Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Свободное воспитание – детоцентриская ориентация в теории и практике образования
Цель: раскрыть сущность и показать значение свободного воспитания как одного из прогрессивных гуманистических направлений в истории педагогики, предполагавшего обеспечение наиболее благоприятных условий для естественного творческого развития личности каждого ребёнка; сформировать представления о том, что реформаторская педагогика явилась закономерным этапом в развитии теории и практики образования в ХIХ-ХХ вв. Задачи:студенты должны знать ведущие педагогические идеи и взгляды сторонников свободного воспитания (Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори, Р. Штайнер и др.); сущность принципа свободного воспитания; основные течения реформаторской педагогики; отличие реформаторской педагогики от традиционной; уметь характеризовать опыт основных разновидностей экспериментальных (инновационных) учебных заведений в странах Западной Европы и США, осуществлять сравнительный анализ основных положений реформаторских направлений; синтезировать и обобщать информацию, полученную из разных источников; показывать влияние идеи свободного воспитания на прогрессивное развитие педагогической практики, в том числе деятельность современных школ. Основные понятия:естественное воспитание; свобода личности как естественное право человека; свободное воспитание; реформаторская педагогика («новое воспитание»); трудовая школа; социальная педагогика; функциональная педагогика; прогрессивное воспитание; педоцентризм; детоцентризм; педагогика личности; новые («экспериментальные») школы; метод проектов; обучение на основе «центров интересов»; «воспитание посредством искусства»; система индивидуального обучения «Виннетка-план»; «Дальтон-план»; «Йена-план»; «Говард-план»; метод свободной групповой работы Р.Кузинэ и др. Персоналии: Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори, О. Декроли, Я. Корчак, С. Френе, П. Петерсен, Э. Паркхерст, Р. Штайнер. Основные труды: Ж.-Ж. Руссо «Эмиль или О воспитании» (1762); Р. Штайнер «Образование ребенка» (1907); «О ребенке и педагогике» (1922); Я. Корчак «Как любить ребенка» (1919). Форма изучения:семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий, самостоятельная работа. I. Теоретическая часть План 1. Теория «естественного воспитания». Ж.Ж. Руссо. Система воспитательных воздействий, обеспечивающих свободное развитие личности ребенка. 2. Детоцентризм в европейской педагогике XX века. Принципы, взаимоотношения учителя и воспитанников в образовательном процессе, ориентация на «развитие индивидуальности». 3. Лига «прогрессивного воспитания». Концепции и практика «нового воспитания». «Дом сирот» Я. Корчака, «Дом ребенка» М. Монтессори, «Центры интересов» О. Декроли, Трудовая школа С. Френе, «Йена-план-школа» П. Петерсена, «Дальтон-план-школа» Э. Паркхерст, Вальдорфская школа Р. Штайнера. 4. Опыт экспериментальных учебных заведений в странах Западной Европы и США. Кэмпхельские общины, сельские общины, школы-лаборатории, «свободные» школы. Основная литература 1. Воронина, С.А. Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие / С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с. 2. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008. 3. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с. 4. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001. 5. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е издание, стер. – М.: Академия, 2009. – 432 с. 6. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с. 7. Хрестоматия по истории педагогики. Т.2. Новое время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006. 8. Хрестоматия по истории педагогики. Т.3. Новейшее время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006. 9. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html 10. История педагогики. Развитие школы и педагогики в США, Европе и России. www.historyofpedagogy.ru 11. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/ Дополнительная литература 1. Кувырталова, М.А. История образования и педагогической мысли /М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. 2. Монтессори М. О принципах моей школы// Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира// Хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. – СПб., 1997. 3. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян.– М.: ВЛАДОС, 2003.
II. Практическая часть 1. Ответьте на вопросы: 1) Что побудило Ж.-Ж. Руссо к обоснованию теории естественного свободного воспитания? 2) В чём заключается различие трактовки принципа природосообразности воспитания в педагогических учениях Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци? 3) Почему Руссо предлагает воспитывать ребёнка на лоне природы (в естественных условиях)? 4) Как Вы относитесь к методу естественных последствий? 2. Охарактеризуйте основные течения реформаторской педагогики. 3. Ответьте на вопросы: 1) Чем отличается педагогический традиционализм от реформаторской педагогики? 2) Почему реформаторскую педагогику называют новым воспитанием? 3) Что означает ориентация на «развитие индивидуальности»? 4. Охарактеризуйте детоцентризм в европейской педагогике XX века. 5. Раскройте принципы взаимоотношения учителя и воспитанников в образовательном процессе в «новых школах». 6.Заполните таблицу Основные течения реформаторской педагогики
Кратко охарактеризуйте представителей зарубежных педагогических течений конца XIX- начала XX вв.: а) свободное воспитание, б) экспериментальная педагогика, в) педагогика прагматизма, или прогрессивизма, г) педагогика личности, д) функциональная педагогика, е) воспитание посредством искусства, ж) трудовое обучение и воспитание. Задания творческого характера 1. Подготовьте сообщение об одном из экспериментальных учебно-воспитательных учреждений: · Новые школы (С. Редди, Дж. Бэдли, Э. Демолен) · Сельские воспитательные дома (Герман Литц, Густав Винекен) · Новая школа в Саммерхилле (А.Нейл), школа в Дарингтон-Холле · Школа свободной умственной работы (Гуго Гаудинг, г. Лейпциг), школа имени Лихтварка (г. Гамбург), Вальдорфская школа (Р. Штайнер, г. Штутгарт) · Школа Дальтон-план (Э. Паркхерст, г. Дальтон, США) · Школа в Бикон-Хилле (Бертран Рассел) · Начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете, в Бремене и Дрездене) · Школа Г. Шаррельмана · Школа для жизни (О. Декроли) · Начальная школа Селестена Френе 2. Подготовьте презентацию по одной из тем: 1) «Дом сирот» Я. Корчака, 2) «Дом ребенка» М. Монтессори.
Тема 7. |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |