Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Западная и Восточная культура




Несмотря на непрерывное изменение и многообразие мира, в нем можно выделить две исторические линии человеческой цивилизации: восточную (традиционную) и западную. Корни первой из них уходят в середину II-го тысячелетия до н.э. на территорию прежде всего Индии, Китая и Японии. Западная цивилизация несколько моложе: она возникла в VIII-VI вв. до н.э. в бассейне Средиземноморья.

Различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития. Восточная цивилизацияподнималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и (главное!) бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация,напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса.

 

Сравнительная характеристика Восточной и Западной цивилизаций

Главные черты Восточной цивилизации Главные черты Западной цивилизации
Следование вековым традициям, упор на адаптацию к складывающимся условиям жизни. Стремление к постоянному обновлению, преобразованию жизни, к социально-экономическому прогрессу.
Дух созерцательности, пассивного наблюдения и бездеятельности. Дух активных действий, инициативы и предприимчивости.
Дух коллективизма и единства народа, сплоченного общей собственностью, общиной, религией, сильной централизованной властью государства, коллективистскими традициями и нормами поведения; восприятие отдельного человека как "винтика" огромной "машины" общества; Дух здорового индивидуализма, самоценности отдельного человека, его свободы, самостоятельности и внутренней ответственности за свою судьбу; дух состязательности между людьми на основе равенства их возможностей;
отсутствие полноценной частной собственности нераздельность собственности и власти (кто у власти, тот и при собственности) узаконенность и гарантированность частной собственности разделение власти и собственности
Господство государства над обществом, административный произвол (властвует не закон, а конкретное должностное лицо, "начальник"). Государство – не повелитель, а лишь инструмент в руках граждан, чьи права и свободы защищает закон.

 

 Историческая судьба сложилась лучше у западной цивилизации. Она постепенно все шире и шире раздвигала свои границы. В частности, утвердилась в Северной Америке, превратившись из европейской в евро-американсткую. Основные ее элементы творчески восприняты Японией и другими азиатскими странами, которые, благодаря этому, мощно ускорили свое развитие. Ныне эти элементы приобрели характер общечеловеческих ценностей – таких, как: рынок, частная собственность, предпринимательство, честная конкуренция, самостоятельность и свобода, равноправие и равноответственность всех граждан перед законом общества и др. Далее закономерен вопрос – а что же Россия: западный путь или вечное перепутье?

 

Россия в диалоге культур

Наша страна по многим критериям пока не достигла уровня передовых обществ. Причем это отставание сложилось давно: проходили века, сменялись цари, императоры, генсеки, многие из них пытались провести реформы, а Россия в целом оставалась "вечно догоняющей" Европу державой – как по эффективности экономики, так и по демократичности общественного устройства. Почему российское общество не вписывается в поток прогрессивной мировой цивилизации?

Споры о том, к какой цивилизации (восточной или западной) принадлежит Россия и как следует ей двигаться дальше, ведутся давно. Так, в 40-х – 50-х гг. XIX в. дискуссии по этим проблемам разделили российских интеллектуалов на два идейных лагеря: славянофилов и западников.

 

Контуры различий в подходах славянофилов и западников

 

Основные идеи славянофилов Основные идеи западников
Западная цивилизация обманула надежды, разрушает человека и идет к упадку. В России царят многовековой застой, бездеятельность и невосприимчивость к прогрессу.
Начатая Петром I европеизация российского общества нарушила органичное развитие доброй старой общинной Руси. Пока святая Русь спит, энергичный Запад благоустраивается и идет к вершинам цивилизации.
У России свой путь – на началах "соборности", любви, братства, смирения и верности православию. России следует проснуться и творчески усвоить исторические достижения Западной Европы.

 

В 20-30 гг. XX в. к славянофилам и западникам прибавилось еще одно самостоятельное направление – евразийство.Его сторонники (в основном русская эмигрантская интеллигенция, покинувшая страну после большевистского переворота 1917 г.) утверждали, что культура России не является ни европейской, ни азиатской, а занимает особое серединное – евразийское – положение.

При этом, однако, евразийство во многом перекликается с идеями славянофилов. В то же время евразийцев отличали от славянофилов некоторые идеи.

 

Евразийство

 

Сходства со славянофилами Отличия от славянофильства
 Глубокая антипатия к Западу и к его идейным поклонникам в России.   Корни русской нации не в Киевской Руси, а в евразийской империи Золотой Орды, поэтому восточные славяне едины с татарами, монголами, казахами, бурятами, якутами и другими народами Евразии
Петр I прервал особый путь России и начал европеизацию российской культуры.   Сила России не в местном самоуправлении, а в мощном, централизованном управлении, идеократическом государстве (основанном на "власти идеи").
Российский человек, в отличие от западного, не индивидуалист, а коллективист – "соборная" личность.  

 

 

Со времени тех исторических диспутов славянофилов и западников прошло более полутора веков, а в идейно-психологическом настрое и степени активности россиян мало что изменилось. Маниловщина (по имени Манилова – одного из героев "Мертвых душ" русского писателя Н. Гоголя – мечтательное, бездеятельное отношение к жизни) и обломовщина (по имени Обломова – героя романа "Обломов" русского писателя И. Гончарова – безволие, состояние бездеятельности и лени), ожидание манны небесной (от государства), пассивное созерцание того, как процветают другие народы, отлынивание от работы, празднолюбие и разгульное, беззаботное пьянство все так же широко распространены в нашем обществе.

И вокруг путей будущего развития страны сегодня все так же идут нескончаемые дискуссии.

Разумеется, у российского общества всегда были и останутся свои духовные особенности и неповторимые черты культуры. Но наряду с ними неизбежно и творческое усвоение того эффективного опыта, который выработан и проверен на практике современным цивилизованным Западом. Иначе Россия обречена оставаться "вечно вчерашней".

Диалог культур предполагает взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т.д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие две линии человеческой цивилизации можно выделить? Каковы их истоки?

2. Охарактеризуйте основные различие восточной и западной культур.

3. Какова историческая судьба западной цивилизации?

4. Какие две основные идеи сформировались в XIX в. по поводу путей развития России?

5. Каковы различия в подходах славянофилов и западников?

6. Что такое евразийство? Когда оно появилось? В чем его суть?

7. В чем перекликается и в чем расходится евразийство со славянофильством?

8. Какие негативные явления, описанные в русской литературе XIX в. характерны для нашего общества и сегодня? Как, по-вашему, их можно преодолеть?

9. Что такое диалог культур? Приведите примеры такого диалога в реальной жизни.

 

 

 



ТЕМА 18. МОРАЛЬ

 

1. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения.

2. Нравственный идеал.

3. Возникновение морали.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 459.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...