Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие культуры. Культура и цивилизация




 

Существует несколько подходов к определению культуры. Обобщив около 500 определений, американские ученые А. Кребер и X. Клакхон выделили три основные характеристики, на которые обращали внимание большинство исследователей:

1)культура – это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу;

2)культура – это то, что не передается биологически, а пред­полагает передачу посредством обучения; культура не свя­зана с особенностями человека как биологического суще­ства, она создана им; культура противоположна природе;

3) культура передается при помощи знаков, символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инстру­ментов и т.д.) и связана с идеями.

Слово "культура" можно употреблять обобщенно, примени­тельно к культуре вообще. Однако не менее часто это слово ис­пользуется для обозначения конкретного культурного образова­ния, которое обладает своей спецификой, своей индивидуальной структурой. В этом случае говорят о русской, английской, япон­ской культурах.

Иногда данный термин используют также в узком значении – для обозначения более высокой степени культурности. Так, лю­бой человеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в до­полнительном культурном развитии, то есть в насаждении (навя­зывании) того, что эти наблюдатели понимают под культурой. Фактически деятельность европейских народов на освоенных ими территориях Африки, Азии, Америки и Австралии в значитель­ной степени заключалась в навязывании европейских ценностей и европейского образа жизни. И опыт показывает, что это далеко не всегда приносило положительные плоды. Конечно, блага ци­вилизации приносят много хорошего: они помогают человеку за­щититься от стихийных бедствий, болезней, сделать свою жизнь более комфортной. Однако они также приносят беды и новые про­блемы, которые другим народам были неизвестны.

Различают культуру духовнуюи культуру материальную. Материальная культура – это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть артефакты – все, что сделано руками человека. Принципиально важно, что артефакты не только являются предметами, созданными человеком, а следо­вательно, противопоставляются природным объектам. Они так­же несут на себе определенную смысловую нагрузку, могут иметь символическое значение, а также представляют для членов об­щества ценность. Другими словами, они сосредоточивают вокруг себя значения, понятные всем носителям данной культуры.

Примером артефакта может служить русская печь. Хотя в настоящее время она выходит из употребления, для любого рус­ского человека она остается нагруженной большим количеством смыслов. Печь – это воплощение домашнего тепла; на ней можно спать; в ней готовят еду. Эквивалентом русской печи в англий­ской картине мира будет скорее камин, у которого можно греть­ся (хотя еду на нем не готовят). Вследствие культурных контак­тов камины появились и в России, но до сих пор они так и не стали чем-то своим, родным для русских.

Сравнение печи и камина прекрасно показывает то, что арте­факт уникален. Во-первых, он выполняет определенные функ­ции (у печи можно греться, на ней можно спать и готовить еду, тогда как у камина можно только греться). Во-вторых, для пред­ставителей русской и английской культур с ним связываются и ценностные представления (в случае с печью и камином – о тепле домашнего очага).

Духовная культура (нематериальная культура) включает в себя все то, что не имеет непосредственного материального воплоще­ния, но выражается лишь косвенно в продуктах материальной культуры: языке, идеологии знаниях, ценностях, обычаях и т.д.

Элементы, входящие в нематериальную культуру, нельзя по­трогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоян­но поддерживаются в процессе взаимодействия. Если взять те же русскую печь, то тепло очага, которое связывается с ней в нашем сознании, является особой ценностью, а следовательно, является элементом нематериальной культуры.

Между духовной и материальной культурой нет четкого раз­личия, они являются как бы разными сторонами одной монеты. Это можно показать на примере искусства. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено. Это касается даже музыки, которая выража­ется в звуках либо нотной записи: звуки воспроизводятся при помощи определенных инструментов, а сама нотная запись так­же является явлением культуры. Но в то же время любое произ­ведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества или эпо­хи либо противостоящих общепринятым ценностям.

Слово "цивилизация" имеет разные значения, близкие к раз­ным значениям слова "культура". Во-первых, цивилизация – это то же, что культура, понимаемая как культурный организм, са­мостоятельное и непосторимое культурное образование. Существу­ет европейская цивилизация, китайская цивилизация. Мы мо­жем говорить о современной индустриальной (технократической) цивилизации и одновременно – о цивилизации майя, в которой не имелось развитой техники.

В другом значении цивилизация – это ступень развития, сле­дующая за варварством. Это значение слова "цивилизация" сбли­жается с другим значением слова "культура". "Цивилизованный человек" с этой точки зрения – это человек культурный, образо­ванный. Употребляя слово "цивилизация" в первом значении, мы не можем говорить о "цивилизованности".

Разница в значениях этого слова связана с различными куль­турными традициями внутри европейской культуры. Слово "ци­вилизация" появилось в середине XIX веке во Франции. Оно упот­реблялось в том же значении, что и слово "культура", так что "цивилизованный" означало прежде всего "культурный". Такое же использование данного термина характерно и для английской традиции.

Однако в немецкой традиции термин "цивилизация" имеет негативные оттенки, поскольку цивилизация отождествляется в первую очередь с техническим развитием и массовым обществом, а, следовательно, и со стандартизацией и усреднением, тогда как "культура" представляется как совокупность достижений искус­ства и сфера личного совершенствования. Такое понимание куль­туры и цивилизации было предложено немецкими мыслителями И. Кантом и Ф. Теннисом.

В настоящий момент на нашей планете существует несколько типов цивилизаций (в широком смысле этого слова). Первая раз­новидность – это индустриальная цивилизация. Она характери­зуется:

– развитием капитала и технических средств, являющих­ся предпосылками ускорения производственного процесса;

новыми ценностями, имеющими гуманистический харак­тер и отметающими средневековые ценности;

– парламентаризмом–системой правления, для которой ха­рактерно наличие представительного органа – парламен­та, осуществляющего законодательную власть, определя­ющего внутреннюю и внешнюю политику государства.

 Западный тип цивилизации возник в бассейне Средиземно­морья и, пройдя ряд стадий, привел в XIX-XX веках к возникно­вению так называемых современных обществ в Западной Европе и Северной Америке, для которых свойственно интенсивное про­изводство. Европейская цивилизация выдвинула в качестве важ­нейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь, послужило основой для выработки идей о гражданском обществе и правовом государстве.

Другой тип современной цивилизации – это незападные цивилизации, или традиционные общества. В них первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...