство. Именно по этой причине возникли политические партии и другие объединения, при помощи которых граждане выражают свое отношение к власти и ее действиям, а претензии власти сдерживаются. Государственная власть обладает наиболее развитым набором средств, которые помогают ей воздействовать на отдельных граждан и общество в целом и проводить в жизнь свои решения. К этим средствам относятся: • средства идеологического воздействия (доступ к средствам массовой информации); • средства материального воздействия (награды и наказания в виде премий, штрафов и т.д.); • средства физического воздействия (смертная казнь, право на применение силы в случае неподчинения воле власти, тюремное заключение) и т.д. Конечно, подобные средства находятся в распоряжении и других субъектов, которые обладают той или иной властью. Очевидно, что руководство предприятия может оказывать на работников идеологическое и, прежде всего, материальное воздействие; кроме того, в ряде случаев может применяться и физическое воздействие (несмотря на то, что это противозаконно). Отличие государственной власти с этой точки зрения состоит в том, что: 1) в ее распоряжении находится большее количество средств воздействия и 2) некоторые из средств применять может только государственная власть. Хорошим примером этому может служить использование средств физического воздействия. В связи с этим следует отметить, что важным признаком демократического государства является строго обоснованное применение этих средств; если этого не наблюдается, то можно говорить о том, что государственная власть злоупотребляет данными ей народом или полученными ею без согласия народа полномочиями.
Принцип единства и разделения властей
Важнейшими принципами действия власти в современном обществе являются: 1) принцип единства власти и 2) принцип разделения властей. Единство государственной власти обеспечивает единство политики, проводимой государственными органами, военными, политическими объединениями и т.д. Это достигается за счет того, что благодаря единству власти каждая из ее ветвей, а также каждая группа внутри общества, вынуждены согласовывать свои действия с общими принципами, лежащими в основе развития и функционирования государства. Принцип разделения властей заключается в том, что полномочия определенным образом распределяются между законодательной, исполнительной и судебной властями. Именно такое положение обеспечивает наиболее уравновешенное и гармоничное функционирование государства. И благодаря этому принципу в демократическом обществе осуществляется обратная связь между народом и государством, поскольку законодательная власть формируется, в том числе с согласия народа, исполнительная власть также избирается им, а судебная власть помогает отменить решения власти, которые противоречат основным законам, и, прежде всего – конституции государства. Другими словами, принцип разделения властей обеспечивает возможность (по крайней мере косвенного) контроля над действиями конкретных людей, находящихся у власти. Теория разделения властей имеет достаточно длительную историю. Ее основоположниками являются такие мыслители, как английский философ, основатель либерализма Джон Локк (1632-1704 гг.) и французский философ Шарль-Луи Монтескьё (1689-1755 гг.). Конечно, эта идея не возникла на пустом месте и не является выдумкой данных мыслителей: к ней привело длительное развитие общества. И одной из предпосылок ее возникновения стало постепенное возрастание роли, которую играют широкие массы населения в жизни государства. Если на более ранних этапах государственная власть не имела особых ограничений в принятии решений, то к XVII веку постепенно начинает формироваться иное отношение между властью и народом, и люди во все большей и большей степени начинают осознавать необходимость создания таких механизмов, которые могли бы эффективно защищать права и свободы граждан.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 277. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |