Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 16. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ




 

1. Основные формы культуры.

2. Разновидности культуры.

3. Функции культуры.

 

Основные формы культуры

Как само общество делится на разнообразные слои и социальные группы, так и его культура содержит различные пласты и сферы.

В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры: культуру народную, элитарную и массовую.

Народную культурутворит сам народ, поэтому имена авторов народного творчества, или фольклора (от англ. – народная мудрость, совокупность произведений народного творчества (сказки, былины, пословицы, частушки, песни, игры, ремесла и т.д.), чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки и т.д., а также народные художественные промыслы, из которых, например, в России вырастают целые производства (хохломская роспись по дереву, чернение по серебру Великого Устюга и др.).

Элитарную культурупрежде всего представляют так называемое высокое искусство и серьезная литература. Они создаются талантливыми, выдающимися живописцами, музыкантами, артистами, писателями и ориентированы на избранный круг людей, высокообразованную и творческую интеллигенцию. Вместе с тем в подобный "цвет общества" входят не только "профессионалы" – искусствоведы, литераторы, критики, композиторы, режиссеры, артисты и т.д. Здесь может оказаться любой человек – тонкий знаток и ценитель литературы, музыки, театра, музейных и выставочных экспозиций, получающий от соприкосновения с прекрасным духовное, эстетическое наслаждение.

Массовая культура,или, как ее иногда называют, поп-культура (от англ. рор. – “popular”-разговорное сокращение слова популярный, распространенный, общедоступный), предельно общедоступна, но большей частью сконцентрирована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удовлетворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутность и сильно подвержена штампам и моде и потому весьма преходяща.

Яркие примеры подобной культуры – музыкальные шлягеры-однодневки, бесконечно сменяющие друг друга и для многих служащие лишь звуковым фоном в повседневной суете; стандартные кинобоевики, триллеры, любовные романы, газетные "сенсации", о которых "все говорят" пару дней, а потом с равнодушием забывают и т.д.

 

Разновидности культуры

 

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи используют понятия "доминирующая культура" и "субкультура".

Доминирующая культурасодержит своего рода культурные универсалии данного общества, ценности и нормы большинства людей. Например, большинство россиян свободно владеет русским языком – языком межнационального общения; стремится получить как минимум среднее образование; любит ходить в гости и отменно принимает гостей, увлекается компьютерными играми и т.д.

Субкультура – это своего рода подкультура, часть общей культуры, отражающая отличительные черты, особые ценностные ориентиры и нормы поведения той или иной группы людей.

В многонациональном обществе существуют национальные субкультуры. В частности, у нас в Российской Федерации можно выделить десятки таких субкультур – башкирскую, дагестанскую, марийскую и т.д. Другими субкультурными формами могут быть: а) молодежная субкультура или б) субкультура пожилых людей; в) конфессиональная субкультура, отражающая особенности различных вероисповеданий (например, католическая, православная и протестантская субкультуры в рамках христианской культуры в целом); г) профессиональная субкультура, охватывающая "культурные универсалии" людей одной профессии (геологов, железнодорожников или банкиров) и т.д.

Наконец, еще одна субкультура носит особое название – контркультура(от лат. contra – против).Она называется так потому, что не просто отличается от доминирующей культуры, а противостоит ей, отвергая общепризнанные нормы и ценности.

Яркий пример из нашего недавнего прошлого – так называемое диссидентство в бывшем СССР. Его открытых представителей (очень смелых людей!) было немного, но они (даже будучи упрятанными в психбольницы, тюрьмы, лагеря) с помощью своих многочисленных друзей и помощников (в Союзе и за рубежом) создали особый (в основном подпольно-литературный) пласт культуры протеста против экономически и политически несостоятельной коммунистической системы, против диктатуры КПСС (среди них музыкант Мстислав Ростропович, академик Андрей Сахаров, писатель Александр Солженицин и др.).

В жизни, правда больше негативных примеров контр культуры. Это, в частности, с позволения, сказать "ценности" и "нормы" разного рода антиобщественных групп – террористов, воров, насильников, наемных убийц и тому подобных врагов человеческой культуры. Например, в основе бандитско-воровской контркультуры лежит установка на паразитизм – существование за счет других людей. Приверженцев такой контркультуры отличает пренебрежение к социальным нормам и ценностям – к элементарной добропорядочности, честности, уважению прав других людей, соблюдению законов и т.д. Для них характерны крайний эгоизм, черная зависть, лицемерие, злоба и полная неспособность к переживанию.

 

Функции культуры

 

Роль культуры в жизни человека трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком, а стадо первобытных людей – обществом. Не случайно так называемые феральные люди (от лат. fer – дикий зверь), т.е. те, кто был вырван из культурной среды общества и вырос в окружении животных, перестают быть человеком (у них не связной речи, мышления, человеческих чувств). Наиболее наглядно эта роль культуры проявляется в следующих взаимосвязанных функциях культуры.

1. Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает эрудицию.

2. Воспитательная функцияимеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общения друг с другом и постепенно начиная понимать, что путь к нормальным человеческим отношениям пролегает через личную сдержанность, терпимость к особенностям окружающих, через взаимные доброжелательность и уступки. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека.

3. Регулирующая функцияпроявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.

4. Объединяющая функцияобеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе. При этом культура общества создается многими поколениями, каждое из которых добавляет к полученному от предков культурному наследию свой культурный пласт.

 

Вопросы и задания

1. Назовите основные формы культуры. В зависимости от чего их выделяют?

2. Охарактеризуйте основные формы культуры.

3. Объясните понятия "доминирующая культура" и "субкультура". Приведите примеры.

4. Что такое контркультура? Приведите примеры.

5. В чем проявляется роль культуры в обществе?

6. Охарактеризуйте функции культуры.

 



ТЕМА 17. ДИАЛОГ КУЛЬТУР

 

1. Западная и Восточная культура.

2. Россия в диалоге культур.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...