Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы и методы научного познания
Эмпирические научные знания добываются в ходе наблюдений и эксперимента. Экспериментальное естествознание возникло в XVII в. До этого исследователи опирались, главным образом, на повседневный опыт, здравый смысл, наблюдение. С развитием техники, появлением новых механизмов, приборов, инструментов возникли условия для проведения экспериментов. Кроме того, человек нового времени был нацелен на проявление активности во всех сферах жизни, включая и вторжение в тайны природы. Латинское слово "экспериментум" буквально означает пробу, опыт. Эксперимент есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, а также подвергнуть его специальным воздействиям. Вместе с тем, нередко именно наблюдение открывает дорогу эксперименту. Так, английский придворный врач В. Гилбер натирал шерстью или мехом янтарь, алмаз, стекло и наблюдал, как после этого к ним притягиваются мелкие тела. Гилбер и название придумал этому явлению – электричество (от греч. названия янтаря – электрон). Это еще не строгий эксперимент, но уже шаг к нему. А вот датский физик Х. Эрстед, используя по сегодняшним меркам простейшие приборы – гальваническую батарею, проволоку, магнитную стрелку, провел настоящий эксперимент. Постепенно эксперименты усложнялись, становились более трудоемкими. Составляющими эксперимента являются: экспериментатор, изучаемое явление, приборы. В случае приборов речь идет не о технических устройствах типа компьютеров, микро- и телескопов, призванных усилить чувственные и рациональные возможности человека, а о приборах-детекторах, приборах-посредниках, фиксирующих данные эксперимента, испытывающих непосредственное влияние изучаемых явлений. Как видим, экспериментатор находится "во всеоружии", на его стороне кроме всего прочего профессиональный опыт и, что особенно важно, владение теорией. В современных условиях эксперимент чаще всего проводится группой исследователей, которые действуют согласованно, соизмеряя свои усилия и способности. Теоретический уровень познания реализуется посредством понятий, законов, принципов. Теория есть система понятий, законов, принципов, которая позволяет описать и объяснить некоторый класс явлений и наметить программу действий по их преобразованию. Метод теории – это способ достижения цели теоретическом путем. Главнейшими среди теоретических методов являются: аксиоматический, конструктивистский, гипотетико-дедуктивный и прагматический. При аксиоматическом методе научная теория строится в виде системы аксиом и правил вывода, позволяющих путем логической дедукции получить утверждения (теоремы) данной теории. Аксиома – это положение, принимаемое без логического доказательства. Аксиомы не должны противоречить друг другу. Данный метод широко используется в математике. В логико-математических науках и информатике наряду с аксиоматическим широко используется конструктивистский метод. Здесь начинают разверстку теории не с аксиом, а с понятий, правомерность использования которых считается интуитивно оправданной. Задаются правила построения новых теоретических конструктов. Статус научности придается лишь тем конструктам, которые удалось построить. Построение актуально бесконечно большого числа не принимается, ибо его нельзя построить. Считается, что данный метод – лучшее средство против появления логических противоречий. Концепт сконструирован, следовательно, сам путь его построения непротиворечив. В естествознании широко применяется гипотетико-дедуктивный метод. Гипотеза есть предположение, догадка. Иногда гипотезу воспринимают как что-то надуманное, искусственное. Но научный поиск без них невозможен. В ходе исследования наступает этап, когда новые факты не укладываются в рамки прежних объяснений. Вот здесь и выдвигаются разнообразные гипотезы, отдельные из которых затем находят подтверждение. Так, физик П. Дирак за несколько лет до открытия самой частицы предсказал существование антиэлектрона (позитрона). Есть гипотезы, которые ждали своего подтверждения многие столетия. Это относится к идее Демокрита, выдвинутой им в IV в. до н.э., об атомном строении вещества. В отличие от аксиом математики и логики гипотезы из арсенала естествознания нуждаются в эмпирическом подтверждении. Специфику технических и гуманитарных наук наиболее полно выражает прагматический метод. Суть самого прагматического метода составляет логика так называемого практического вывода. Субъект А намеревается осуществить p. Субъект А считает, что он не может осуществить p, если он не совершит с. Следовательно, А принимается за совершение с. Здесь между А и p оказывается с (средство), не обладающее самостоятельным смыслом без p. Построения в духе конструктивизма выполняются линейно, в нашем случае они имели бы вид А – с – p. Логика же практического вывода имеет вид А – p (цель) – с (средство). Как видим, практический вывод обладает только ему присущей спецификой. Если рассмотренные выше теоретические методы оказываются неприемлемыми, то приходится обращаться к другим методам, описательным. Описание изучаемых явлений может быть словесным (вербальным), графическим, схематическим, формально-символическим. Описательные методы широко используются, например, в биологии и социологии. Для определенных явлений описательный метод является наиболее адекватным: просто явления таковы, что они не подчиняются слишком жестким требованиям. Каждый из нас, будучи даже очень далек от профессиональной научной деятельности, постоянно пользуется плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей. Но наука входит в нашу жизнь не только через эту "дверь" массового производства, технических новинок, бытового комфорта и т.д. Научные представления об устройстве мира, о месте и роли человека в нем (научная картина мира) в той или иной степени проникают в сознание каждого отдельного человека. Выработанные наукой принципы и подходы к осмыслению действительности становятся ориентирами и в нашей повседневной жизни. Примерно с XVII в., по мере развития индустриального общества, все более укреплялся авторитет науки и принципов научного мышления, постепенно вытесняя или ослабляя влияние альтернативных картин мира и иных способов познания (мистицизма, астрологии). Научное познание (знание) существенно отличается от обыденного. Оно представлено в формах, доступных всему человечеству (отсюда – проверяемость научного знания). Его отличает стремление к объективности. Для его получения ученые применяют специальные приемы (техники и методологии), требующие особой подготовки, навыков и сочетания определенных личных качеств.
Вопросы и задания
1. Каковы особенности научного познания? Дайте определение науке. 2. Какие уровни выделяют в научном познании, что они включают? 3. Чем, на ваш взгляд, научный закон отличается, к примеру, от юридического закона? 4. Каковы основные способы и методы научного познания? 5. Только в состав научного знания входят А) установленные факты Б) экспериментально обоснованные выводы В) логические умозаключения Г) результаты наблюдений. 6. Проанализируйте следующие утверждения, какое из них является научным? А) планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями; Б) жизнь человека определяет то, какой знак Зодиака оказался восходящим в момент его рождения; В) планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству; Г) со временем некоторые звезды становятся красными гигантами. 7. Существуют два противоположных взгляда на соотношение науки и религии: 1) наука и религия непримиримы, успехи науки подрывают религиозные мировоззрения; 2) религия и наука могут совмещаться в мировоззрении личности как два независимых начала, относящихся к разным сферам духовного мира. Какая точка зрения вам представляется более убедительной? Свой ответ обоснуйте. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 422. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |