Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 19. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ




 

1. Что такое религия?

2. Виды религий. Мировые религии.

3. Религия в современном мире.

Что такое религия?

 Религия – одно из древнейших явлений, характеризующих духовную жизнь общества. В самом общем виде религию можно определить как мировоззрение и поведение, которые определя­ются верой в сверхъестественное.

 В настоящее время существует по меньшей мере две точки зрения на религию. Первая из них, богословская, является более древней. В соответствии с ней религия – это связь человека с богом или божествами; именно религия обеспечивает возможность общения с богом, а потому является необходимым атрибутом жизни человека.

Другая точка зрения, научная, рассматривает религию как особое отношение человека к природе, в результате которого при­рода наделяется сверхъестественными свойствами. С этой точки зрения религия представляет собой попытку объяснить то, что пугало или восхищало человека при помощи образов более могу­щественных, чем человек, существ или сил. Религия строит осо­бую (религиозную) картину мира, которая способна ответить на все вопросы, касающиеся природы, общества и человека (его судь­бы, цели существования, смысла жизни, счастья и страдания).

Понятно, что эти точки зрения на религию противоречат друг другу. Если первая точка зрения представляет собой взгляд из­нутри религии, то есть результат попытки определить ее сущ­ность глазами верующего человека, то вторая точка зрения – это уже продукт более поздних этапов развития человечества.

Самой важной чертой религии является вера в бога – совер­шенное духовное начало, которое стоит у истоков мира. Например, христианствопризнает лишь одного бога. А в Древней Греции существовал даже культ неизвестного божества, и ему поклонялись и приносили жертвы многие люди. С точки зрения древних греков богов могло быть так много, что о ком-то из них они могли просто не знать, – чтобы не обидеть этих богов, и был создан данный культ.

Существует несколько точек зрения на то, что же является первичным – многобожие или единобожие. С нашей обыденной точки зрения многобожие может показаться первичным, так как оно связывается в нашем сознании с язычеством (русским или античным). Христианство, утверждающее существование едино­го бога, появилось позже, а потому может считаться более разви­тым явлением. Однако существует мнение, что это не так. С этой точки зрения единобожие является более древней формой, а вера во многих богов возникла в результате объединения племен: всту­пая в союз, племена не хотели отказываться от своих покровите­лей, в результате чего формировался пантеон, включавший в себя несколько богов.

Впрочем, существуют так называемые этические религии, в которых идея божества если не отрицается, то находится на вто­ром плане. К ним относят конфуцианство, даосизм, буддизм. Глав­ную роль в таких религиозных системах играют представления о единстве Вселенной; чтобы занять гармоничное положение в кос­мосе, человек должен следовать особым этическим идеалам, не нарушающим мировой гармонии.

Другая черта, характеризующая религиозное мировоззре­ние, – это вера в бессмертие души, в загробную жизнь. Для религиозного сознания в высшей степени характерно представ­ление о том, что тело и душа – это две отдельные сущности; после смерти тела душа продолжает свое существование. В раз­ных религиях это существование представляют и оценивают по-разному. Так, в одних религиях душа после смерти попада­ет в ад или в рай; в других религиях, например, в буддизме, душа после смерти получает другое тело. С точки зрения хри­стианства жизнь после смерти является благом, поскольку че­ловек освобождается от греховного тела. А тот же буддизм от­носится к бессмертию души негативно. Цель буддиста состоит в том, чтобы отказаться от страстей и тем самым прервать цепь повторных воплощений души. Однако, несмотря на все разли­чия, которые существуют между религиями в оценке жизни после смерти, вера в раздельное существование души и тела является признаком практически всех религий.

Наконец, религиозное сознание бинарно, то есть всегда вклю­чает в себя представление о двух противоборствующих силах и всегда мыслит противопоставлениями. Пожалуй, нет такой рели­гии, в которой не было бы оппозиций: между добром и злом, между духом (душой) и плотью, между богом и дьяволом, между человеком и природой, между этим и потусторонним миром.

Все, что было приведено выше, касается содержания религии. Однако религия – это еще и социальный институт, организую­щий отдельных людей и их деятельность.

Религия не может существовать, если не будет особых религи­озных организаций. Наиболее известной и привычной для людей формой религиозной организации является церковь. Церковь – это объединение достаточно большого количества людей. Хотя членом церкви может стать практически любой человек, член­ство в ней обычно не зависит от свободного выбора человека: оно определяется традицией. Другой важный признак церкви – это наличие иерархии. Члены церкви далеко не всегда равноправны. Так, обычно они делятся на мирян и духовенство, а среди духо­венства также существуют строгие иерархические отношения.

 Не так давно в России появились секты – вторая форма рели­гиозных организаций. В отличие от церкви, секта характеризу­ется гораздо более выраженной замкнутостью: чтобы стать ее чле­ном, необходимо пройти особые процедуры отбора. Это вызвано целым комплексом причин. Прежде всего, любая секта ставит себя в оппозицию либо господствующей церкви, либо всем дру­гим религиозным учениям. Естественно, это присуще любой ре­лигии, однако в сектах выражено наиболее ярко. Кроме того, для сект в гораздо большей степени характерен дух избранничества и претензии на выполнение особой роли в жизни общества (вплоть до его полного реформирования). Иначе выражаясь, секты про­тивопоставляют себя не только другим религиозным учениям, но и обществу в целом.

 Во главе секты обычно стоит сильная личность, способная повести за собой людей и убедить их в том, что правда на ее стороне; таких личностей обычно называют харизматическими. Как правило, члены секты рассматривают лидера как человека, несущего на себе божью благодать. В этом состоит еще одно отли­чие секты от церкви: церковная организация, будучи иерархи­ческой, обычно не включает в себя лиц, которые при жизни при­знаются святыми или пророками. Например, в православии ре­лигиозный деятель признается святым, как правило, лишь после смерти, и решение об этом принимается коллегиально Священ­ным Синодом, тогда как в сектах такое отношение к лидеру скла­дывается стихийно или формируется путем манипуляций созна­нием людей. Уход в секту для человека означает практически полный отказ от мира.

Другая важная составляющая религии как социального ин­ститута – это религиозный культ. Ни одну религию невозможно себе представить без ритуалов, церемоний и обрядов. Общим для любого культа явля­ется то, что он представляет собой действия, которые для членов религиозного объединения имеют совершенно особый, священ­ный, религиозный смысл.

Цель религиозного культа состоит в приближении верующего к богу. Конечно, в каждой религии культы имеют свою особую форму. Например, и в христианстве, и в мусульманстве суще­ствует такой ритуал, как молитва. Однако формально они очень различаются. В частности, в исламе молитва предполагает хож­дение по кругу, поклоны и т. п. Однако это не означает, что меж­ду молитвой в христианстве и молитвой в исламе нет ничего об­щего. По крайней мере, их объединяет общая цель.

 

2. Виды религий. Мировые религии

 

Существующие в мире религиозные системы очень многооб­разны. На самом раннем этапе развития человечества были рас­пространены родоплеменные религии, которые объединяли отно­сительно небольшие сообщества людей (племена, семьи, кланы). Такие религиозные системы в значительной степени зависели от условий жизни данной группы людей и отражали их непосред­ственные особенности и нужды.

Наиболее древними формами религии являются тотемизм, фетишизм и анимизм. К ранним формам религии восходит так­же магическое мышление, в соответствии с которым, выполняя определенные ритуалы и действия, человек способен оказывать воздействие на окружающий его мир – природные стихии, дру­гих людей.

В рамках тотемизмасверхъестественной силой наделяются животные и растения. Считается, что каждое племя, каждый род, каждый клан имеет их в качестве предшественников-прародите­лей либо растение, либо животное, которые защищают его и по­кровительствуют ему.

Фетишизм – это поклонение неодушевленным предметам, ко­торым приписывается способность оберегать человека или группу людей. В качестве фетиша, то есть предмета, которому поклоняет­ся человек или разные люди, может выступать практически лю­бая вещь (например, камень или дерево). Это может быть и непри­родный объект, то есть специально изготовленный предмет.

 С точки зрения анимизмамир населен духами, которые спо­собны вступать во взаимодействия с людьми и оказывать на них и на их дела как благотворное, так и негативное влияние.

 Нередко религии тесно связаны с государственно-политичес­кими образованиями. Это так называемые национальные рели­гии. В качестве примера можно привести конфуцианство – ре­лигиозно-этическую систему, которая распространена лишь в Ки­тае. Конечно, конфуцианство оказало определенное на другие нации; например, оно получило некоторое распространение в Японии. Однако от этого конфуцианство не утратило статус на­циональной религиозной системы. Существуют и другие религи­озные системы, которые еще более тесно связаны с государствен­ными или национальными объединениями: японский синтоизм, еврейский иудаизм, индийский индуизм и т.д.

Существуют религии, которые охватывают десятки и сотни миллионов людей в самых разных концах мира. Такие религии называют мировыми. Возникновение мировых религий возмож­но лишь в том случае, когда между различными народами суще­ствуют тесные связи, когда они оказываются способными общаться друг с другом, передавая или навязывая друг другу свои ценнос­ти. Важной предпосылкой формирования мировых религий ста­ло возникновение огромных империй, объединявших самые раз­ные народы. Например, Великая Римская империя поработила огромное число народов, проживавших вокруг Средиземного моря. И это во многом способствовало распространению христианства на данной территории – даже несмотря на то, что на первых этапах римские власти преследовали христиан.

Общей чертой для всех мировых религий является космопо­литизм – признание единства человеческого рода и равенства всех людей перед единым богом.

К мировым религиям относят буддизм, ислами христианство.

Буддизм – это религия, которая возникла на северо-западе Индии в V–VI вв. до н. э. Это самая древняя из мировых рели­гий. В настоящее время число ее сторонников достигло половины миллиарда человек. Ее основателем был индийский принц Гаутама. В соответствии с преданием, он родился в 623 г. до н. э. в королевской семье.

В основе буддизма лежит представление о четырех благород­ных истинах.

Первая истина – это истина страдания. С точки зрения буд­дизма, жизнь есть страдание. При этом как страдание рассматри­ваются не только болезни, старость, смерть, другие несчастья, но и такие (с точки зрения других культур радостные) моменты, как рождение, а также любые удовольствия.

Вторая истина – это истина о причинах страдания. Соглас­но буддизму, человек страдает из-за того, что в основе его дея­тельности лежат страсти. Боясь смерти, человек стремится со­хранить свое я, и вера в бессмертную душу вселяет в него надеж­ду на вечное существование. Но зачем стремиться к вечной жиз­ни, если жизнь есть страдание? Другими словами, человек стра­дает лишь из-за того, что он постоянно стремится к чему-то,

Третья истина – это истина о прекращении страдания. Что­бы страдание прекратилось, человек должен отказаться от своих страстей и желаний.

Четвертая истина – это истина о пути прекращения стра­дания. Эта истина предписывает буддисту верить в Будду и его учение, соблюдать моральные принципы (не лгать, не клеветать, не совершать дурных поступков) и сконцентрировать на един­ственно правильной цели – отказе от страстей.

Конечной целью на этом пути является нирвана, то есть про­светление. Находясь в этом состоянии, человек оказывается пол­ностью свободным от своего тела и мучающих его страстей. При этом буддизм призывает людей избавиться не только от негатив­ных страстей (например, от гнева, печали, жадности, злости), но и от страстей, которые с точки зрения европейской культуры оце­ниваются положительно (например, радость, любовь, привязан­ность к семье и друзьям).

 

Ислам (мусульманство)– еще одна мировая религия, кото­рая возникла в VII в. н.э. Ее основателем был Мухаммед. Ислам распространен главным образом в арабских странах; число его сторонников насчитывает порядка миллиарда человек.

Догматы ислама изложены в Коране –сборнике проповедей, которые Мухаммед произнес в Мекке и Медине. Впрочем, сам Мухаммед не является автором Корана: эти проповеди были за­писаны лишь после его смерти и до момента их записи передава­лись из уст в уста.

В основе ислама лежат пять основных догматов:

1. Аллах – единственный бог, и любой мусульманин должен верить в Аллаха и не признавать других богов.

2. Аллах является воплощением справедливости и воздает человеку как за добро, так и за зло, которые тот совершает.

3. Мухаммед – посланник Аллаха.

4. Человеческая душа воскреснет, а концом человеческой ис­тории будет Страшный суд.

5. Земная власть принадлежит имамату – особому социально­му институту, объединяющему в своих руках духовную и светскую власть.

 Всем правоверным мусульманам предписывается пять основ­ных обязанностей:

а) правоверный мусульманин должен верить, что аллах – единственный бог;

б) правоверный обязан регулярно совершать намаз (молитву). Намаз – это произнесение особых молитвенных формул, сопровождаемое определенными движениями (поклонами). В соответствии с правилами, мусульманин должен совершать намаз пять раз в день;

в) каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить хаджпаломничество в Мекку, святой город мусульман. В Мекке находится святыня мусульман – Кааба. Если по каким-то причинам совершить хадж невозможно, верующий может поручить сделать это за себя другому человеку;

г) каждый правоверный мусульманин обязан совершать пост, то есть воздерживаться от употребления еды и напитков в светлое время суток. Есть и другие ограничения: запрещается нюхать еду и любые ароматические вещества, ругаться, врать, употреблять грубые выражения и даже глотать слюну. От поста верующего могут освободить только особые обстоятельства (например, болезнь, беременность или старость); от поста освобождаются также дети;

д) каждый верующий обязан отдавать 10% от своего дохода в
пользу властей, а также совершать добровольную милостыню. Если по каким-то причинам человек нарушил пост, он должен кормить одного нищего в течение двух месяцев или раздать милостыню 60 человекам.

 

Хотя между мусульманами и христианами существует доста­точно большая напряженность, нельзя сказать, что эти религии полностью противопоставлены друг другу и не имеют ничего об­щего. И мусульмане, и христиане разделяют если не одни и те же, то, по крайней мере, близкие ценности, одинаково верят в Страшный суд, а основатель христианства Иисус Христос счита­ется в исламе святым.

Христианство– третья мировая религия, возникшая на заре новой эры. В настоящее время число сторонников христианства насчитывает примерно полтора миллиарда человек. Распростра­нено христианство в основном в Европе и Америке, хотя из-за активной европейской колониальной политики оно распростра­нилось по всему миру.

Основы христианства изложены в Библии, которая представ­ляет собой сборники религиозных текстов – жизнеописаний Иису­са Христа, проповедей апостолов и посланий вселенских соборов. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврейского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан

Христианство, так же, как и другие мировые религии, нео­днородно. Наиболее крупными течениями внутри христианства являются православие, католицизм и протестантизм.

Разделение православия и католицизма произошло на ранних этапах существования христианства, в VIII в. Причиной этого стали разногласия по ряду догматов. Отношения между двумя церквами до сих пор остаются достаточно напряженными. В то же время раз­личия между воззрениями православных и католиков не так значи­тельны, как это представляется враждующими сторонами.

Протестантизм отделился от католицизма гораздо позднее, примерно в XVI в. Протестанты разделяют основные догматы ка­толицизма. Библия рассматривается ими как абсолютный авто­ритет, единственный источник истинного знания; в католицизме и православии глашатаем истины является не только Библия, но и церковь. Если католики признают только Библию на латинс­ком языке, то благодаря протестантизму Библия была переведе­на на все европейские языки, а также на другие языки мира.

И католицизм, и православие полагают, что спасение души возможно лишь внутри церкви. С точки зрения протестантизма, человек может спастись лишь собственной верой; принадлежность к церкви, поэтому не обязательна. Эта идея стала реакцией на злоупотребления индульгенциями, которые и стали одним из тол­чков к возникновению протестантизма: церковь продавала про­щение грехов за деньги, чем подорвала доверие верующих.

 


Религия и общество

 

На протяжении последних двух-трех веков активно протека­ет процесс отделения общества от государства. Длительное время религия была неотторжимой от общества: государство поддержи­вало господствующие церкви, а церковь нередко укрепляла госу­дарственную власть. Идеологии различных государств нередко включали в себя религиозные компоненты. Церковь осуществля­ла контроль за самыми разными сферами человеческой жизни. Здесь можно также ука­зать и влияние господствующих церквей на политику, семейную жизнь, социальные и экономические отношения.

Постепенно это влияние ослабляется, религия теряет власть над сферами общественной жизни, которые ранее находились по ее контролем (если не полным, то очень заметным). Этот процесс получил название секуляризации. Например, семейные отноше­ния теперь в большей степени регулируются не религиозными ценностями, а семейным законодательством. И это не случайно. В настоящее время существует большое количество многонацио­нальных государств. Если ориентироваться на религиозные цен­ности, как быть с представителями других религий? И как быть с верующими? Законодательство позволяет сбалансировать инте­ресы разных слоев населения, поскольку с его точки зрения допустимым счи­тается то, что неприемлемо с точки зрения религии.

Атеизм–отрицание это существования бога (божеств, сверхъ­естественных сил) и отрицание религии вообще.

Атеизм существует в целом так же давно, как и религия. Там, где есть вера, всегда есть и неверие, отрицание веры: люди не могут быть согласны друг с другом во всем и всегда разделять одни и те же ценности. Другими словами, атеизм – это антипод религии, практически постоянно сопутствующий ей, точно так же как неверие в силу разума постоянно сопровождает науку.

Становление атеизма тесно связано с развитием научной кар­тины мира. Именно наука изменила приоритеты в отношении людей к миру: если на религиозном этапе развития человечества в центре мира стоял бог, то с развитием науки в центре мира оказался человек – хозяин мира и высшая точка развития при­роды. В научной картине мира для бога и сверхъестественных сил нет места, все может быть объяснено при помощи общих за­конов, существующих помимо чьей-то воли. А потому совершен­но естественной оказалась постановка под сомнение существова­ния бога как начала и творца мира.

Такая точка зрения способствовала тому, что человек овладел природой, сумел открыть закономерности, по которым она суще­ствует, и использовать их с выгодой для себя. Однако вера в бога и его волю предохраняла человека от чрезмерного вмешательства в природный порядок. С развитием науки человек отказался от того места, которое было ему отведено (не важно, богом или при­родой), а его вмешательство в ход природных процессов имело пагубные последствия.

 

В то же время влияние религии на общество может быть очень глубоким и очень продуктивным. В частности, это очень хорошо продемонстрировал немецкий социолог Макс Вебер. Тогда как одни религии стимулируют уход этого мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие подви­гают его на завоевание и преобразование (например, христиан­ство в его протестантской разновидности). Вебер утверждал, что религией обусловлено не только повседневное поведение верую­щих (то есть поведение в соответствии с картиной мира), но и такая, казалось бы, отдаленная сфера, как экономическое пове­дение. Вебер обосновал влияние религии на становление и разви­тие индустриального общества.

 На основании статистических данных, со­бранных в Германии, Австрии и Голландии, он пришел к следу­ющим выводам:

– протестанты преобладают среди владельцев капитала, пред­принимателей и высших квалифицированных слоев рабочих;

– если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни, больше людей с техни­ческим образованием;

– национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе, не концентрируют свои усилия в области предпринима­тельства и торговли.

По мнению Вебера, причину различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом положении. Под духом капитализма Ве­бер понимает сосуществование жажды к наживе и нацеленность на рациональную организацию труда. Специфическое для капи­тализма отношение к труду, делающее его самоцелью, могло воз­никнуть лишь в результате воспитания.

На становление же нового человека – человека капитализма – повлиял протестантизм с его основными догматами. С точки зрения протестантизма, человек изначально грешен; судьба чело­века предопределена еще до того, как он родился, и человек прак­тически не в силах что-то изменить в ней и должен примириться с тем местом, которое было дано ему в мире. Единственным пу­тем искупления изначальной греховности и спасения души явля­ется активный труд, предполагающий самопожертвование и по­стоянное профессиональное совершенствование, в сочетании с послушанием перед властями. С этой точки зрения протестан­тизм заметно отличается от католицизма. Католики полагают, что самым главным путем спасения души является аскетический отказ от развращающего мира с его соблазнами и удовольствия­ми.

Понятно, что такие ценности не могли не оказать влияние на поведение людей. Непререкаемая ценность труда ради самого труда привела к повышению деловой активности и становлению особой системы отношений, создающей прекрасные условия для разви­тия производства. И если в период господства католицизма лю­бая материальная деятельность считалась в целом предосудитель­ной, особенно в том случае, если она не была направлена лишь на удовлетворение наиболее важных потребностей, то с возникнове­нием протестантизма положение изменилось на обратное. С этого момента материальная деятельность стала основным способом спа­сения.

 

Вопросы и задания

1. Что такое религия?

2. Какие формы общения с богом и сверхъестественными силами предо­ставляются человеку религией?

3. Что называется церковью? В чем состоит ее отличие от секты?

4. Что такое космополитизм?

5. Какие религии называются национальными? Приведите примеры таких религиозных систем.

6. Какие мировые религии вы знаете?

7. Что такое родоплеменная религия? Какие формы родоплеменных религий вы знаете?

8. Каковы основные идеи каждой из мировых религий?

9. Что такое атеизм? Что способствовало его возникновению?

10. Что такое свобода совести? Как связано это понятие с религией?

11. Как религия связана с обществом? Какой ученый обосновал влияние религии на становление и разви­тие индустриального общества?

12. Что такое секуляризация?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 392.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...