Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 20. ИСКУССТВО КАК ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА




1. Сущность искусства.

2. Функции искусства.

3. Современное искусство.

 

Сущность искусства

 

Искусство представляет собой объективное выражение обра­зов, созданных человеком как обобщение его жизненного опыта.

Можно привести такое определение искусства. Искусство понимается как специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней.

Прежде всего, искусство всегда объективно. Это означает, что произведение искусства всегда в чем-то выражено: в записанных на бумаге словах, в красках, нанесенных на холст, в звуках му­зыки или в кадрах кинопленки. Только благодаря этому замысел художника (в широком смысле этого слова) становится доступ­ным для других людей, а произведение искусства становится про­изведением в полном смысле.

Искусство никогда не имеет в качестве объекта действительность. Конечно, искусство может быть очень правдоподобным и изобра­жать события так, как если бы они действительно имели место. Однако в любом случае это будет лишь вымысел, созданный челове­ком образ. Даже исторический роман, в котором описываются ре­альные персонажи и реальные события, все равно не может точно отображать эти события. И дело здесь не только в том, что автору этого романа не известны все детали описываемых событий, и он вынужден что-то придумывать, "добавлять от себя". Образы в его романах получают дополнительную нагрузку. Если персонажи выдуманы, то они представляют собой типы, то есть обобщенные образы, собранные из черт и особенностей различных людей. Бо­лее того, любой реальный человек, взятый в качестве персонажа, в искусстве преображается и приобретает типичность.

К тому же искусство далеко не всегда изображает то, что мог­ло бы произойти в действительности. Например, фантастическое произведение изображает события, предметы или существ, кото­рые являются созданием автора и не встречаются в реальности. Современное искусство также изображает ситуации и характеры, которые вступают в противоречие с обыденным представлением о мире. Ярким примером этому могут служить абсурдистские про­изведения, например, творчество Франца Кафки, Самуэля Бек-кета, Даниила Хармса.

Другими словами, художник всегда выступает в качестве по­средника между миром и произведением искусства. Он выражает свой жизненный опыт, свое видение мира и делает его доступ­ным для других в законченном произведении. И выражением его опыта являются образы, которые запечатлены, закреплены в виде того или иного произведения искусства.

 Искусство несет в себе и индивидуальное, и всеобщее, обще­значимое, родовое. Художник всегда остается самим собой, он выражает себя, свое видение и понимание мира. Это выражение отдельного человека, который принадлежит к определенному на­роду, к определенной эпохе и прожил свою неповторимую жизнь. Однако то, что выражается в художественном произведении, од­новременно является и всеобщим. Художник в то же время – это человек, который испытывает те же чувства, что и другие люди, сталкивается с теми же проблемами и условиями жизни. Кроме того, художник знаком и с опытом других людей, поскольку он общается с ними и тоже является человеком, для которого пред­назначено творчество других людей. А, следовательно, он выра­жает и всеобщее, его личный опыт имеет стороны, объединяю­щие его с опытом других людей. Это подтверждается тем, что мы обычно понимаем те чувства и мысли, которые хотел выразить автор. Конечно, в процессе восприятия художественного произ­ведения мы вносим что-то свое. Не зря говорят, что у литератур­ного произведения столько же смыслов, сколько людей.

 

Функции искусства

 

Многообразие форм эстетического освоения действительности порождает разнообразие функций искусства, к которым можно отнести познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспита-тельную, компенсаторную, эстетическую и др.

Познавательная функция искусства теснейшим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца.

Коммуникативная функция искусства не может быть сведена только к общению людей по поводу конкретного произведения или к контакту автора и зрителя посредством художественного образа. Художественное произведение всегда неоднозначно, оно несет в себе избыточную информацию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но искусство в некоторой мере затрудняет повседневный процесс общения людей, заставляя задуматься об общечеловеческих ценностях. Но этим оно помогает ощутить непреходящую ценность человеческого взаимодействия, общения в самом широком смысле.

Ценностно-ориентирующая функцияпроявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культурными ценностями, т.е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров. Близкой по содержанию к ценностно-ориентирующей является воспитательная функция.Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и деятельность людей.

Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведениями искусства также позволяет в некоторой мере, как правило, иллюзорно компенсировать социальные и духовные проблемы, негативные переживания человека.

Эстетической функции искусстваеще древние мыслители придавали первостепенное значение. Искусство очищает нашу душу, просветляет, влияет на наши эмоции, расширяя их предмет. Оно стимулирует поиск деятельности, соответствующий этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.

 

Современное искусство

 

Искусство меняется так же, как меняется наша жизнь, как меняется культура, техника и общество. И это не случайно, по­скольку искусство тесно связано с жизнью. Оно всегда отражает наиболее важные тенденции, которые характеризуют обществен­ное существование. Художник, будучи обычным человеком, не может не реагировать на эти изменения и выражает их в своем творчестве. Нередко случается и так, что искусство предвосхи­щает те перемены, которые для большинства людей станут оче­видными лишь позднее, и даже оказывает влияние на развитие общества. Так случилось, например, с фантастикой, которая ста­ла выражением стремления европейской цивилизации к техни­ческому развитию. В романах того же Жюля Верна можно найти описание механизмов, которые его современники не могли себе представить. Однако его образы оказали существенное влияние на то, как развивалась техника, и можно даже говорить, что его романы в значительной степени определили то, как выглядит наша сегодняшняя жизнь.

Для современного искусства характерно несколько основопо­лагающих тенденций.

1. В настоящий момент искусство все больше и больше под­вергается коммерциализации. Эта тенденция представляет со­бой проявление конфликта между духовной жизнью масс и про­фессиональным художественным творчеством.

Экономическое и техническое развитие привело к тому, что искусство стало средством зарабатывания денег. Сейчас любой фильм, любое музыкальное произведение, любая книга могут быть размножены в огромном числе копий; картины тиражиру­ются в виде репродукций. И художественная ценность переста­ет быть критерием для ценности произведения, уступая место коммерческому успеху. Кинокомпании, звукозаписывающие ком­пании, издательства заинтересованы в том, чтобы их продукция хорошо продавалась на рынке. Естественно, продажа копий по­зволяет выжить не только издателю, то есть компании, которая выпускает произведение на рынок, но и автору, и это хорошо, поскольку в настоящее время образ "бедного художника" отхо­дит в прошлое. Однако это таит в себе и большую опасность потакания вкусам публики, отказа от идеи искусства как воп­лощения прекрасного.

Раньше художник (в широком смысле этого слова) оценивал­ся лишь с точки зрения того, насколько ценным и общезначи­мым является его творчество. При этом популярность в целом не принималась в расчет, а критерием оценки было скорее мнение людей, компетентных в вопросах искусства, чем мнение боль­шинства.

В настоящее время все более и более значимой является мас­совая востребованность. И действительно, выдающимся музыкан­том сейчас признается тот человек, который продал больше всего компакт-дисков и занял высшие места в хит-парадах. А это озна­чает, что основанием для оценки является мнение аудитории, публики, далеко не всегда обладающей необходимым для спра­ведливой оценки вкусом. Где гарантия того, что то, что хорошо покупается, является действительно хорошим? И можно ли гово­рить о том, что популярное – это всегда хорошее, ценное? На эти вопросы следует ответить отрицательно.

 В таком положении кроется большая опасность. Искусство, превращенное в средство зарабатывания денег, рискует перестать быть искусством в собственном смысле слова. Желание автора продать книгу, фильм, песню приводит его к тому, что он начи­нает потакать вкусам публики, стремиться дать аудитории то, что она желает. А это также имеет негативные последствия. Если стремление создавать высокое искусство, непонятное для боль­шинства людей, – это одна крайность, то попытка идти на пово­ду у публики – это другая, не менее опасная крайность.

 Конечно, в настоящий момент продолжает существовать эли­тарное, высокое искусство. Однако на рынке оно пользуется лишь ограниченным спросом. Основная причина этого состоит в том, что такое искусство не является массовым, оно непонятно для большинства.

2. Другая тенденция в развитии современного искусства, тес­но связанная с предыдущей, заключается в постепенном сниже­нии стандартов творчества и ослаблении требований к каче­ству культуры.

 На современном этапе постепенно стираются границы между высоким искусством и народной культурой. Издавна существова­ло четкое разделение между высоким искусством, которое было распространено среди образованных городских жителей, и народ­ной культурой, представлявшей собой выражение идущих из про­шлого национальных традиций. Каждое из этих явлений облада­ло ценностью. Народная культура, не будучи такой утонченной и рафинированной, как высокое искусство, несла в себе ценности естественного человеческого существования, выработанные поко­лениями людей. Возможно, ее эстетика проигрывала при сравне­нии с эстетизмом высокой культуры, однако это была полноцен­ная, самостоятельная и самоценная эстетика. Высокое искусство, для которого характерна особая, даже чрезмерная усложненность, никогда не было массовым и понятным для простых людей.

Урбанизация, стремление к всеобщему образованию, разви­тие промышленности привели к тому, что большое число людей оставили естественную для них среду обитания и переехали в города. И следствием их отрыва от естественных условий суще­ствования стало возникновение низкопробной массовой культу­ры, получившей название "кич" (от нем. "дешевка"). Другими словами, возникновение кича оказалось формой приспособления людей к непривычной для них городской жизни.

В настоящее время народная культура постепенно гибнет: многие творения народа сейчас доступны только исследователям в виде записей песен, фотографий предметов народного творче­ства и экспонатов музеев. С другой стороны, высокое искусство остается невостребованным, представляя интерес лишь для не­большой группы ценителей. И наибольшее влияние имеет низко­пробные творения массовой культуры – американские и подоб­ные им фильмы, комиксы, бессмысленные песенки.

3. Еще одна тенденция, характеризующая современное искус­ство, – это его дегуманизация. Искусство все чаще объектом изоб­ражения делает то, что находится за пределами приемлемого, привычного, нормального, социального. Если раньше искусство было тесно связано с этикой и моралью и стремилось к изображе­нию подлинно прекрасного, то на протяжении всего XX в. оно постепенно отказывалось от этих ценностей. Теперь все чаще в романах, фильмах, театральных пьесах можно встретить слабых, мучающихся людей, которые не могут найти своего места, и вы­нуждены жить искусственной, не настоящей жизнью.

Эта тенденция также тесно связана с жизнью общества. Хотя человечество все больше осознает значимость гуманистических ценностей, в истории последних веков слишком много ужасаю­щих примеров того, как эти ценности могут игнорироваться. Можно сказать, что в настоящее время жизнь человека "не имеет цены" в обоих смыслах этого выражения: она бесценна и одно­временно совершенно не ценится. И именно это противоречие представляет собой движущий механизм дегуманизации искус­ства.

Эта тенденция в искусстве также не может быть оценена од­нозначно. С одной стороны, искусство утрачивает издревле при­сущую ему роль учителя жизни, оно нередко возбуждает в душе лишь негативные эмоции и не помогает нам позитивно относить­ся к жизни. Оно показывает нам насилие, агрессию, смерть, стра­дания. И это не может не оказывать негативного влияния на наше отношение к жизни и самим себе.

Однако, с другой стороны, искусство является яркой манифе­стацией той атмосферы, в которой мы живем. А, следовательно, в дегуманизации искусства можно видеть своего рода симптом, ука­зывающий на болезнь нашего времени.

К сожалению, тенденции, которые действуют в современном искусстве, внушают мало положительных чувств. Однако еще не все потеряно. И осознание тех опасностей, которые грозят куль­туре и искусству как ее важному компоненту, с этой точки зре­ния крайне важно, поскольку только оно поможет нам противо­стоять убийственным для искусства процессам.

 

Вопросы и задания

1. Дайте определение искусства. Каковы его отличительные черты?

2. Как вы считаете, должно ли искусство быть правдоподобным? Обо­снуйте свой ответ.

3. Как вы понимаете сущность искусства?

4. Для чего человеку необходимо искусство?

5. Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.

6. Какие виды искусства вы знаете?

7. Какие тенденции протекают в современном искусстве? Каково ваше отношение к этим тенденциям? Можно ли говорить о кризисе современного искусства?

 



ТЕМА 21. ЭКОНОМИКА

 

1. Экономика: сущность, основные понятия.

2. Экономические отношения. Типы экономических систем.

3. Структура экономики










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 472.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...