Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философская культура и образование в Древнем мире




Тема 1.

Теоретико-методологические основы курса

Цель: раскрытьтеоретико-методологические основы курса;показать сущность и значение истории образования как учебной дисциплины.

Задачи:студенты должны знать основные понятия по данной теме,сущностные характеристики педагогической деятельности и педагогической профессии; основные методы исторического анализа педагогических событий и явлений; Великие цивилизации и их значение в развитии традиций и новаций в образовании; уметь характеризовать систему образования как культурный посредник; раскрывать специфику педагогической профессии, гуманистическую природу педагогической деятельности, ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем; давать общую характеристику мирового историко-педагогического процесса и ведущих педагогических идей в истории человечества на разных этапах развития.

Основные понятия: педагогика как наука; предмет педагогики; образование; просвещение; воспитание; обучение; система образования как культурный посредник; образовательная парадигма;педагогическая идея; педагогическая концепция;педагогическая деятельность; педагогическая профессия; ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем; методы исторического анализа педагогических событий и явлений (сравнительно-сопоставительный, сравнительно-генетический, парадигмальный, метабиографический и др.); Великие цивилизации (Дальневосточная, Южно-Азиатская, Ближневосточная, Западная); мировой историко-педагогический процесс.

Форма изучения:семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дисскусия), самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Педагогика как наука и как учебный предмет. Педагогическая терминология. Соотношение понятий «образование», «воспитание» и «обучение»: традиция и современные подходы.

2. Основные подходы в истории педагогической мысли к осмыслению проблемы педагогики как науки и «искусства» (практики) воспитания и образования личности ребёнка.

3. Образование как системообразующее понятие. Исторические основы формирования теории образования. Система образования как культурный посредник. Смена образовательной парадигмы. Аксиологический, культурологический, парадигмальный подходы к трактовке истории образования и педагогической мысли.

4. Сущностные характеристики педагогической деятельности и педагогической профессии.

5. Методы историко-педагогического познания.

6. Великие цивилизации (Дальневосточная, Южно-Азиатская, Ближневосточная, Западная), их значение в развитии традиций и новаций в образовании. Цивилизационный подход к трактовке истории образования и педагогической мысли.

7. Понятие мирового историко-педагогического процесса. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития.

Основная литература

1. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. А. С. Роботовой - М., 2007.

2. Воронина, С.А. Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие / С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.

3. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие /Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская - М., 2008.

4. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонова; под ред. А. А. Орлова - М., 2008.

5. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.

6. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

7. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

8. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е издание, стер. – М.: Академия, 2009. – 432 с.

9. Латышина, Д. И. История педагогики и образования: Учебник для вузов/ Д. И. Латышина.– М.: Гардарики, 2008. - 526 с.

10. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

11. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/

Дополнительная литература

1. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев - М., 2004.

2. Кувырталова, М.А. История образования и педагогической мысли /М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.

3. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика /Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская - М., 2006.

4. Свадковский, И. Ф. Введение в педагогику / И. Ф. Свадковский; под ред. В. А. Сластенина - М., 2005.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. вузов / В.А. Сластенин – 9-е изд, стер. - М., 2008.

6. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян.– М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. Д. Якушева - М., 2008.

 

II. Практическая часть

1. Составьте глоссарий по теме. Дайте определения следующим понятиям:педагогика; образование; просвещение; воспитание; обучение; система образования; образовательная парадигма;педагогическая идея; педагогическая концепция;педагогическая деятельность; педагогическая профессия; методы исторического анализа педагогических событий и явлений (сравнительно-сопоставительный, сравнительно-генетический, парадигмальный, метабиографический и др.); Великие цивилизации (Дальневосточная, Южно-Азиатская, Ближневосточная, Западная); мировой историко-педагогический процесс.

2. Раскройте соотношение понятий «образование», «воспитание» и «обучение».

3. Ответьте на вопросы:

1) В чём заключается культурно-исторический характер целей образования?

2) Как влияют на образование общественные и религиозные организации?

3) Назовите документы, регламентирующие содержание образования

4) В чём заключается гуманистическая природа педагогической деятельности?

4. Раскройте содержание методов исторического анализа педагогических событий и явлений (сравнительно-сопоставительный, сравнительно-генетический, парадигмальный, метабиографический и др.).

5. Охарактеризуйте великие цивилизации (Дальневосточная, Южно-Азиатская, Ближневосточная, Западная). Покажите их значение в развитии традиций и новаций в образовании.

6. Кратко охарактеризуйте ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития.

…7. Составьте таблицу «Концептуальные подходы к трактовке истории образования и педагогической мысли» (аксиологический подход, культурологический подход, парадигмальный подход, цивилизационный подход). Укажите авторов и кратко охарактеризуйте каждый подход.

Тема 2.

Философская культура и образование в Древнем мире

Цель:раскрыть генезис воспитания и особенности развития образования в восточной и западноевропейской цивилизациях.

Задачи:студенты должны знать основные педагогические идеи древних философов,типы школ, цели обучения и воспитания в странах восточной и западноевропейской цивилизаций; уметь анализировать педагогические взгляды античных мыслителей; вычленять общие тенденции и закономерности развития школы и педагогической мысли в контексте культурно-исторических типов цивилизаций; раскрывать специфические особенности в решении проблем обучения и воспитания и обусловившие их факторы.

Основные понятия: Древневосточная цивилизация; «дома табличек» (эддубы), царские школы, семейные школы, лесные школы, школы вед; ученичество; конфуцианство; кастовое воспитание; эллинская культура; педагог, софисты; афинская система воспитания; мусические и гимнастические (палестры) школы; гимнасии; эфебии; римская система образования; риторическая школа.

Персоналии: Конфуций; Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит; Цицерон; Квинтилиан.

Форма изучения:семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дисскусия); самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Цивилизации Древнего Востока - один из источников мировой философской культуры. «Ученичество» - как особый вид взаимодействия наставника и воспитанника. Этико-педагогические идеи Конфуция. Школьная система в Китае.

2. Эллинская культура и образование. Педагог, софисты, образовательные идеалы античности. Педагогические идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита. Система учебных заведений в Афинах.

3. Римская школа, национальное образование, доступность и практическая направленность обучения. Учитель римского народа Цицерон. Педагогические указания Квинтилиана.

Основная литература

1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.

2. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

4. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е издание, стер. – М.: Академия, 2009. – 432 с.

5. Хрестоматия по истории педагогики. Т.1. Античность.Средневековье/ Под ред. А. И. Пискунов.– М.: Сфера, 2006.

6. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

7. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. www.pedl.b.ru /Books/istoriya_pedagogiki/

Дополнительная литература

1.Кувырталова, М.А. История образования и педагогической мысли /М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.

2.Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян.– М.: ВЛАДОС, 2003.

II. Практическая часть

1. Опишите основные типы школ в их историческом развитии.

2. Ответьте на вопросы:

1) Почему появилась потребность в школах?

2) Какие факторы обусловливают специфику школ в эпоху Античности?

3) Какие педагогические традиции прослеживаются в развитии школьной практики в цивилизациях Востока и Западной Европы?

3. Заполните таблицу:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...